Поиск и подбор материалов по изучаемой проблеме.




При поиске материалов следует использовать основные источники информации, к числу которых относятся: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. Осуществляя подбор материалов по изучаемой проблеме необходимо пользоваться библиотечными фондами. Прежде всего, это библиотека вуза, а такжеИнтернет-ресурсы, электронные библиотечные системы.

Для того чтобы сориентироваться в информационном пространстве и не потеряться в материале, следует составить библиографию. Студенты часто задают вопросы о том, какое количество источников должно быть использовано в работе. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Список литературы должен быть достаточно полным и характеризовать осведомленность студента в изучаемой проблеме. Объем списка литературы при написании контрольной работы содержит, как правило, не менее 4 источников. Библиография необходима как путеводитель, она завершает работу по подбору нужной информации.

4. Анализ научных материалов. После того, как информация об основных источниках по изучаемой теме собрана, можно переходить к их анализу.

Важнейшей задачей работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку, систематизацию и обобщение собранных материалов, и не ограничиваться простой компиляцией традиционных учебных знаний или теоретических рассуждений из научных трудов. В результате изучения литературы по теме должно сложиться представление о логике и этапах исследования проблемы,об основных направлениях, аспектах ее изучения. Это определит логическую последовательность содержания работы.

5. Написание текстовой (реферативной) части работы. После завершения сбора и анализа материалов по теме можно переходить к написанию работы. При этом необходимо выдерживать научный стиль, грамотное и правильное оформление; не должно быть сокращений слов за исключением общепринятых.

Типичная ошибка студента — попытка написать работу «с ходу», разложив на столе или открыв на мониторе несколько книг и переписывая (копируя) из них отрывки текста. Контрольная работа, выполненная путем компиляции и списывания отдельных фрагментов первоисточников, оценивается как недостаточно самостоятельная и творческая. В ней студент не проявляет тех умений, которые необходимы для научного реферативного анализа, систематизации и обобщения собранных материалов. На эти критерии ориентируется преподаватель при оценке работы. Лучше, если текст работы будет написан студентом самостоятельно на основе собранных, систематизированных, проанализированных материалов. В обзоре нецелесообразно стремиться к изложению всего материала источников, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо раскрывать существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы. Логика обзора литературы может быть основана на:

1. Переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

2. Хронологии исследований в этой области;

3. Подходах к исследованию проблемы;

В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов.

Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.

В третьем случае акцент в анализе делается на различиях исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей.

Рассмотренные типы логики построения контрольной работы могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения, и анализа материала публикаций.

Работа считается фактом плагиата, если в ней присутствуют цитаты длиной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания в тексте ссылки на источник. Ссылки – это важная часть реферативной работы, поэтому следует научиться их правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания на источник информации, обозначив в квадратных скобках его номер в библиографическом списке с указанием страницы, откуда взята цитата.

В то же время цитирование в процессе работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала,важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме.

 

6. Формулировка выводов и обобщений. Этот этап является заключительным и очень ответственным в выполнении контрольной работы. Выводы и обобщения, сделанные на основании изученной информации и представленные в заключении, должны быть строго согласованы с описанной во введении проблемой, а также с целями и задачами работы. В выводах не должны появляться суждения, не имеющие отношения к данной работе. Хорошо, если заключение составляется поэтапно, по степени завершения каждого узлового вопроса. Многие делают очень серьезную ошибку, формируя заключение путём копирования абзацев основного текста, не тратя на это особых усилий. При этом не учитывается то, что особо пристальное внимание преподаватель уделяет, в первую очередь, введению и заключению. Поэтому эти две части должны быть написаны безупречно.

 

Примеры библиографических описаний:

Однотомные издания

- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 240 с.

 

Многотомные издания

Документ в целом:

- Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Зинаида Гиппиус; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001.

Отдельный том

- Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 503 с.

 

Статья из книги

- Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101-106.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: