Места города Кирова, связанные с династией Васнецовых




В десятилетнем возрасте, прибывая в губернский город из села Рябова Вятского уезда для обучения в Вятском духовном училище, братья Николай, Виктор, Пётр, Аполлинарий, Аркадий и Александр сразу попадали на высокий берег реки Вятки. Открывавшиеся взору из окон классов училища дали небес, реки, леса поражали мощью и величием. Этот вид природы уже определял характер отношения к жизни в отроческих душах. Классическая архитектура здания училища на Успенской улице (ныне ул. Урицкого, 38 Приложение Г) навевала понятия основательные, устойчивые, воспитывала равновесие и спокойствие. [9]

Полукаменный двухэтажный дом с мезонином, прямоугольный в плане, с деревянным пристроем со двора. Низ побелен, верх обшит тесом. Углы верхнего этажа и мезонина декорированы накладками «под руст», окна – гладкими наличниками с сандриками-полочками. Мезонин в три окна, со двора терраса. С усадьбой Альгиных-Махориной (ул. Орловская, 39) связано немало замечательных имен. Прежде всего это братья Васнецовы. По материалам однодневной переписи города Вятки 1 декабря 1864 года в доме купеческой жены М. Д. Альгиной указаны семинаристы Николай, Виктор и ученик духовного училища Петр Михайловичи Васнецовы. Рисунки из музея А. М. Васнецова позволяют утверждать, что Васнецовы квартировались здесь и во второй половине 1860-х годов, среди них был и Апполинарий Михайлович.[10]

На рубеже 1860–1870-х гг. Виктор и Аполлинарий вместе с польским художником Э. Ф. Андриолли стали участниками литературно-музыкальных вечеров (ул. Орловской, 17а) у почтмейстера Д. Я. Далматова. Здесь они приобретали опыт общения в кругу, увлечённом творчеством и меценатством. Андриолли давал частные уроки в своем доме на Никитской, 85. Среди его учеников был Апполинарий Васнецов.[11]

По другую сторону Семёновской площади, за епархиальным училищем, в котором преподавал Андриолли, на углу Вознесенской и Никольской стоял дом известной в 1870-х гг. купчихи Е. И. Машковцевой (ныне Ленина, 114 / Пролетарская, 16), где проживали друзья и родственники Васнецовых. Здесь собиралась образованная разночинная молодежь, приезжавшая из столиц, обсуждались все передовые идеи эпохи, отсюда выходили романтики-демократы.

Близ площади, на ул. Семёновской, Орловской и Царёвской, неоднократно переселяясь, жила Мария Ивановна Рязанцева, дочь которой Александра Владимировна в 1877 г. стала женой Виктора Васнецова. В 1878 г. напротив Александро-Невского собора, в доме купчихи Е. В. Ермолиной, на углу ул. Семёновской и Вознесенской (ныне Воровского, 5 / Ленина, 101), художник устроил мастерскую, где работал над этюдами, портретами родственников, первым вариантом картины «Витязь на распутье».

Через два десятилетия тёща Васнецова Мария Ивановна, рано оставшаяся вдовой, переехала в светлый двухэтажный дом купчихи Балезиной на ул. Царёвской (ныне Свободы, 85). Из этого дома Александра Владимировна и дочь Виктора Михайловича Татьяна, преемница отца по профессии, часто приезжавшая из Москвы навестить родственников, посылали батюшке письма. А в них повествование про вятское житье, про походы в гости к братцу Ивану Владимировичу на чай и прогулки в тенистом саду около дома на той же Царевской улице (ныне Свободы, 96-б). В 1930–1940-е гг. по последнему адресу поселится семья дочери Аркадия Михайловича Васнецова – Любови.

Два старших брата – Николай и Виктор – обучались в Вятской духовной семинарии, которая находилась за речкой Люльченкой. При выезде из города направо от Московского тракта располагался ансамбль зданий семинарии, составленный в классическом стиле Ф. М. Росляковым в 1789 г. из семи каменных корпусов, водного канала и пруда. Центром комплекса служил двухэтажный архиерейский дом. Корпуса библиотеки и больницы вместе с домом образовывали парадный двор, обращённый к главному въезду со стороны бывшего ухоженного пруда. Виктор Васнецов, став известным художником, вспоминал своего уважаемого учителя Г. Я. Порфирьева, квартира которого находилась при семинарии, и в ней собиралась молодежь для репетиций спектаклей, пения и танцев, для серьезного общения и встреч с главой вятских нигилистов А. А. Красовским. Виктор Михайлович в последний раз приехал в Вятку в 1914 г., посетил духовное училище и семинарию, а также устроил своего младшего брата Александра преподавателем семинарии. Город отметил вклад учителя и литератора в культуру Вятской земли, назвав библиотеку на ул. Московской, 156 именем Александра Михайловича Васнецова.

Годы семинарской учёбы для Виктора Васнецова были важнейшим периодом общения в кругах передовой вятской молодёжи, в частности, с семействами Спасских, Селенкиных, Рязанцевых, Машковцевых, Чарушиных, Спицыных, Шуравиных. Профессор духовной семинарии Александр Александрович Красовский, последователь демократических идей Добролюбова и Чернышевского содержал библиотеку, читальный зал и книжный магазин с самой передовой литературой. «Академией нигилизма» в вятской истории называют угловой особняк на углу Московской и Вознесенской (ныне Московская, 7 / Ленина, 69).

Вятским губернским земством было создано училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей на ул. Спасской (ныне Дрелевского, 67). В нём продолжали учебу после духовного училища младшие Васнецовы – Пётр, Аркадий, Александр. Приехавший из Петербурга Аполлинарий по программе училища готовился в народные учителя. Учащиеся вместе с гимназистами создавали кружки самообразования по различным отраслям знаний, чтобы идти в народ подготовленными специалистами. Местом встреч кружковцев был дом гимназиста Петра Шуравина на Преображенской улице (ныне Энгельса, 16). Николай и Аркадий Васнецовы, послужившие просвещению народа в Уржумском уезде, перебрались с семьями в Вятку и в 1890-х гг. преподавали в земском училище, преобразованном в реальное.[12]

Дом по номером 116 на улице Володарского известен кировчанам как Дом Аркадия Михайловича Васнецова Приложение Г). Одноэтажный деревянный дом с цокольным этажом и мезонином был построен в 1845 году. Семья Аркадия Васнецова переехала в него в 1894 году. В семье Аркадия и Ольги Васнецовых было восемь детей, дом любили все. Стоял он на берегу оврага. Внизу бил чистый ручей, площадка по огород расчищалась совсем небольшой. Все остальное – сад, в одном из уголков которого была площадка для крокета. На балконе царствовал телескоп – Аркадий Михайлович был увлечен наблюдением за звездным небом. В доме всегда были гости, приезжали братья с семьями.

Аркадий Михайлович был честнейший, порядочный и трудолюбивый человек. Он много сделал для обустройства нашего города. После двадцати лет учительства, поступив на службу в городскую управу Вятки, он стал хлопотать об устройстве в городе водопровода и строительстве электростанции и очень гордился, что условия жизни в Вятке стали лучше, чем у многих соседей. Он дважды избирался городским головой, но каждый раз отказывался, оставаясь помощником.[13]

На Никитскую улицу выходила усадьба и мастерская художника Н. Н. Хохрякова (ныне Володарского, 125), вместе с которым Аркадий Васнецов учился в земском училище. Обосновавшись в Вятке в 1894 г., Аркадий купил себе усадьбу на Никитской улице в одном квартале с другом. Когда братья Виктор и Аполлинарий, друживший с Николаем Николаевичем, приезжали в гости к Аркадию, наискосок по Никитской ближе всех располагалась усадьба Хохрякова с домиком в Копанском переулке, 4 (Приложение Д).

Художественно-исторический музей – детище вятских художников. Разные по возрасту и мастерству, горячо любящие искусство Виктор, Апполинарий, аркадий Васнецовы, Николаичи Хохряков и Румянцев, Аркадий Рылов, ергей Лобовиков, Михаил Демидов, четыре Алексея – Деньшин, Исупов, Столбов, Юдин и многие другие (вместе с любителями искусства и меценатами 137 человек) создавали его собственными силами и на свои средства. [14]

Музей первоначально открылся как картинная галерея в 1910 г. при Вятском художественном кружке в здании земского книжного склада на ул. Владимирской (ныне К. Маркса, 75). Через полтора года коллекция музея переехала в белый флигель купеческой усадьбы Клобуковых на ул. Спенчинской (ныне К. Либкнехта, 86). В 1918 г. она помещалась в главном доме купчихи Е. И. Клобуковой на углу Спенчинской и Спасской (ныне К. Либкнехта, 84 / Дрелевского, 38). К ноябрю 1918 г. была решена проблема, связанная музейным помещением. По решению Вятского Губисполкома музей получил одно из лучших зданий в центре города. «Здание каменное трехэтажное с подвальным этажом. Выстроено частным жильцом, стиль ампир». Именно о таком стиле мечтали создатели музея. Старинный особняк, принадлежавший ранее купцу И. Репину (ныне ул. К. Маркса, 70 Приложение Д), был наиболее приспособлен для музейной экспозиции.[15]

Дом купцов Хохряковых-Машковцевых на ул. Копанской (ныне ул. Герцена, 50) также связан с Васнецовыми, поскольку в нём располагался публичный музей, созданный П. В. Алабиным в 1866 г. В молодости Виктор, Аполлинарий и их друзья любили бывать в библиотеке и музее при ней. Произведения искусства в репродукционных гравюрах, античные гипсы помогали художникам оттачивать рисунок и вдохновляли на собственное творчество.

На рубеже XIX–ХХ вв. в доме служителей главного собора Вятки (ныне Динамовский пр., 14) жила семья Алексея Михайловича Васнецова, пятиюродного брата знаменитых Васнецовых. В этой семье родился не менее известный художник – Юрий Васнецов, ставший в ХХ в. живописцем, классиком книжной графики. Провинциальный быт, вятское простодушие, краски природы органично вошли в его искусство и послужили иллюстрациями народных сказок, песенок, потешек. С 1921 г., учась в Ленинграде, он каждое лето приезжал на каникулы в Вятку. Для вятского театра Васнецов делал афиши, помогал выполнять декорации, часто писал этюды вместе с Е. И. Чарушиным. К этому времени относится их совместная работа по созданию рельефной доски с изображением рабочего и крестьянина для Дворца труда (ныне ул. Свободы, 76).[16] Его отец Алексей Михайлович славен тем, что в течение 20 лет до Октябрьской революции сопровождал икону Николая Великорецкого во время ежегодного крестного хода на р. Великую

На бывшую Соборную площадь выходило здание земского кустарного склада и музея на углу улиц Московской и Казанской (ныне Московская, 4 / Большевиков, 75), открытого в 1892 г. В разное время сюда сдавали свои изделия трое Васнецовых – Аркадий Михайлович, Юрий Алексеевич и Александр Иванович. Аркадий имел в доме на Никитской столярно-резчицкую мастерскую и выполнял с подмастерьями художественную мебель с резьбой и инкрустациейг.

После гражданской войны Александр, чтобы иметь средства для жизни, освоил резьбу по дереву и украшал ею предметы быта, а потом стал признанным мастером-резчиком, инкрустатором, изготавливавшим уникальные вещи, например, гармони и баяны с инкрустацией перламутром. Местом его работы была гармонная фабрика, располагавшаяся в «красном замке» Я. А. Прозорова на углу Вознесенской и Кукарской (ныне Ленина, 104 / Красноармейская, 14). Наталья Валерьевна Васнецова, названная дочь Александра Ивановича, свидетельствует, что он работал также в артели «Победа», позднее на экспериментальной фабрике художественных изделий «Идеал» (ул. Герцена, 15).

 

 

 

Заключение

Как мы выяснили многие места Кировской области, связаны с жизнью и деятельностью великого рода. Вятская земля – родина Васнецовых, их отчий дом, где переплелись родовые и духовные корни этого семейства, представители которого своей деятельностью из поколения в поколение формировали, развивали и сохраняли русскую культуру. Очень грамотно отметил Ф.И.Шаляпин: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри.». [17]

Каждый из них внес значительный вклад в российскую и мировую сокровищницы культуры, а также оказал огромное влияние на духовную жизнь сооттечественников и человечества.

На Вятке, откуда они родом или где росли и длительное время трудились, - истоки их талантов, дерзновений и сил. Самобытные культура, характер вятских, особые условия их незакрепощенной общественной жизни даже и даже неброская вятская природа - вся эта особливость формировала людей, получивших мировую известность, людей, которых мы считаем своими земляками и не перестаем ими гордиться.[18]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: