Одной из важнейших характеристик товара является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент - это набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Ассортиментная характеристика товаров - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение.
Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Товарный ассортимент - совокупность всех ассортиментных групп, изготовляемых фирмой. Он характеризуется:
широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);
глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных покупателей).
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:
простой - набор товаров, состоящий из небольшого количества групп товаров, удовлетворяющих ограниченное число потребностей (например: товары повседневного спроса);
сложный - набор товаров из большого количества групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);
групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);
видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности (например: молоко пастеризованное, стерилизованное, сгущенное - ассортимент молока). Видовой ассортимент является составной частью группового ассортимента. К примеру, ассортимент молока как часть ассортимента молочных товаров;
марочный - набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных (например: престижные марки автомобилей, обуви, духов, марочных вин и др.);
развернутый - набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований (например: в магазинах аудио- и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);
сопутствующий - набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном магазине - предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине - мыло, спички, хозяйственные товары);
смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например: в сельских магазинах, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами).
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности. Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:
реальный - товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
прогнозируемый - ассортимент товаров, который может удовлетворить предлагаемые потребности:
учебный ассортимент товаров, систематизированный по определенным признакам для учебных целей.
Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:
повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;
редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.
Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны года).
Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям.
С учетом этого товары делятся на следующие группы:
товары стабильного спроса;
товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;
товары твердо сформулированного спроса;
товары альтернативного спроса;
товары импульсного спроса
Классификация ассортимента товаров на нашей базе:
По местонахождению товара - торговый ассортимент. В зависимости от широты охвата товаров - сложный ассортимент - представлен значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименование товара в общем наборе.
При регулировании структуры ассортимента учитывают экономические выгоды, преобладание дорогих и дешёвых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется наша база.
Разработка ассортимента - деятельность товароведа по составлению определённой совокупности товарных линий или товарных групп в соответствии со спросом покупателей, с целью его более полного удовлетворения.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
Разработкой ассортиментной политики занимаются менеджеры или товароведы. Основными направлениями развития товарного ассортимента являются: уменьшение, обновление, стабилизация, совершенствование, гармонизация. При формировании товарного ассортимента важно иметь достоверную информацию об объеме, структуре, характере проявления покупательского спроса.
Ассортиментная карта КПБ
Название | Ткань чехла | Упаковка | Размер | Фактическое наличие |
1,5 сп КПБ | бязь Иваново | пакет | 145*214 нав.70*70 | + |
2 сп КПБ | бязь Иваново | пакет | 175*214 нав.70*70 | + |
1,5 сп КПБ | бязь Шуя | пакет | 145*214 нав.70*70 | - |
2 сп КПБ | бязь Шуя | пакет | 175*214 нав.70*70 | - |
1,5 сп КПБ | поликоттон | пакет | 145*214 нав.70*70 | + |
2 сп КПБ | поликоттон | пакет | 175*214 нав.70*70 | + |
1,5 сп КПБ | поплин | пакет | 145*214 нав.70*70 | + |
2 сп КПБ | поликоттон | пакет | 175*214 нав.70*70 простыня 220*240 | - |
1,5 сп КПБ | поплин | подарочная уп. | 145*214 нав.70*70 | - |
2 сп КПБ | поплин | пакет | 175*214 нав.70*70 | + |
зима-лето | поплин | сумка пвх | 145*214 нав.70*70 | + |
2 сп КПБ | поплин | подарочная уп. | 175*214 нав.70*70 | + |
2 сп КПБ | поплин | пакет | 175*214 нав.70*70 простыня 220*240 | - |
2 сп КПБ | поплин | подарочная уп. | 175*214 нав.70*70 простыня 220*240 | + |
2 сп КПБ | поплин | подарочная уп. | 175*214 нав.70*70 простыня на резинке 220*240 | + |
зима-лето | поплин | сумка пвх | 175*214 нав.70*70 | + |
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Кш = Шд/Шб * 100%, где
Коэффициент широты (Кш) - действительное количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными и техническими документами, или максимально возможное.
Рассчитаем коэффициент широты:
Кш = 16/11 * 100% = 145%
Показатель широты показывает, что товар этой группы представлен в широком ассортименте и может удовлетворить потребности потребителей.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Кп = Пд/Пб * 100%, где
Действительная полнота - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Базовая полнота - регламентируемый или планируемый количество товаров.
Рассчитаем коэффициент полноты, для этого берем 4 вида товара:
,5 сп КПБ бязь Иваново пакет 145*214 нав.70*70;
сп КПБ бязь Иваново пакет175*214 нав.70*70;
,5 сп КПБ бязь Шуя пакет145*214 нав.70*70;
сп КПБ бязь Шуя пакет 175*214 нав.70*70.
Кп = 4/2 * 100% = 200%
Показатель коэффициента полноты удовлетворяет одинаковые потребности.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Ку = У/Шд * 100%, где
Коэффициент устойчивости (У) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей.
Рассчитаем устойчивость ассортимента:
Ку = 12/16 * 100% = 75%
Коэффициент пользуется устойчивым спросом.
Новизна ассортимента - это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Кн = Н/Шд * 100% = 3/16 * 100% = 19%
Ассортимент универсальной базы по данной группе товаров следует пополнить. Для этого необходимо искать новых поставщиков с подходящими условиями, высоким качеством товара.