Itr._Verse1_V2_Solo-Gt._V3_V4_Solo-Tutti_V5_Coda




VII. Проигрыш(кульминация)

 

В форме песни, которая состоит из таких частей:

 

1 Intro (Вступление)

2. Verse (запев)

3. Pre-Chorus - (пред-припев)

4. Refraine [1]- (припев)

5. Проигрыш (инструментальное соло)

6. Bridge - (бридж)

7. Реприза

8. Coda - (Заключение)

eё центральная часть - соло, является кульминацией[2]. Как правило это соло инструмента. (саксо­фона, гитары или клавишных). В рок-группе, состоящей из 3-х гитар, даже есть функция - ги­тара-соло (остальные ритм гитара и бас-гитара).

В рок-н-ролле, который ещё не до конца отрезал пуповину от джаза, соло, как правило играл саксофон. А в более поздних стилях, таких как бит музыка, хард-рок, хеви-метал, соло это пре­рогатива исключительно гитары. В арт-роке, соло стали играть клавишные. А стили, где не уме­ние играть стало хуком, таких как панк и рок-альтернатива - соло нет вообще.

В далеком 1200 году великим итальянским математиком Леонардо Фибоначчи был обнаружен феномен, названный им «божественная пропорция», или «точка золотого сечение». Он первый заметил, что у природы есть своясхема, которую человеческому глазу о приятно наблюдать.

  Обычно соло располагается в точке «золотого сечение» т.е. чуть правее середины. Вот «спираль Архимеда», показывающая эту высшую точку:  

 

Ещё «точку золотого сечения называют «правилом третей». Если разделить простран­ство на равные трети, то места пересечения ли­ний создают естественные точки для объектов:

 

    Принцип «золотого сечения» можно найти во многих формах жизни: галактики, ураганы,молекула ДНК, моллюски и земноводные, рас­тения, семечки у подсолнуха, шишки, пау­тина, ананас, они все построены по правилу «золотого сечения»:

 

 

Причём, кульминация существует в литературе, живописи, архитектуре и музыке.

 

В литературе

форма произведения строится по трём параметрам:

 

Завязка,Кульминация, Развязка. Как в сказке А. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

 

1.Завязка - старик поймал золотую рыбку 2.Кульминация - старуха захотела быть вла­дычицей морскою. 3.Развязка старуха осталась с разбитым ко­рытом.

В живописи

 

    В - кульминация — бывает трёх видов 1). в точке золотого сечения, 2). в центре композиции, и №3. цветовая кульминация. В картине Александра Иванова «Явление Христа народу»кульминация в «точке золотого сечения», правее середины находится главный персонаж - Христос:

 

2). центр композиции, объект, находится в центре поля зрения, является кульминацией,остальные предметы, находящиеся вне зрительного центра, воспринимаются обобщенно, без деталей.В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, потом взгляд зрителя останавливается на фигуре матери, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, на самом герое сватовства.

 

    3). цветовая кульминация: Она состоит из опорного цвета - а). это цвет воздушной среды в пейзаже, б). это второй и третий планы картины, и в). это окружающий интерьер, цвет фона вокруг центрального сюжетного ядра. Все остальные цветовые пятна в картине вспомогательные - они организованы в определенной последовательности вокруг этого главного опорного цветового пятна. Опорный цвет в картине В. Серова «Девочка с персиками» - это зеленовато-желтые, серо-зеленые, темно-коричневые оттенки общей окружающей среды.  

В архитектуре

 

 

    кульминация,-это объекты, попадающие в «точку золотого сечения»:

 

В кино

 

В киново 2-й трети хронометража, развитие действия выводит зрителя на кульминацию. Кульминация – точка наивысшего зрительского напряжения во время просмотра фильма, в комедии мы в этот момент будем смеяться, в драме – плакать. В мелодраме это будет проникновенное финальное объяснение в любви и долгий поцелуй, в боевике – финальная рукопашная схватка героев. В фильме Чарли Чаплина «Огни большого города»кульминация- это встреча бродяги с прозревшей продавщицей цветов.

В музыке, в песне, в «точке золотого сечения» или в точке временного протяжения две трети песни, находятся соло. И если мы посмотрим схему формы песни,тосоло как раз приходится на её вторую треть.

 

И вот теперь мы начнём разбор соло в рок-н-ролле.

1). Разбор гитарногосоло песниBillHaley «Rockaroundtheclock». Вотформапесни:

Itr._Verse1_V2_Solo-Gt._V3_V4_Solo-Tutti_V5_Coda

 

Особенность рок-н-роллов с 12-ти тактовым, блюзовым квадратом в том, что в нём отсут­ствует припев, вот почему в рок-н-роллах обычно бывает 2 проигрыша. 1-й это виртуозное гитар­ное соло шестнадцатыми 0:43:

Начинается соло с совершенной чумовой фразой шестнадцатыми, которая построена по прин­ципу дробления, когда одно тактовая фраза (1-й, 2-й такты) дробится полу тактовыми фразами (3-й, 4-й такты). Далее фразы с подтяжками (Bend) и заканчивается соло бешенной нисходящей фразой шестнадцатыми.

 

2). Соло гитары на примере песни Chuck Berry «Johnny B. Goode». У неё такая форма:

 

I._V1_R_V2_R_Solo-Gt._V3_R_Coda

Вступление - это соло гитары. Если мы посмотрим на это соло, то сразу бросается в глаза, что рок-фразы, в отличие от джаз-фраз, - это не цепочки восьмых, а стомп-паттерны, полиритмиче­ские фразы, когда на метр в 4/4 накладывается рисунок из трёх восьмых, (четверть с точкой):

 

Причём каждую синкопу Берри подчёрки­вает двойной нотой DoubleStop, (такт 1-2), или подтяжкой (такт 5-6):

Ещё, его соло насыщено множеством глиссандо, бэнд-релизами и прочими гитарными финтами, которые с его лёгкой руки утвердились в гитарном рок-арсенале. Поскольку, в отличие от джаза, рок-соло очень короткое, всего один квадрат, Берри старается максимально его насы­тить эффектными фразами и всякого рода феньками, и примочками заставляя гитару визжать

  и скрежетать малыми секундами:

А вот основное соло, находящееся в «точке золотого сечения» песни, - после 2-го куплета. Оно начинается с фразировки «дробление», когда 2 однотактовые фразы, дробятся по пол такта 1:28:

Удивительно, но 2-й квадрат Берри начинает опять с начальной фразы 1-го квадрата (1-й, 2-й и 3-й такт).А с 5-го такта начинаются фразы «стомп-паттерны,

 

3). После рок-н-ролла следует Британский бит и лидер этого стиля группа Cream и её солист Эрик Клэптон. Вот его соло из композиции «SunshineOfYourLove» 2:00:

Обычному музыканту совершенно не понятны ноты рок гитары. Что означают эти скобки, стрелки, волнистые линии? Но на самом деле в 60-х годах Клэптон с Блэкмором создали уни­кальный язык рок-гитары

И не случайно тогда весь Лондон был исписан граффити «Клэптон - Бог». Дело в том, что в рок гитаре сменился звук, из за­тухающегов джазе, он с помощью примочки Distor­tion (дисторшн), стал незатухающим. И вот тогда была создана пластическая линия рок-гитары, наполненная приёмами Bend[3], Pull[4], Hammeron[5], Slid[6], DoubleStop [7].И эти приёмы стали записывать, с помощью скобок, стрелок и волнистых линий.Но если отбросить все скобки и стрелочки, то своё соло Клэптон сыграл по блюз-пентатонике с фразировкой «вопрос- ответ».

4). Следующее соло, это гитарное соло из песни группы ShockingBlue «Venus»: 00:57

Надо сказать, о 1-й и 3-й фразах. Они по ритму совершенно парадоксальны и поэтому сразу захватывают слушателя. Фраза в 5-м такте пластична за счёт приёма Bend. И в таком коротком соло, группа смогла заложить большой музыкальный смысл.

 

5). Следующий стиль, - это стиль TheBeatles. Надо сказать, что они были слабыми инструмен­талистами и на главные соло приглашали виртуоза гитары - ЭрикаКлэптона. Вотегосоловпесне George Harrison «While My Guitar Gently Weeps»: 1:56

В традициях блюз рока, Клэптон на все аккорды играет блюзовую гамму. Более того, он строит соло в первых 5 тактах всего на 3-х нотах A, G, C. И в отличии от соло Чарли Паркера, ходы которого универсальны и годятся для любой темы, эти ходы-фразы Клэптона нельзя вы­нуть из конкретной темы и применить в другой. Они годятся лишь для этой темы, но за счёт при­менения рок-артикуляции (приёмов Bend, Pull,Slide) соло насыщено сильными эмоциями и точно попадает в образ темы.Чисто драматургически соло построено таким образом. Первый восьмитакт мелодическая линия поднимается до высшей точки Ля 2-й октавы. А во втором 8-ми такте мелодическая линия опускается до ноты До первой октавы. И последняя восходящая фраза подводит к вокальному припеву.

6). Следующая соло, в песне Битлов «Something», которое сыграл George Harrison: 1:42

Первые фразы построены по принципу «суммирования», когда две одно тактовые фразы суммируются двух тактовой. A с 7-го такта, когда гармония Am дана на нисходящем басу - Am, Am/G, Am/F#, F, на неё накладывается одинаковая фразы.

7). В стиле хард-рок гитара утвердилась своими виртуозными соло, которые порой были интереснее вокальной мелодии, группа DeepPurple «SmokeOnTheWater»: 2:58

Все соло в хард-роке играются по блюз пентатонике, а также в блюзовой традиции все фразы строятся по принципу «вопрос-ответ» и это соло сыграно по блюз пентатонике и первые 2 фразы сыграны по принципу «вопрос-ответ».Причёмв 5-м и 9-м тактеуже две фразы «вопрос» и одна фраза «ответ» шестнадцатыми. В 17-м такте кульминация соло, когда в тёрнэраунде[8]мелодиче­ская линия квадрата, поднимается на Соль второй октавы.

Но вот в 21-м такте, происходит что-то невероятное, Блэкмор начинает опускать ноту Ре по четверть тонам, одновременно замедляя её, выскакивая из ритма. Из-за одной этой фразы его можно было наградить званием лучший гитарист рока.

 

8). Соловпеснегруппы LedZeppelin «StairwaytoHeaven» опятьпентатоника:6:24

 

Опять первые фразы «вопрос-ответ», а с 5-го такта начинаются проходки по блюзовой гамме и лишь 9-м такте триольные фразы шестнадцатыми, которые создают кульминацию.

9). Встилеартрок,соло DavidGilmour изгруппы PinkFloyd «ShineOnYouCrazyDiamond» 3:44:

 

Первая фраза нисходящая, она как птица парит на крыльях опускаясь вниз. Вторая фраза ка­чается между 2-мя гармониями Gm и C причём аккорд C - мажорная субдоминанта, которая показывает дорийский лад и солист, проявляет этот лад играя 6-ю высокую ступень E.

С 13 такта движение идёт наоборот, снизу-вверх. И с 21 такта гитара David начинает визжать малыми секундами, создавая кульминацию.A с 25 такта Gilmour просто обыгрывает тёрнэра­унд 6-5-1.

10). В стиле метал соло группы Metalica «EnterSandman»:6:10

В металле в соло у гитариста нет фраз «вопрос-ответ », а сплошные «поливы», напоминающие бурлящую лаву вулкана. Бешенной энергетике и драйву метала может противостоять такое же бешенное соло, состоящее и виртуозных поливов.

11). В стиле Соул соло играет Hammond-Organ, как в песне MichaelJackson «Bad»: 2:51

Специально для записи этого трека Jackson пригласил звезду джазового органа JimmySmith. И Smith сыграл короткое соло, насыщенное соуловкой орнаментикой (форшлаги, морденты и мелизмы).

12). Встиле Brass-Rock впеснегруппы Blood, Sweat & Tears «Lucretia MacEvil»

соло трубача LewSoloff, если откинуть приём False – Finger («двойная аппликатура») вначале соло и дубль с 19-го такта, то сыграно в джазовой традиции - цепочки восьмых:7:48

13). В стиле Ska&Reggae практически нет инструментальных проигрышей и из-за этого песни этого стиля звучат монотонно и однообразно. И, хотя песня группы TheEagles«HotelCalifornia» написана в стиле рок-баллада, в ней музыканты использовали реггейный бас, построенный на приёме пропуски нот в басовой линии:

Первая гитара играет арпеджио, как в рок-балладе, а вторая восьмые на слабую долю, как в регги. Но главную энергетику создаёт бас с помощью пропусков – пауз, которые создают упругий, пружинящий грув. Так вот в этой балладе с реггейным басом есть соло гитары которое попало во все гитарные хрестоматии: 4:19

Фразировка: 1-я фраза «вопрос» две вторые фразы - «ответ». 4-я фраза - производная - вариация 3-й фразы. 5-и 6-я фразы - это «вопрос-ответ».

Последние фразы - это обыгрывание тёрнэраунда Em - F# 4:23:

 

14). В стиле полистилистика появились джазовые соло из-за того, что солисты приглашали на запись своих проектов джазменов. Поскольку рокеры не владеют джазом, то такое соединение возможно только при участии джазменов, и это сделал Стинг, пригласив для записи джазовых музыкантов - саксофониста Брэнфорда Марсалиса, пианиста Кенни Керкланда и барабанщика группы «WeatherReport»Омара Хакима, кроме того, Стинг пригласил великого джазового аранжировщика и бенд-лидера Гил Эванса, с оркестром которого он записал диск.

Когда Стинг дал объявление о наборе музыкантов в джазовой газете Нью-Йорка, то думал, что рафинированные джазмены не захотят сотрудничать с попсовиком, но, к его великому удивлению, пришли не джазмены третий лиги, как он думал, а суперзвёзды, которые только что, записали диск с Майлсом Девисом. И на этом рок-джазовом перекрёстке Стинг нашёл новый творческий импульс, а его джазовые коллеги сыграли такие соло в его композициях, без которых они не имели бы такого блеска.

 

14). В песне «MadAboutYou »Переход на соло сделан очень изобретательно – Стинг зависает на длинной нотеи её подхватывает саксофон, начиная с неё же своё соло. И это соло – маленький шедевр, без которого бы песня не состоялась. Невероятно, но это соло, нота-в-ноту приведено в песеннике, что обычно никогда не бывает. В нём Бренфорд демонстрирует феноменальную пластичность фразы, постоянные глиссандо, «подтяги», и этим приравнивают саксофон к голосу: 2:58

Но особенно получилась проникновенной фраза со скачками 5-й такт, здесь Марсалис расширяет интервал: Ми-Ля, Ре-Ля, До-Ля, Си-Ля.

 

15). Соло Керкланда, не уступает основной теме. Стинг «La Belle Dame Sans Regrets»: 1:43

 

16). В стиле Grunge & Alternative соло практически отсутствуют. Зато они встречаются в современном поп-роке.Например в песне Timbaland которую он записал вместе с группой OneRepublicc - «Apologize» с 69 такта: 2:04

Удивительно, но это соло скорее напоми нает этюды Черни, чер поп-рок соло. Но именно такое движение восьмыми, наиболее полно показывает музыкальный образ песни.

 

17). Соло трубы в песне записанная ямайским певцом OMI «Cheerleader» продюсеры выбрали ремикс, сделанный молодым немецким диджеем Felix Jaehn, который отошёл от оригинальной инструментальной версии песни для исполнения её в стиле дип-хаус с элементами тропической музыки, заметно выделяя трубу, биты конги и фортепьяно: 1:39

 

18). В песне Beyonce «Halo», проигрыш ф-но очень грувовое, поэтому Beyonce оживляет его вокализами:2:37

19). А бывает, что вместо инструментального соло, в проигрыш вставляют вокализ певца, как в песне KatieMelua -«PieceByPiece»: 2:19

20). Понятно, когда соло играет гитара, саксофон или клавишные. Но чтобы соло играл такой инструмент симфонического оркестра, как гобой, - это очень редкий случай и на такую аранжировку решилась TanitaTikaram в своей песне «TwistInMySobriety»: 1:20

21) И уж совсем удивительное соло клавесина в песне Beatles «InMyLife», которое сыграл их продюсер Джордж Мартин. Это полистилистичное соло в духе английских верджиналистов[9]:1:41

 

 

 


[1]Refrain, от латинского «повторять» - припев песни.

[2] Кульминация (от лат. culmen — вершина), - точка высшего напряжения, подъема, развития. В литературе момент наивысшего напряжения в развитии действия. В живописи это центр композиции. В музыке кульминация выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами.

[3]Bend (англ. bending — изгиб, искривление) подтяжки струн на гитаре.Повышающие называют «bend-up», понижающие — «bend-down».

[4]Pull (англ. «pull-off»- «сдёргивать»). Обозначается буквой «Р». Первая нота ударяется медиатором, а вторая появляется путём «одёргивания» со струны.

[5]Hammeron (англ. hammer — молоток). гитарный приём, когда пальцы левой руки по принципу молотка ударяют по струнам и таким образом извлекают звуки без помощи медиатора в правой руке.

[6]Slide (англ. Slide скольжение) — прием, когда играется ноту, затем скользят к следующей ноте на той же струне, не используя медиатор. Существует два типа слайдов на гитаре – восходящий и нисходящий.

[7]DoubleStop — двухголосные рифы.

[8] Тёрнэраунд (англ."turn-around" повернуть вокруг) гармонический каденционный оборот, например, 2-5-1 или как здесь 4-2b-1.

[9]Вирджина́л, (англ. virginal, от «virgin» — «дева») - клавишный музыкальный инструмент, английская разновидность спинета, клавесина.Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами, крупнейшие представи­телиэто композиторы Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: