Как провести контент-анализ




Контент – анализ как метод социологии

Социология как наука изучает общество, его структуру и закономерности развития. Для этого ученые-социологи используют специальные методы исследования, одним из которых является контент-анализ.


Контент-анализ – это
научный метод, с помощью которого осуществляют сбор данных в социальных науках: социологии, психологии, политологии и других. Он позволяет облачить текстовую и графическую информацию (любой контент) в математическую форму, выразить качество количественно. Благодаря этому методу гуманитарные науки могут проводить исследования в соответствии с критериями научности. Полученные данные в виде числовых показателей подвергают статистической обработке в зависимости от целей и задач исследования.

Контент-анализ в социологии

v В социологической науке контент-анализу могут подвергаться любые источники, содержание которых удовлетворяет интересам ученого и его исследования: печатные, радио и телевизионные СМИ, любые документы, реклама, контент сайта, слова респондента и многое другое.
Исследователь выделяет смысловые единицы контент-анализа (слова, словосочетания, текст, события, имена людей и так далее). Выделенные смысловые единицы выражают изучаемую тематику. Они необходимы для того, чтобы обозначить, в чем именно проявляется объект исследования, и после подсчитать – каковы особенности этого проявления.

Как проводится контент-анализ?

Исследователь выделяет смысловые единицы контент-анализа (слова, словосочетания, текст, события, имена людей и так далее). Выделенные смысловые единицы выражают изучаемую тематику. Они необходимы для того, чтобы обозначить, в чем именно проявляется объект исследования, и после подсчитать – каковы особенности этого проявления.

 

Далее, когда смысловые единицы выделены, исследователь приступает к их подсчету. Он оценивает в процентном соотношении, насколько сильно интересующее явление отражено в конкретном носителе информации. Таким образом, полученные в результате обработки данные позволяют ученому сделать те или иные выводы в соответствии с прежде поставленными задачами. Результаты контент-анализа в социологии чаще всего представляются в виде таблицы, содержащей значение для исследования выделенных смысловых единиц. Сегодня существует множество компьютерных программ, облегчающих подсчет данных в контент-анализе.


Пример контент-анализа

Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить показатели журнала «Н» и журнала «Г». Для этого он выделяет смысловые единицы, которые будут отражать негативные настроения среди авторов статей, содержащихся в журнале. Социолог берет журналы и вычитывает их, выделяя фразы в статьях, вроде «Кончита Вурст – Европа загнивает» или «нетрадиционные браки недопустимы». Выделяет все, что встретит на страницах выбранных изданий. В результате ученый получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом журнале. Таким образом, он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии в журналах.

Как провести контент-анализ

1. В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на вопросы анкеты, дневники, письма, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной техники и специальных статистических программ.

2. Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период.

3. Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, названия, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие малого бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов.

4. Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но также данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное.

5. После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии.

6. Завершается процедура контент-анализа количественным подсчетом полученных данных и вычислением средней арифметической оценки шкалы для каждого случая. Затем полученные средние оценки определенным образом ранжируются.

 

 

Контент-анализ -(от англ. contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания текстов и документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими текстами и документами, то есть их социальной обусловленности.

 

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

 

Можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;

имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);

для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;

Статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;

формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты; систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;

репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме.

При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки, содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

В социологии, контент-анализ показывает несколько важных характеристик.

Во-первых, Райт пишет, что сравнительно легко получить доступ к публикации или источнику, для того чтобы провести исследование.

Во-вторых, контент-анализ позволяет строить недорогие репрезентативной выборке.

В-третьих, контент-анализ дает соответствующие количественные результаты, и легко воспроизводимые в различных социальных средах. Таким образом, внешние действия контент-анализа в социологии становятся неоспоримыми. Однако выбранный образец (источник) не всегда является представителем группы населения должны быть исследованы.

Предлагаем медикам филлеры для лица Филлеры на основе гиалуроновой кислоты для людей с мед образованием.Цены от завода Филлеры на основе гиалуроновой кислоты для людей с мед образованием.Цены от заводаfillers-opt.ru10 лет на рынкеПроф. филлерыЕвростандартыЦены от заводаПерейтиЯндекс.ДиректЕсть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.

Контент-анализ делает особый акцент на количественные характеристики человеческих отношений не в состоянии объяснить, качество этих отношений в деталях.

Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.

В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание.

Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один из успокаивающих факторов для населения.

На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д.

Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.

Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.

Контент-анализ может занять много времени (когда исследователю необходимо анализировать и обрабатывать информацию из многочисленных новостей или телевизионных источников)

Контент-анализ подключен к смещения выборки, когда исследователь хочет делать обобщения для артефактов определенного типа (Shortell Если такие артефакты отсутствуют, выбор образца группа становится предвзятым. Наконец, контент-анализ это просто еще один тип статистических исследований, которые предоставляет нам понимание людей социального поведения в данный момент времени он описывает, но не объясняет закономерности социального поведения.

Необходимые условия контент-анализа:

-объективность (два исследователя, работающие по одной методике, должны прийти к одному результату)

-систематичность (исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу)

-научная строгость (обязательное соблюдение этапов исследования и требований к ним)

-репрезентативность (ряд анализируемых материалов должен быть характерен для всей реальной деятельности исследуемого источника)

-возможность количественного анализа (подсчету в тексте поддается частотность употребления тех или иных элементов, случайность этих употреблений)

Стадии контент-анализа:

-формулировка проблемы, темы, задач и гипотез исследования

-определение категорий анализа

-определение единиц анализа и счета

-конструирование выборки

-разработка кодировочной таблицы (инструментальной сетки) и инструкции кодировщика – основных рабочих документов исследования

-анализ текста – заполнение кодировочной таблицы

-ввод и обработка данных

-интерпретация результатов

Категория анализа – аналог социальной проблемы исследования, ее лаконичное и емкое выражение.

Категория анализа играет роль вопроса в анкете. В рамках одного контент-исследования может использоваться одна или несколько (система) категорий анализа.

Примеры категорий анализа:

-расовая (половая, возрастная и т.п.) дискриминация

-транслируемые ценности

-оперативность СМИ

-толерантность

-социальная действительность и ее модель в СМИ

Единица анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Существует два основных вида единиц анализа:

-единица-признак

-единица-фрагмент

В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом:

-оперативность

-жанр

-функциональная принадлежность

-отраслевая принадлежность

-география материала

Подсчет количества (единицы счета) материалов ведется двумя способами: 1) количество, 2) площадь, эфирное время, трафик.

В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом:

-оперативность

-жанр

-функциональная принадлежность

-отраслевая принадлежность

-география материала

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: