Идентификация пищевой продукции




Одной из составных частей обеспечения необходимого уровня качества пищевой продукции является ее идентификация.

Идентификация — установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.

Функциональная роль идентификации пищевой продукции направлена на:

♦ отождествление продовольственного сырья и продуктов питания с конкретным наименованием, сортом, типом и товарной партией;

♦ доведение до потребителей необходимой информации;

♦ подтверждение подлинности товара.

Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются: изготовитель - при приемке сырья и полуфабрикатов, производстве и отпуске пищевой продукции; продавец — при заключении договоров купли-продажи, приемке товара и подготовке его к продаже; потребитель - при покупке продукции, ориентируясь на информацию о ней и собственный опыт.

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментную, качественную и партионную.

Ассортиментная идентификация - это установление соответствия наименования товара его ассортиментной характеристике, обусловливающей предъявляемые к нему требования.

Этот вид идентификации приобретает особое значение при товарной экспертизе и сертификации пищевой продукции; является методом выявления несоответствия.

Качественная идентификация — установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.

При такой идентификации устанавливается степень соответствия пищевой продукции по качеству требованиям стандартов, ТУ и др. Оцениваемую продукцию по результатам идентификации делят на следующие группы:

♦ стандартная;

♦ нестандартная;

♦ условно пригодная и непригодная для пищевых целей продукция.

Стандартную продукцию в случае ее товарной сортности оценивают на соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводительных документах.

Партионная идентификация — установление принадлежности представленной части товара (пробы, образца, единичного экземпляра) к конкретной товарной партии.

Это наиболее сложный вид идентификации, так как не всегда удается установить принадлежность того или иного образца пищевой продукции одной партии.

В России маркировка, идентифицирующая конкретную товарную партию, применяется лишь для консервной продукции. Для других видов продукции такая маркировка не разработана. За рубежом попытки нанесения определенной информации, позволяющей идентифицировать принадлежность продукции конкретной товарной партии, предпринимаются.

Маркировка является важнейшим средством идентификации пищевой продукции. К другим средствам идентификации относятся нормативные документы - стандарты, технические условия, правила и др., регламентирующие показатели качества, а также технические документы, в том числе товарно-сопроводительные — сертификаты качества, качественные удостоверения, накладные и т.п.

Назначением указанных средств является регламентация критериев идентификации.

Критерии идентификации - это характеристики продукции, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, Установленными нормативной документацией.

В стандартах, технических условиях, правилах Системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматриваются три группы показателей:

♦ органолептические;

♦ физико-химические;

♦ микробиологические.

Для характеристики потребительских свойств пищевой продукции приемлемы только органолептические и физико-химические качества. Микробиологические показатели являются показателями безопасности и не могут быть критериями идентификации.

При выборе критериев идентификации следует руководствоваться следующими требованиями:

♦ типичность для конкретного вида;

♦ объективность и сопоставимость;

♦ проверяемость;

♦ трудность фальсификации.

Наибольшую значимость как критерий идентификации имеет типичность, так как для натурального кофе наиболее типичным критерием идентификации является содержание кофеина и микроструктура тканей. При этом критерии идентификации должны быть объективными и сопоставимыми.

Одним из важнейших требований идентификации является также возможность получения одних и тех же или близких результатов при оценке одинаковой продукции различными субъектами, то есть должна обеспечиваться проверяемость принятых критериев.

Кроме того, выбираемые критерии идентификации должны обусловливать возможность выбора таких характеристик, при подделке которых фальсификация становится дорогостоящей и бессмысленной.

К трудно фальсифицируемым критериям, например, относят жирнокислотный состав коровьего масла, микроструктуру кофе, дисперсность коллоидных систем вин и т.д.

Таким образом, необходимость дополнения стандартов и ТУ надежными критериями идентификации не вызывает сомнений, причем эти критерии должны быть выделены в особую группу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: