Социально-психологические проблемы массовой аудитории.




 

Психологическая сущность парадигмы «журналист – аудитория» так или иначе концентрируется в одном понятии – отношение. Схематически шкала социально-психологических отношений может быть изображена следующим образом:

 

Реципиент (личность, ценность) ↓

 

Диалог, партнерство

Воспитание, просвещение

 

Информирование

МОРАЛЬНЫЕ_____________________ИМПЕРАТИВЫ

Развлечение, отдых

Отчуждение

Информационное давление

 

Реципиент (объект, средство_) ↑

 

 

Информационное давление. Отношение журналиста к аудитории характеризуется как отношение к вещи, как к средству. Восприятие аудитории – толпа, серая масса, объект манипулирования. Цель – от самовыражения до создания асоциальной прессы, ангажированности и личного обогащения.

Информационному давлению способствует два общепсихологических механизма взаимоотношений индивида и общества: 1) по мере удаления различных сфер общественной и государственной жизни от личного опыта индивида возрастает его зависимость и беззащитность от СМИ, освещающих деятельность этих сфер; 2) угроза социальной изоляции в силу неинформированности для индивида оказывается чаще всего важнее потери собственного мнения и поэтому он присоединяется ко мнению «других», выражаемых в СМИ.

 

Отчуждение. Взаимное недоверие СМИ и аудитории развивается по принципу «не моя страна», а «эта страна». Отчуждение наступает как ответная реакция аудитории на неадекватное отражение СМИ действительности. В целях преодоления нежелательного отчуждения СМИ и их хозяева выдают по определению Герберта Маркузе, свои «частные интересы за интересы всех разумных людей».

 

Развлечение, отдых, релаксация. Это одна из необходимых и объективных гедонистических функций СМИ. Однако ее использование может быть различной в зависимости от целей и задач СМИ. Неправомерное увеличение удельного веса функции развлечения, например, в «желтой прессе», ведет к созданию виртуальной картины мира как способа отвлечения аудитории от реальных противоречий действительности.

 

Информирование. В ходе выполнения своей основной информационно-познавательной функции СМИ удовлетворяют потребности аудитории в информации и общении. Психологически отношения характеризуются как взаимная заинтересованность в получении объективной информации. Это отношение – переход от овеществленных к личностным (персонифицируемым) отношениям.

 

Воспитание, просвещение. Эта форма отношений носит характер «учитель – ученик», наставник, просветитель, она способствует росту знаний, формированию духовных и нравственных ценностей. Здесь отражается понимание совершенствования уровня масс.

 

Диалог, партнерство. Ценностная и мотивационная установка диалогической модели состоит в отношении к другому как к ценности, личности, к установлению равноправных, партнерских взаимоотношений, стремлению к совместному решению возникающих проблем.

 

В основе шкалы лежат потребности, ценностные ориентации, мотивы, нтересы и установки. Манипуляторские методы ряда СМИ и асоциальной печати по западным стандартам находятся часто в противоречии с диалогической моделью СМИ и традициями российской журналистики…

Аудитория по-разному относится к массовой коммуникации и СМИ, видят в них удовлетворение своих личных и общественных потребностей, исходя из интересов, ценностных ориентаций и социальных установок. На основании этого предлагаются следующие психологические «идеологии» аудитории СМИ:

  1. Информационно-познавательская идеология. Она характеризует в целом нейтральное отношение аудитории к СМИ, в котором человек удовлетворяет прежде всего свои информационные потребности в новостях, профессиональные интересы, необходимые в социальной ориентации и окружающем мире.
  2. Потребительская идеология. СМИ не только отражают и удовлетворяют, но способны активно влиять на формирование самых разнообразных потребностей общества и каждого человека от витальных, социальных до высших духовных. В психологии потребности рассматриваются как особые психические состояния индивида, проявляющиеся в интересах, мотивах, эмоциональных и оценочных состояниях и отношениях. Потребительская идеология аудитории характеризуется отношением к СМИ как к объекту, обязанному удовлетворить именно те потребности индивида, которые кажутся лично ему наиболее значимыми без учета потребностей всего социума и культуры. Именно эта аудитория наиболее внушаема и поддается манипулированию, созданию ложных потребностей. Читатель с такой идеологией больше других нуждается в сенсациях и мистификациях. Он активный потребитель масс-культуры. Потребительская идеология преимущественно построена на стереотипах, мифологемах, конформизме. Этот тип активно влияет на типологию СМИ, на рост развлекательных программ и газет.
  3. Гуманитарная идеология. Она определяет диалогическую модель общения аудитории и СМИ. Аудитория ищет и находит удовлетворение своих духовных и общественных потребностей, эстетических вкусов, моральных и интеллектуальных интересов. И самое главное, что характеризует этот тип идеологии – отношение аудитории к СМИ как к одному из средств познания мира. Часть этой аудитории наиболее активна и сама участвует в работе СМИ, создавая базу для интерактивной журналистики. Аудитория с этой идеологией наиболее требовательна и критична по отношению к СМИ, но относится к ним как к партнерам, помощникам. Не терпят менторского тона и дезинформации.

Важно понимать, что картина мира аудитории, ее внутренний мир часто не совпадают не только с картиной мира в сознании журналиста, но и той информационной картиной, которую создают или пытаются создать СМИ.

 

Необходим и тщательный учет и анализ предпосылок, обуславливающих образование аудитории и самих технических средств.

Качественный состав различных групп аудитории современных СМИ во многом определен социальной структурой российского общества. Раскрыть же механизм развития можно только системой показателей.

Первая группа – качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории. Среди них выделяются социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, социальное окружение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т.д.) и социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы).

Вторая группа характеризует аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Так, выделяются следующие подгруппы признаков:

- характеристика условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации;

- характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ, связанные с фиксацией ее реального поведения. Условно эти характеристики делятся на два вида: показатели владения тем или иным источником информации и признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления массовой информации (частота, регулярность обращения к тому или иному источнику и т.д.);

- характеристики отношения аудитории к материалам СМИ, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях;

- характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях СМИ;

- характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации.

Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений средств массовой информации на сознание аудитории. При их помощи фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении аудитории.

 

Проблемы, возникающие на всех этапах отношения аудитории СМИ неизбежны и решаемы с учетом знаний параметров и характеристик аудитории.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: