Экономика Беларуси включает 8 комплексов: топливно-энергетический, металлурго-машиностроительный, лесопромышленный, химический, агропромышленный, социальный, строительно-промышленный и транспортный (Киреенко, 2003).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает топливную и нефтеперерабатывающую промышленность, а также электроэнергетику. В настоящее время в Беларуси ежегодно добывается 1,6 – 1,8 млн. тонн нефти и 600-800 млн. м³ попутного газа на месторождениях Припятского прогиба. Учитывая то, что ежегодно в Беларуси используется около 35 млн. тонн условного топлива этого количества явно не достаточно. Недостающее количество топлива поставляется из России.
Нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси представлена Новополоцким производственным объединением «Нафтан» и акционерным обществом «Мозырский НПЗ», которые ежегодно перерабатывают свыше 40 млн. тонн нефти.
Основой электроэнергетики Беларуси являются тепловые электростанции (ТЭС). На территории страны действует более 20 ТЭС. Самая крупная из них – Лукомская ГРЭС (мощность 2,4 млн. кВТ) – дает около 40 % всей электроэнергии Беларуси. В настоящее время она использует природный газ. К числу крупных относятся Березовская ГРЭС (920 тыс. кВт), Минская ТЭЦ-4 (700 тыс. кВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 тыс. кВт) и др. Всего электроэнергетика потребляет 60 % всех топливно-энергетических ресурсов страны.
В разные периоды на территории было построено свыше 20 ГЭС небольшой мощности. Наиболее мощные из них Осиповичская (2,2 тыс. кВт) и Чичиринская (1,5 тыс. кВт) на р. Друть. Однако около четвертой части всей потребляемой в стране электроэнергии поступает из Литвы (Игналинская АЭС) и России (Смоленская АЭС). Общая мощность энергосистемы Беларуси в 2000 году составила 7838 млн. кВт, а производство электроэнергии 26095 млн. кВт/ч
|
Металлурго-машиностроительный комплекс включает металлургическую и машиностроительную промышленность. Черная металлургия в Беларуси начала действовать с 1984 года, когда был построен Жлобинский металлургический завод, работающий на переработке металлолома. В настоящее время он выпускает в год около 500 тыс. тонн проката и 200 тыс. тонн литых заготовок. Сталь выплавляют также литейные цеха отдельных машиностроительных заводов.
В Беларуси действует 12 производственных участков порошковой металлургии (в основном в Минске). Работает специализированный Молодечненский завод порошковой металлургии.
Машиностроительная промышленность в основном территориально сосредоточена в Минске, Могилеве, Гомеле и Витебске.
Транспортное машиностроение представлено автомобиле- и судостроением. Основным предприятием этой отрасли является Минский автомобильный завод (МАЗ), который дал первую продукцию в 1947 году. В настоящее время это крупнейшее (по количеству занятых работников) предприятие в стране выпускает более 30 модификаций автомобилей. В 1958 г. в Жлобине начал работать БелАЗ – завод по производству гигантских самосвалов и автомобилей-тягочей.
С 1966 года работает автомобильный завод в Могилеве, который выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы. Специализированные предприятия, поставляющие автозаводам узлы, оборудование, агрегаты расположены в Осиповичах, Барановичах, Борисове, Гродно. В последние годы организовано производство автобусов в Лиде и Пинске.
|
Судостроение представлено производством грузопассажирских катеров в Витебске, речных трамваев в Бобруйске, буксиров-толкателей и катеров на подводных крыльях в Гомеле, а также несамоходных судов в Пинске, Речице, Петрикове.
Станкостроительная и инструментальная промышленность Беларуси очень разнообразная. Главными предприятиями этой отрасли являются Минский и Оршанский станкостроительные заводы. Заводы автоматических линий и агрегатных станков работают в Минске, Молодечно, Витебске и Гомеле.
Приборостроительная, радиоэлектронная и электротехническая промышленность выпускает электронные и вычислительные машины, средства автоматизации, часы, оптику, фотоаппараты телевизоры радиоприемники холодильники электродвигатели и многочисленные бытовые приборы. Предприятия этих отраслей находятся в Минске, Бресте, Гомеле, Гродно, Могилеве и других городах.
Лесопромышленный комплекс включает лесное хозяйство, лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность. Ежегодно в Беларуси заготовляется около 8 млн. м³ древесины. По объемам заготовки выделяются Минская, Витебская и Гомельская области. В Борисове и Бобруйске действуют самые крупные лесокомбинаты.
Деревообрабатывающая промышленность занимается обработкой и переработкой древесины. Она дает около 60 % валовой продукции всего комплекса и специализируется на выпуске мебели, древестно-волокнистых (ДВП) и древесно-стружечных плит (ДСП), спичек, древесных и оконных блоков, паркета, фанеры и т.п.
|
В Беларуси работает 11 объединений по производству мебели, крупнейшие из которых – «Минскмебель», «Бобруйскдрев», «Гомельдрев», «Витебскдрев». Крупнейшие деревообрабатывающие комбинаты находятся в Витебске и Гомеле, фанерно-спичечные в Борисове, Гомеле, Пинске. ДСП изготавливают в Речице, Пинске, Мозыре, Витебске, Бобруйске, Мостах; ДВП – в Бобруйске, Гомеле, Витебске.
Целлюлозно-бумажная промышленность дает 23 % всей продукции комплекса и специализируется на выпуске бумаги, картона, обоев, целлюлозы и побочной продукции (этиловый спирт, кормовые дрожжи и др.). В Беларуси действует 8 крупнейших предприятия по производству бумаги и картона – в Слониме, Добруше, Шклове, Борисове, Чашниках и др. Целлюлозно-бумажный завод работает в Светлогорске.
Лесохимическая промышленность дает около 2 % валовой продукции комплекса. Она представлена добычей живицы из сосны и производством из нее канифоля и скипидара на Борисовском бумажно-лесохимическом заводе.
Химический комплекс специализируется на выпуске химических волокон и нитей, синтетических смол, пластмассе, шин, резинотехнических изделий, кислот, лаков, красок, товаров бытовой химии, лекарств и др.
Химические волокна выпускают Могилевский комбинат искусственного волокна, Светлогорский завод искусственных нитей, Новополоцкое ПО «Полимер», Гродненский завод синтетического волокна. Производство синтетических смол и пластмасс осуществляется на Новополоцком ПО «Полимер», Лидском ПО «Лакокраска», Полоцком ПО «Стекловолокно» и др.
Шинная промышленность Беларуси дает более 70 % соответствующей продукции в странах СНГ. ПО «Белшина» (Бобруйск) обеспечивает выпуск более двадцати типоразмеров шин. Производство резиновой обуви осуществляется на Кричевском и Копыльском заводах резиновых изделий, Гомельском заводе химических изделий. Главным предприятием лакокрасочной промышленности является Лидское ПО «Лакокраска», а промышленность бытовой химии представлена Барановическим и Брестским заводами бытовой техники.
Химико-фармоцевтическая промышленность занята производством синтетических лекарственных средств, медикоментов из растительного сырья, витаминов и др. препаратов представлена концерном «Белбиофарм», предприятия которого размещены в Минске, Борисове, Несвиже, Драгичине.
Агропромышленный комплекс (АПК) включает сельское хозяйство, а также отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и производство химических удобрений) и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья (пищевая и лакообрабатывающая промышленность).
Сельское хозяйство занимает доминирующее положение в АПК на его долю приходится 48 % общей продукции комплекса и 18,5 % валового национального продукта. Оно имеет две основные отрасли – растениеводство и животноводство. На долю первого приходится 45,9 % всей валовой продукции, а второй – 54,1 %. Сельскохозяйственные угодья составляют около 48 % площади страны. Из них пашней занято 58 % сенокосами и пастбищами – 40 %, садами и ягодниками – 2 %. Около 41 % посевных площадей заняты кормовыми культурами, 39 % - зерновыми, 15 % - картофелем и овощами и 5 % техническими. Среди зерновых культур на первом месте стоит ячмень, на втором – рожь, а на третьем – овес. Выращиваюся также озимая пшеница и гречиха. В посевах кормовых культур преобладают травы, зерно-бобовые (люпин, вика, люцерна) и кукуруза.
К основным техническим культурам относятся лен и сахарная свекла. Посевы льна сконцентрированы в северных районах страны, а сахарной свеклы в западных и юго-западных. Выращивание картофеля, в основном, сосредоточено в центральных районах страны, а овощеводство приурочено к пригородным зонам В Беларуси выращивается 30 видов овощей, потребность в которых удовлетворяется на 50 %. В целом, урожайность зерновых культур и картофеля в Беларуси в 3-4 раза ниже, чем в других странах Западной Европы, расположенной в такой же природной зоне.
В структуре садоводства, которое развито в южных и юго-западных районах Беларуси доминируют яблони и груши (89 %), 9 % занято вишнями, сливами, черешнями и только 2 % ягодниками.
В животноводстве Беларуси доминирует разведение крупного рогатого скота. На севере страны в пригородных зонах преобладает его молочное направление. На юге мясомолочное, а в остальных районах – молочно-мясное. Второе место в структуре животноводства занимает свиноводство (преобладает в центральных и южных районах). В частных хозяйствах насчитывается около 40 % поголовья свиней. Наиболее развивающимися направлениями животноводства являются птицеводство (в пригородных зонах), коневодство, рыбоводство (на водохранилищах и специализированных рыбохозяйствах), звероводство (в специализированных питомниках и хозяйствах).
Сельскохозяйственное машиностроение представлено 18 предприятиями, главнейшим из которых является Минский тракторный завод (МТЗ), работающий с 1946 года. Он выпускает 22 модели универсальных тракторов. Другими крупными предприятиями этой отрасли являются «Госельмаш» (силосоуборочные комбайны, тракторные прицепы), «Лидсельмаш» (картофелеуборочные и др. машины), «Бобруйсксельмаш» (прицепы-разбрасыватели удобрений), «Брестсельмаш» и «Мозырьсельмаш» (тепрлогенераторы).
Производство минеральных удобрений является одной из ведущих отраслей (АПК). Калийные удобрения занимают 80 % в этом производстве. В Солигорске работает 4 калийных комбината на местном сырье. Беларусь полностью обемпечивает себя калийными удобрениями и 60 % произведенной продукции экспортирует. Производство азотных удобрений сконцентрировано на Гродненском ПО «Азот». Около половины этой продукции идет на экспорт. Фосфорные удобрения производятся на Гомельском химическом заводе, который работает на привозном сырье.
В отраслях по переработке сельскохозяйственного сырья основное место занимает пищевая промышленность. Около половины продукции этой отрасли дает мясомолоное производство. Из центров маслосыродельной продукции выделяются Борисов, Несвиж, Щучин, Толочин, Слуцк, Пружаны др., в производстве молочных консервов – Глубокое, Рогачев, Лепель, Волковыск. Мясная промышленность объединяет 23 крупных мясокомбината. Они сосредоточены в крупных городах и в районах получения сырья.
Сахарная промышленность Беларуси представлена четырьмя заводами (Скидель, Слуцк, Городея, Жабинка) которые только на половину обеспечивают потребность населения страны. Крупные центры кондитерской промышленности – Минск, Гомель, Бобруйск, Наровля. Из других видов пищевой промышленности в Беларуси развита мукомольно-крупяная, ликеро-водочная т винодельная.
Социальный комплекс базируется, в основном, на легкой промышленности, которая объединяет 489 предприятий. Все отрасли легкой промышленности разделяются на три группы: 1) отрасли первичной переработки сырья; 2) текстильная промышленность; 3) швейная и обувная. Ведущая отрасль комплекса – текстильная промышленность. Она насчитывает более 100 предприятий. Основное место принадлежит шерстяной, льняной, хлобчатобумажной и шелковой промышленности. В Минске и Гродно выпускают тонкое сукно, в Бресте и Витебске – ковры, в Орше – льняное полотно; шелковые ткани в Витебске, Могилеве, хлобчатобумажные в Барановичах и Могилеве. Наиболее крупные трикотажные центры – Пинск, Жодино, Солигорск, Витебск, Гомель, Минск.
Швейная и обувная промышленность развиты повсеместно. Обработка меха и пошив из него налажены в Витебске и Бобруйске. Крупнейшие предприятия по пошиву обуви размещены в Витебске, Гродно, Лиде, Минске, Бобруйске.
Строительно-промышленный комплекс включает промышленность строительных материалов и строительство. Производство промышленности стройматериалов базируется на использовании местного минерального сырья. Из мела и мергеля производят цемент в Волковыске, Кричеве и Костюковичах. На глинах работают основные кирпичные заводы Беларуси (Брестский, Минский, Витебский, Гродненский, Полоцкий и др. комбинаты стройматериалов).
Заводы железобитонных изделий и конструкций работают в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно, Светлогорске, Орше, Барановичах, Молодечно. На базе месторождений строительного камня Микашевичи и Глушковичи работает ПО «Гранит». В его составе горный цех (бутовый камень, гравий), завод полированного гранита и завод специального железобитона.
Стекольная и фарфоро-фаянсная промышленность также частично работает на местном сырье (стекольные пески, каолинитовые глины). Строительное стекло выпускают в Гомеле и Гродно. Хрустальные изделия изготовляют в Борисове и Березовке. Фарфоро-фаянсные заводы действуют в Минске и Добруше, зеркала производят в Минске и Гомеле, санитарно-технические изделия – в Гомеле, Борисове, Слуцке и др.
Производство оборудования для выпуска стройматериалов размещены на Могилевском заводе «Строймаш». Гомельском заводе «Стройавтолиния» и на Минском объдинении «Строймаш».
Транспортный комплекс. Комплекс включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный виды. Основой его являются пути сообщения и транспортные узлы.
Железнодорожный транспорт занимает первое место в отрасли по грузообороту (48 %) и перевозке пассажиров (50 %). Он начал развиваться в 1862 году и в настоящее время длина железнодорожной сети в Беларуси составляет 5,6 тыс. км. Беларусь имеет 17 железнодорожных узлов (4 и более направлений), из них наиболее крупные по грузообороту Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Орша, Барановичи, Брест, С 1979 года все магистрали были переведены на тепловозную тягу. В Беларуси электрифицировано только 16 % дорог, тогда как в ведущих странах мира этот показатель превышает 50 %. Наибольший объем пассажирских (в том числе и международных) перевозок осуществляет железная дорога Москва – Минск – Брест.
Автомобильный транспорт имеет развитую сеть автомобильных дорог – 103 тыс. км, из которых 59 % приходится на дороги с твердым покрытием. Автомобильному транспорту принадлежит третье место по грузообороту (24 %) и второе по пассажирским перевозкам (32 %). Себестоимость перевозки на автомобильном транспорте более высокая чем на железнодорожном, поэтому он, в основном, используется для местных доставок, а также преобладает в районах, где отсутствуют железнодорожные пути и водные артерии. Главной автомобильной магистралью является Брест – Минск – Москва, по которой осуществляются межгосударственные перевозки грузов и пассажиров. Это единственная белорусская магистраль, которая соответствует европейскому уровню. Наибольший удельный вес во внутренних грузоперевозках занимает продукция сельского хозяйства, легкой и пищевой прмышленности, стройматериалов.
Речной транспорт - самый старый вид сообщения в Беларуси. Главные водные артерии – Днепр и его притоки (Припять, Сож, Березина), Двина и Неман. Причем на реки Днепровского бассейна приходится около 95 % грузооборота. Важная роль в речном транспорте принадлежит Днепровско-Бугскому каналу (длина 110 км). Речной транспорт занимает последнее место как по грузообороту
(1 %) так и по перевозке пассажиров (0,2 %). Крупнейшим по грузообороту портом является Брест, на втором месте – Гомель.
По рекам перевозятся минеральные удобрения, стройматериалы (85 % общего объема), а также железная руда (из Кривого Рога в Польшу), каменный уголь, нефтепродукты. Речной транспорт самый дешевый: себестоимость перевозок в 3-5 раз ниже в сравнении с железнодорожным.
Воздушный транспорт Беларуси довольно молод. Он стал развиваться с 1933 года, когда начала действовать первая авиа линия Минск – Глуск – Паричи – Мозырь. С 1936 года начали действовать регулярные рейсы между Минском и Москвой. В настоящее время общая протяженность авиалиний составляет более 45 тыс. км. Действуют внутренние и международные авиатрассы. Основным международным аэропортом является Минск-2.
Себестоимость грузоперевозок авиатранспортом очень высокая и в этом отношении он для Беларуси не выгоден. В пассажирообороте его доля составляет 6,5 %.
Трубопроводный транспорт самый молодой в Беларуси. Его развитие началось в 1960 году, когда вступил в действие первый газопровод Дашава – Минск, для передачи газа из Украины. В 1963 году был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Дружба», (прошел по югу Беларуси), который в настоящее время поставляет нефтепродукты из Мозырьского НПЗ в страны центральной Европы. В настоящее время общая длина всех газопроводов около 4 тыс. км, а нефте-и нефтепродуктопроводов - 5 тыс. км. Доля транзитной нефти и газа на 200 год составляла соответственно 86 и 55 %. Удельный вес трубопроводного транспорта в общем грузообороте Беларуси составляет 40 %. По себестоимости перекачка нефти и газа по трубопроводам в 2-3 раза дешевле, чем перевозка железнодорожным транспортом.