Тема:«Подкрановая балка»
Рассчитать и спроектировать подкрановую балку пролетом L=12м под мостовой электрический кран грузоподъемностью Q=500/100 кН с тяжелым режимом работы.
Q=100 кН
=180kH(максимальное давление колеса на подкрановый рельс)
=40kH (масса тележки)
=400kH (масса крана с тележкой)
=6,3 м (ширина крана)
K = 5,0 м (база крана)
=31,5 м (пролет крана)
Тип рельса КР— 70
Материал В Ст3пс5-1
Расчетная часть.
1.1 Определение нагрузок и расчетных величин.
2.1.1Определяем вертикальные крановые нагрузки.
, кH
=1,1 коэффициент динамичности крана
=1,2 коэффициент надежности по нагрузке
=0,95 коэффициент сочетания
=0,95 коэффициент надежности по назначению
Определяем:
F=1,1 1,2 180 0,95 0,95= 214,434 кН
F=214,434 кН
2.1.2 Определяем нормативную горизонтальную тормозную нагрузку:
= , кН
= 0,1 коэффициент трения при торможении тележки
Определяем:
= 0,1 · 180= 18 кН
2.1.3Определяем горизонтальную тормозную нагрузку:
= · · · =, кН
= 1,0 коэффициент динамичности
Определяем:
=1,0 · 1,2 · 0,95 · 18 = 20,52кН
2.1.4 Реакции опор крана:
X = F (K - (B – K)): 3F =, см
Определяем:
X = = 123,4 см
С = + - К =,см
Определяем:
С = + - 500 = 161,7 см
= ((B – K) + K + C) + (K + C) + C =, кН
Определяем:
= · ((630– 500) + 500+ 161,7) + (500+ 161,7) + 161,7 = 287,5 кН
= 3F - =, кН
Определяем:
= 3 · 214,434 – 287,5 = 355,7кН·м
2.1.5 Наибольший изгибающий момент от вертикальных усилий:
= – F (B – K) =, кН
= 287,5 · – 214,434 · (6,3 -5,0) = 1273,78кН·м
с учетом собственного веса
= 1,03 при = 6м
= · =, кН·м
= 1,05 · 1273,78 = 1337,5кН·м
Изгибающий момент от горизонтальных усилий. (точка2)
= · = кН·м
= 1337,5 · = 152,5кН·м
2.1.6 Определяем наибольшую поперечную силу на опоре от вертикальной нагрузки при установке крана в наиневыгоднейшее положение.
= · – (B – K)] + – (B – K) - } = кН
|
= · {1200 +[ 1200 – (630 -500)] + [1200 – (630 -500) – 500]} = 482,8 кН
= · = кН
= 1,05 · 482,8 = 506,9 кН
2.1.7 Наибольшая горизонтальная поперечная сила.
= · =, кН
= 482,8 · = 48,3 кН
2.1.8 Построение эпюр.
= · · – (B - K) - =, кН·м
= 1,05 · 287,5 · – (6,3 – 5,0) - =1237,7кН·м
= = кН·м
= 1337,5кН·м
= · · C = кН·м
= 1,05 · 355,7 · 1,617 = 603,9кН·м
= =, кН·м
= 506,9кН·м
= =, кН·м
= 506,9 – 214,4 = 292,5кН·м
= =, кН·м
= 506,9 – 428,8= 78,1кН·м
= =, кН·м
= 506,9 – 3 · 214,434 = -136,4кН·м
Подбор сечения балки.
2.2.1 Наименьшая допустимая высота балки из условия жесткости.
= · · =, см
– модуль упругости
– предельный относительный прогиб
0,8
= · · 0,8 = 58,8 см
2.2.2 Ориентировочная толщина стенки.
= 7 + =, мм
= 7 +3 = 5,88 мм
= 8 мм
2.2.3 Требуемый момент сопротивления балки.
= =,
= = 6524,4
2.2.4 Оптимальная высота балки.
= 1,15 · =, см
= 1,15 · = 10,4 см
2.2.5 По сортаменту принимаем стенку высотой:
= 100 см
2.2.6 Проверяем толщину стенки на прочность при срезе.
· =,см
где = 0,58 ·
– коэффициент надежности по материалу
= 1,025
= 0,58 · = 12,7
·
0,8˃ 0,6
От местного давления колеса крана:
≥ · =, см
Где = ·
= 180 · 1,2 = 216
– коэффициент условия работы
= 1
– момент инерции кранового рельса из условий обеспечения местной устойчивости.
= 1547,4 см
≥ · = 0,2 см
≥
≥ = 0,6
0,8 ˃ 0,6
≥
0,8 ˃ 0,2
2.2.7 Назначаем толщину пояса в пределах 12÷40 мм соблюдая условие:
= (1÷3) · =, мм
= 2 · 8 = 16мм
= 16 мм
2.2.8 Высота балки равна:
= + 2· =, см
= 100 + 2 · 1,6 = 103,2 см
2.2.9 Момент сопротивления стенки.
= =,
= = 1333,3
2.2.10 Требуемый момент сопротивления поясов.
= - =, см
= 6524,4 – 1333,3 = 5191 см
2.2.11 Приближенно определяем требуемую площадь сечения одного пояса:
|
=,
= 51,91
2.2.12 Назначаем ширину пояса:
= мм
Исходя из условия:
=, см
= 3,3 см
= ( ÷ ) · =, см
= · 100 = 25 см
= 250 мм
при этом отношение 15
обеспечивает местную устойчивость сжатого верхнего пояса.
= 0,8< 15
2.3 Проверка жесткости и прочности конструкции.
2.3.1 Определяем геометрические характеристики и сечения.
- площадь = · + 2 · · =,
= 0.8 · 100 + 2 · 25 · 1.6 = 160
- момент инерции сечения относительно оси х-х.
= + 2 · · 2=,
= + 2· 25 · 1.6 2 = 335786.7
- момент сопротивления сечения относительно оси х-х.
= =,
= = 6507.4
Для определения момента инерции сечения относительно оси у-у с учетом тормозной балки.
- задается № швеллера (№16, №18)
- принимаем настил сечением = 820 6,
= =, см
= = 90.7см
= – 4 + =, см
= – 4 + = 49.5 см
= ) =, см
= = 37.9 см
= + · + + · · + · · + =, см
= 63,3+18,1· + +0,6·82· + 1.6·2.5· + = 90459.6
- момент сопротивления относительно оси у-у.
= = 2310.5
2.3.2 Проверяем нормальные напряжения в верхнем поясе балки.
= + = 5% кН/
= + = 27.1 кН/
2.3.3 Проверяем опорное сечение балки на прочность при действии касательных напряжений.
= кН/
где –статический момент получения относительно оси х-х.
= · · + =,
= 2.5 · 1.6 · + = 1203.2
= = 12.7 кН/
12.7 13 кН/
2.3.4 Проверяем жесткость балки.
=
где – нормальный изгибающий момент.
=
= = 116304.3
= = 0,001
2.4 Проверка местной устойчивости стенки балки.
2.4.1 Условная гибкость.
= · = 2,5
= · = 4.3
4.3 2,5
следовательно необходима проверка на устойчивость, а т.к. ˃ 2,5, то необходима постановка ребер жесткости.
≤ 2,5 ·
= 2,5 · 100 = 250 см
2.4.2 Размещаем ребра жесткости на расстоянии:
= 2 м
2.4.3Проверяем устойчивость стенки для среднего отсека балки на совместное действие нормальных касательных и местных напряжений.
|
2.4.3.1 Изгибающий момент в точках «а» и «б»
= · · 2 =, кН/м
= 1,1 · 287.5 · 2 · 2 = 1265 кН/м
= · = кН/м
= 1,1 · = 1307.9кН/м
2.4.3.2 Средний изгибающий момент.
= = кН/м
= = 1286.4 кН/м
2.4.3.3 Напряжение в среднем отсеке равны:
= = кН/
= = 0,19 кН/
= =, кН/
= = 3,59 кН/
= =, кН/
– условная длина распределения давления под колесом крана.
= 3,25 · =, см
– сумма моментов инерции верхнего пояса и кранового рельса.
= + =,
= + 1081,99 = 1084,1
= 3,25 · = 36,1 см
= = 7,47 кН/
2.4.3.4 Критические напряжения равны:
= · · =, кН/
– меньшая сторона отсека.
– отношение большей стороны отсека к меньшей стороне.
= или 1
= = 2 1
Если отношение значений, то рассматриваемый отсек может выпучиться по одной полуволне и критические нормальные напряжения определяются по формуле:
= · =, кН/
– по таблице в зависимости от
= 72,7
= · · = - коэффициент защемления стенки в поясах
где = 2 – для подкрановых балок
= 2 · · = 40
= 72,7 · = 46,5 кН/
2.4.3.5 Найденные значения подставляем в формулу:
= · =, кН/
= 136,7
= 136,7 · = 21,8 кН/
= 1
= 0,46 1
2.4.4 Аналогично проверяем устойчивость в опорном отсеке, устанавливая кран у опоры.
- изгибающий момент в точках «c» и «d»
= 0
= · =,кН/м
= 1,1 · = 950,1 кН/м
- средний изгибающий момент.
= =,кН·м
= = 475,05кН·м
- напряжение в опорном отсеке.
= =, кН/
= = 7,07 кН/
= =, кН/
= = 6,33 кН/
Критические и местные напряжения остаются прежними.
- проверим устойчивость стенки в опорном отсеке:
= 0,73
= 0,73 1
Таким образом, толщина стенки = 8мм и размещение ребер жесткости через =2м обеспечивают устойчивость стенки.
2.5 Конструирование ребер жесткости.
2.5.1 Предусматриваем разные поперечные ребра, симметричные относительно стенки и со скосами для пропуска швов 20х30 мм.
2.5.2 Ширина ребра.
= + 40мм принимаем = мм
= + 40 = 73,3 мм
2.5.3 толщина ребра.
2 · · =,см принимаем =, м
2 · 8 · = 0,48 см
= 6 м
Привариваем ребра к стенке сплошными двусторонними швами.
= 4 6 мм
= 5 мм
2.5.4 Передачу опорной реакции на нижележащие конструкции производим посредством диафрагм с фрезерованным нижним краем, приваренных к торцу балки по всему контуру соприкосновения.
2.5.5 Ширину диафрагмы назначаем равной ширине поясов балки на опоре:
= , см
= 25 см
2.5.6 Тогда необходима толщина диафрагмы:
=,см
где = ,кН/см
= 1,025
= = 36,1 кН/см
= 0,6 см
Принимаем размеры диафрагмы: = 1250 300 110 мм. При этом нижний край выпускаем не более, чем на 20мм или 1,5 .
2.5.7 Проверяем устойчивость условной опорной стойки:
- площадь опорного сечения:
= 15 · + + =,
= 15 · + 25 · 0,6 = 24,6
- момент инерции сечения:
= =,
= = 781,25
- радиус инерции:
= =, см
= = 5,6 см
- гибкость:
=
= = 17,8
- коэффициент продольного изгиба
= 0,97
Отсюда:
= , кН/
= = 21,2
= 22,5 · 0,95 = 21,4
21,2 21,4
2.5.8 Диафрагму привариваем по всему внутреннему контуру, но условно считаем, что опорная реакция передается только вертикальными швами.
Принимаем = 6 8 мм
= 6мм
= , см
= 100см
=
= 1 – для автоматической сварки.
= = 4,2 18,0
2.6 Расчет поясных швов.
Верхние поясные швы выполняются в подкрановых балках с проваром на всю толщину стенки и т.к. эти швы равнопрочны основному металлу их расчет не требуется.
Принимаем катет шва:
= 6мм
и проверяем швы на срез:
= кН/
где – статический момент полусечения пояса.
= · · =,
= 25 · 1,6 · = 2032
= = 2,6 кН/
2.7 Прикрепление кранового рельса.
Проектируем подвижное разъемное крепление кранового рельса с помощью планок через 750 мм.
Для крепления в верхнем поясе предусматриваем отверстия диаметром 21÷23 мм под болты диаметром 20÷22 мм.
2.8 Определение веса конструкции.
2.8.1 Размеры и количество деталей конструкции.
№ | Наименование детали | Размеры, мм | Кол-во | Примечание |
Стенка | 12000×1000×8 | Из 2 листов | ||
Пояс | 12000×250×16 | Из 2 листов Встык | ||
Ребро жесткости | 1000×80×6 | |||
Диафрагма | 1032×250×6 |
2.8.2 Вес каждой детали.
= (размеры (в см)) · · , кг
где – удельный вес стали
= 7,85 г/
= 753,6кг
= 1356,5 кг
= 44,9 кг
= 24,1 кг
2.8.3 Вес конструкции.
= =, кг
= 753,6 + 753,6 + 44,9 +24,1 = 1576,2 кг
2.8.4 Общий вес конструкции с учетом наплавленного металла.
= + 0,01 · =, кг
= 1576,2 + 15,762 = 1591,9 кг.
Краткая технология изготовления конструкции.