Изучение ассортиментной политики торгового предприятия




 

Одной из важнейших характеристик товара является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент - это набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Ассортиментная характеристика товаров - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение.

Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Товарный ассортимент - совокупность всех ассортиментных групп, изготовляемых фирмой. Он характеризуется:

широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);

глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных покупателей).

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

простой - набор товаров, состоящий из небольшого количества групп товаров, удовлетворяющих ограниченное число потребностей (например: товары повседневного спроса);

сложный - набор товаров из большого количества групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);

групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);

видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности (например: молоко пастеризованное, стерилизованное, сгущенное - ассортимент молока). Видовой ассортимент является составной частью группового ассортимента. К примеру, ассортимент молока как часть ассортимента молочных товаров;

марочный - набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных (например: престижные марки автомобилей, обуви, духов, марочных вин и др.);

развернутый - набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований (например: в магазинах аудио- и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);

сопутствующий - набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном магазине - предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине - мыло, спички, хозяйственные товары);

смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например: в сельских магазинах, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами).

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности. Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

реальный - товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

прогнозируемый - ассортимент товаров, который может удовлетворить предлагаемые потребности:

учебный ассортимент товаров, систематизированный по определенным признакам для учебных целей.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;

редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны года).

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям.

С учетом этого товары делятся на следующие группы:

товары стабильного спроса;

товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;

товары твердо сформулированного спроса;

товары альтернативного спроса;

товары импульсного спроса

Классификация ассортимента товаров на нашей базе:

По местонахождению товара - торговый ассортимент. В зависимости от широты охвата товаров - сложный ассортимент - представлен значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименование товара в общем наборе.

При регулировании структуры ассортимента учитывают экономические выгоды, преобладание дорогих и дешёвых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется наша база.

Разработка ассортимента - деятельность товароведа по составлению определённой совокупности товарных линий или товарных групп в соответствии со спросом покупателей, с целью его более полного удовлетворения.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Разработкой ассортиментной политики занимаются менеджеры или товароведы. Основными направлениями развития товарного ассортимента являются: уменьшение, обновление, стабилизация, совершенствование, гармонизация. При формировании товарного ассортимента важно иметь достоверную информацию об объеме, структуре, характере проявления покупательского спроса.

 

Ассортиментная карта КПБ

Название Ткань чехла Упаковка Размер Фактическое наличие
1,5 сп КПБ бязь Иваново пакет 145*214 нав.70*70 +
2 сп КПБ бязь Иваново пакет 175*214 нав.70*70 +
1,5 сп КПБ бязь Шуя пакет 145*214 нав.70*70 -
2 сп КПБ бязь Шуя пакет 175*214 нав.70*70 -
1,5 сп КПБ поликоттон пакет 145*214 нав.70*70 +
2 сп КПБ поликоттон пакет 175*214 нав.70*70 +
1,5 сп КПБ поплин пакет 145*214 нав.70*70 +
2 сп КПБ поликоттон пакет 175*214 нав.70*70 простыня 220*240 -
1,5 сп КПБ поплин подарочная уп. 145*214 нав.70*70 -
2 сп КПБ поплин пакет 175*214 нав.70*70 +
зима-лето поплин сумка пвх 145*214 нав.70*70 +
2 сп КПБ поплин подарочная уп. 175*214 нав.70*70 +
2 сп КПБ поплин пакет 175*214 нав.70*70 простыня 220*240 -
2 сп КПБ поплин подарочная уп. 175*214 нав.70*70 простыня 220*240 +
2 сп КПБ поплин подарочная уп. 175*214 нав.70*70 простыня на резинке 220*240 +
зима-лето поплин сумка пвх 175*214 нав.70*70 +

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

 

Кш = Шд/Шб * 100%, где

 

Коэффициент широты (Кш) - действительное количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными и техническими документами, или максимально возможное.

Рассчитаем коэффициент широты:

 

Кш = 16/11 * 100% = 145%

 

Показатель широты показывает, что товар этой группы представлен в широком ассортименте и может удовлетворить потребности потребителей.

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

 

Кп = Пд/Пб * 100%, где

 

Действительная полнота - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Базовая полнота - регламентируемый или планируемый количество товаров.

Рассчитаем коэффициент полноты, для этого берем 4 вида товара:

,5 сп КПБ бязь Иваново пакет 145*214 нав.70*70;

сп КПБ бязь Иваново пакет175*214 нав.70*70;

,5 сп КПБ бязь Шуя пакет145*214 нав.70*70;

сп КПБ бязь Шуя пакет 175*214 нав.70*70.

 

Кп = 4/2 * 100% = 200%

 

Показатель коэффициента полноты удовлетворяет одинаковые потребности.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

 

Ку = У/Шд * 100%, где

 

Коэффициент устойчивости (У) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей.

Рассчитаем устойчивость ассортимента:

 

Ку = 12/16 * 100% = 75%

 

Коэффициент пользуется устойчивым спросом.

Новизна ассортимента - это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

 

Кн = Н/Шд * 100% = 3/16 * 100% = 19%

 

Ассортимент универсальной базы по данной группе товаров следует пополнить. Для этого необходимо искать новых поставщиков с подходящими условиями, высоким качеством товара.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: