д) Подготовка миссионеров из среды местных христиан.




Выше уже говорилось о воспитании Господом Своих учеников. Оно было направлено на укрепление веры в Него как Сына Божия и Мессии. Другим аспектом воспитания являлась подготовка Апостолов к благовестническому служению. Для этого Спаситель посылает уче­ников на проповедь в Иудею. Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу, что они посылаются "для собственного их обучения, чтобы, образовавшись в Палестине, как бы в некотором училище ра­тоборства, они приготовили себя к подвигам в целом мире" (6,351). Обучение будущих руководителей из местных верующих было приоритетным направлением деятельности и самих Апостолов. Апостол Павел пишет Тимофею: "Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2 Тим. 2,2). Часто Апостолу в его миссионерских путешествиях сопутство­вали несколько молодых христиан. Это было для них школой мис­сионерства. Потом они становились соратниками апостолу Павлу и посылались им в качестве руководителей в те города, где он основывал местные Церкви. Такая практика была довольно плодот­ворной и в короткое время позволяла не только охватить благовестием большие регионы, но и заложить там прочный фундамент хрис­тианской веры. Миссионеры из среды местного населения благодаря знанию языка, обычаев и верования своих соотечественников могут гораздо лучше любого иностранца проповедывать Евангелиеи руководить церковной общиной. Естественно, богословское образование или духовный опыт таких местных благовестников может не стоять на высоком уровне, но в данном случае важнее укрепить в них веру в преображающую силу Евангелия, воспламенить ревность и желание к миссионерскому служению и "открыть им глаза на дар и силу Св. Духа, постоянно пребывающего в Церкви" (35,12), Который и вос­полнят их немощи и недостатки. Таким образом, "целью православной миссии является не кре­щение или даже проповедание всему народу.., но обучение отобранных руководителей и создание живых Евхаристических общин, кото­рые действуют как евангелические центры для всей местности" (35,13).

е) Другие принципы. Следует также кратко сказать и о других, более второстепен­ных правилах и методах в деятельности проповедников Евангелия. Так Апостолы, по повелению Господа, не должны были обременять себя никакими житейскими делами и заботами, которые могли были бы их отвлечь от служения слову (Мф. 10). "Так как они возвещали,- говорит Евфимий Зигабен,- Царство Небесное, то должно бы­ло им идти легкими и беспрепятственными, свободными от всякой земной заботы и внимательными к одному только врученному им служению" (32,342). Апостолы считали даже непозволительным в ущерб проповеди Евангелия заниматься и социальным служением ближним (Деян. 6,2), хотя апостол Павел и сумел совместить эти служения и поставить последнее на службу благовестию (2 Кор.9, 12-13). 0 необходимости беспопечительности в деле проповеди го­ворит апостол Павел и своему ученику, призывая его быть добрым воином Иисуса Христа: "никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику" (2 Тим. 2,3-4). Это правило имеет одним из своих оснований слова Господа: "Трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10,10). Об этом говорили и Апостолы: "Госполь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор.9,14) и прививали такое отношение своей пастве: "наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим" (Гал. 6,6). Удовлетворение телесных нужд нельзя сопоставить со значением духовных даров, которые раздавали Апостолы (1 Кор.9,14). Это было естественным вознаграждением за их благовестнические труды. Еще в практике древней Церкви апостольского века мы наблю­даем такое явление, как отчетность благовестников Матери Церкви о результатах своей миссии (Деян. 14,27; 3-4,12; 21,19). Это несомненно вело к взаимному обогащению опытом миссионерской работы, а также вызывало радость и благодарность Богу в серд­цах верующих. Заслуживает внимания и такой метод миссионерской работы, который предполагает объединение проповедников в миссионерские группы. Господь посылает Апостолов попарно (Мк. 6,7). В книге Деяний мы видим совместное служение апосто­лов Петра и Иоанна; Павла, Варнавы и Марка; Павла и Силы и дру­гих. Такие объединения имеют многие преимущества. Во-первых, Апостолы посланы по два, "да бы они были смелее и друг друга поддерживали", - говорит блаженный Фиофилакт (8,302). Во-вторых это нужно было для свидетельства об истинности их учения (Втор 19,15). Кроме этого, само отношение между Апостолами в духе самоотверженной любви и смирения могло служить сильным и наг­лядным аргументом в пользу их проповеди. И, наконец, "чем боль­ше разнообразия несла миссионерская группа в лице своих членов "тем многочисленнее примеры для людей в понимании веры" (35,11).

 

9. Методика изучения Символа Веры.

1. Общие понятия: разъяснения тех слов и понятий которые встретятся слушателям в названии темы и тексте (вера, символ, и т.д.).

2. Вводная беседа – предполагает, что преподаватель задает слушателям вопросы, на выяснение того уровня знаний, которыми слушатели располагают. Создает отношение к теме. Выявляет отношение слушателей к теме. Вопросы для вводной беседы продумываются заранее.

3. Историческая справка: время и причины появления этого документа. Историческое развитие текстологии документа.

4. Разъяснение членов, их толкование.

ЦЕЛЬ Воспитательная образовательная Развивающая
  ЗАДАЧИ Аргументация истинности православного учения. Знакомство с основами православного вероучения Помочь личности вести истинную духовную жизнь (личностно прежить этот текст)
Эстетическое восприятие православного вероучения Знакомство с текстом, комментарии Помочь в проявлении потребности в спасении
  Значение символа веры для каждого члена символа веры для всего вероучения  

 

10. Методика ознакомления с православной иконой.

Цель ознакомление слушателей с православной иконой как с культурно-духовным наследием православной культуры. Роль иконы в жизни церкви. Виды икон. Описание. Классификация.

ЦЕЛЬ Воспитательная образовательная Развивающая
  ЗАДАЧИ Аргументация истинности православного учения о иконопочитании Знакомство с основами православного учения о иконопочитании Портрет и икона, фотография и икона.
Применение иконы в молитвенной и богослужебной практиках Эстетическое восприятие иконы. Знакомство с элементами, изобразительными приемами, их толкованием Сравнить различные изводов иконы в зависимости от времени написания
     

 

11. Изучение православных праздников.

Раскрыть слушателям что такое церковные праздники, какие их виды существуют: великие, двунадесятые, переходящие, не переходящие, предпразднство, попразднство. Работу следует вести в 3-х направлениях: евангельское событие, память церкви, проповедь.

Евангельское событие Память церкви проповедь
Работа с текстом: прочитать на церковно-славянском, на русском, сравнить переводы, толкование, привести горизонтальные срезы с предшеств. и последующими событиями. Икона праздника - описать её словами, символику деталей, рассказать о трансформации символики в течении времени. Смысловое значение праздника для души человека.
Историческая справка: нравы, законы, география Тропарь праздника, аудио-запись с хором Значение спасения человека
  Особенности праздничного обряда (крестный ход, звоны, облачения,  

 

12. Методика изучения жития святых угодников Божиих.

Практика показывает, что в миссионерских поездках очень важно иметь представление о тех святых, которые почитаются в данной местности. Биографические данные, иконография, поучения. При рассмотрении житья святого нужно определится, к какому веку принадлежит его подвиг. Биографический взгляд: характеристика эпохи.

Биографические данные иконография поучения
Характеристика эпохи Портрет и икона советы и наставления
Биография-детство Фотография и икона  
Этапы служения Объяснять символы: храмы в руках, нимбы, свитки, книги. Если наставлений нет, можно использовать «Лествицу» и т.д.
Суть подвига Сравнить различные изводов иконы святого  
  Тропарь и величание святому, канон, акафист.  
     
     

Особенно интересно народу блаженные и юродивые. В их житиях много противоречий и нестыковок, что о них надо говорить особо. Это люди, обрекшие себя на пожизненные мучения, для стяжания духа святого. Характеристика эпохи важна для понимания подвига. Биографические данные обычно у святых скудны, но надо обращать внимание на детство, редкое житье не описывает детство, смысл этого показать, что отрок или отроковица уже с детских лет носили отметину Божию, были не от мира сего. В раннем возрасте не интересовались играми, любили молитву церковь, что удивляло окружающих, но приводятся в частности и подробности каких либо неудач в жизни святых: не был склонен к математике, учебе. Но здесь же подчеркивается, что преодоление проблем было связано с молитвой. При описании детства подчеркивается, какая семья (благочестивая или нет), это важно для внушения слушателям понимания, что от них как от родителей, от собственной воцерковленности, от того каким примером они воспитывают детей очень много зависит. Обязательно присутствует элемент – чудесные явления или откровения. Также особенностью является почитание родителей, хотя в некоторых житиях мучеников и мучениц присутствует элемент противления воле родителей. Этапы служения святого. Суть подвига. Всегда подчеркиваем, что своим путем, своим подвижничеством, жизнь Господь показывает, что обыкновенный человек из обыкновенной семьи может стать святым, если приложит усилия и попросит о помощи Божией. В этом плане важна и иконография. Если есть возможность показать икону и портрет. Показать, что икона отображает сущностные характеристики святого, для неё внешние сходство не играет важной роли, хотя и не пренебрегается. Чем дальше икона от жизни преподобного тем красивее он выглядит. Слушателей, несомненно, заинтересуют женские подвиги, интересует предметная символика. Мы не узнаем из иконы, каким был святой толстым или худым, высоким или коротким, мы увидим его совершенным. Объяснять символические предметы на иконах. Можно показать тропарь и величание святому, а также познакомить с акафистом, каноном с демонстрацией фрагментов текстов. Поучения или духовные советы. Сначала – ради чего Господь дает нам наставников и святых.

 

13. Методика подготовки и проведения паломнической поездки.

В отличие от туристической поездки паломническая поездка имеет цель, не только ознакомится с достопримечательностями той местности, где пролегает маршрут, а приобщится к духовному труду своего рода подвижничеству.

ЦЕЛЬ Воспитательная образовательная Развивающая
  ЗАДАЧИ Неразрывность понятия Русь-святая и православия. Культурно-историческя сторона. Знакомство с основами православного вероучения.
Христианское братство как основа земной церкви Христианский основы духовной практики Помочь личности вести истинную духовную жизнь.

 

14. Контакт с аудиторией.

В работе с аудиторией важен контакт. Признаки наличия контакта с аудиторией: 1-й этап - невербальные признаки: тишина аудитории, направленность взглядов; 2-й этап - реакции головой – кивание головой, подача знаков (по которым ясно согласие или не согласие аудитории); 3-й этап – докладчик задает вопросы аудитории, и она на них реагирует; 4-й этап – аудитория сама задает вопросы. 4-й этап наивысший этап контакта с аудиторией, он свидетельствует, что аудитория включилась в работу, даже если вопросы провокационны. Хуже когда аудитория сонная, что свидетельствует о потере контакта. Здесь необходимо продумать тему переключения аудитории. Не надо боятся менять тему коренным образом.

 

15. Миссионерство и социальная диакония.

Пенитенциарные учреждения. Принципиальные различия церковной и общественной духовной обстановки делают невозможным прямой перенос опыта тюремной работы царской России в государство, возникшее на ее месте. Раньше тюремные священники в своем служении могли опираться на арестантов и тюремных служек, которые в своем большинстве верили в Бога, были как-то знакомы с православием и церковной службой, и многие могли

петь на клиросе, ибо они и с пеленок слышали церковное пение. Теперь этого нет...

Сейчас ситуация принципиально иная: в тюрьмах и лагерях сидят некрещеные или крещеные, но совершенно не воцерковленные уголовники, часть из которых лишь в тюрьме обратилась ко Господу. Для их духовного развития храм как место, организующее молитву, как место не знаемого ими богослужения и место совершения Таинств более важен, чем это было для арестованных за веру Православную в двадцатые и тридцатые годы..." (проф. Прот. Глеб Kаледа). В 1989 г. приказом МВД СССР N250 были приняты “Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов”, в 1992 г. в исправительно-трудовой кодекс были внесены изменения, в частности, новая ст.8 “Обеспечение свободы совести осужденных”.

В 1994 г. между Московской Патриархией и МВД России была достигнута договоренность о совместной работе с заключенными. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совместно с министром внутренних дел В.Ф. Ериным сделали совместное заявление, в котором, в частности, говорится: ”На добровольной основе и с учетом специфики режима исправительно-трудовых учреждений способствовать реализации прав верующих из числа осужденных, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах. Обеспечить благоприятные условия для проведения священнослужителями епархий Русской Православной Церкви духовно-нравственных и просветительских бесед, совершения треб и богослужений. Содействовать оборудованию в местах лишения свободы помещений для совершения молитв и богослужений”.

И в новом Уголовно-исполнительном кодексе Р.Ф. 1997 г., также оговаривается обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Большинство практических работников ИТУ положительно оценивают влияние религиозных конфессий на осужденных. Повсеместно отмечается уменьшение межличностной напряженности в отрядах, позитивное изменение в нравственных ориентирах осужденных, улучшение их дисциплины. Кроме того, религиозные организации способствуют занятости свободного времени спецконтингента, поддержанию социально-полезных связей, оказывают колониям и СИЗО гуманитарную помощь. Примечательно, что с началом посещения представителями религиозных конфессий пенитенциарных учреждений стало заметно снижаться количество преступлений и нарушений режима содержания осужденными; не допущено массовых беспорядков и групповых эксцессов. Все это можно объяснить и большой, поистине подвижнической деятельностью в местах лишения свободы Русской Православной Церкви, других конфессий. В целом можно выделить четыре основных момента миссионерской деятельности в тюрьме: организация богослужения, просвещение, материальная помощь и поддержка заключенных после их освобождения.

Главной же задачей является приведение людей к Богу. И если исполнить эту задачу, то все остальные задачи тоже исполнятся по слову Спасителя: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Мф.VI,33). Возможны также дистанционные формы работы: переписка, пересылка пособий и материалов.

Работа в домах престарелых и интернатах. Важную роль в работе с данным контингентом имеет прямое личное участие в их жизни. Пожилые люди имеют устоявшиеся взгляды, и большую инертность в духовных исканиях, в тоже время наблюдается большое уважение к опыту их родителей, и только на этой основе возможен разговор о православии как о традиционной культуре. Обычно усваивается довольно малый объем знаний, при подаче которого важна наглядность образного ряда.

 

16. Миссионерские экспедиции: цели, задачи, средства.

После издания Манифеста 1905 г. развернувшаяся в Сибири проповедь язычества побудила местных миссионеров искать новые способы проповеди. По примеру апостола Алтая, митрополита Макария (Невского), который брал с собою в поездки чтецов и певцов, было решено организовать проповедь «дружиной». В миссионерское путешествие вместе отправлялись: священнослужители, чтецы, певцы, лучшие проповедники. «Проповедь дружины была увлекательна; стройное пение, световые картины и торжественное богослужение производили огромное впечатление на инородцев… Подъем духа и настроения был таков, что там, где проповедь одного миссионера никогда не привлекала к купели ни одного человека, просьбы о крещении и крещения были по несколько человек за раз».

Широко входила в церковную жизнь и новая форма духовного просвещения, ранее весьма редкая: внебогослужебные собеседования с народом. Например, начатые преподобным Макарием (Глухаревым) в Алтайской миссии беседы с народом после богослужения и общей трапезы широко распространилось по всем миссийным храмам, а затем при Макарии (Невском) подобные беседы были введены и укоренились в Бийске и Томске. Миссионерский акцент в богословском образовании – это один из аспектов необходимого сегодня обновления духовных школ. Примером такого обновления может служить инициатива Свято-Тихоновского богословского института по организации миссионерских поездок с участием преподавателей и студентов. Опыт этих поездок был положительно отмечен Святейшим Патриархом Алексием II в ежегодном слове на Епархиальном собрании в декабре 1998 г.: “Следует всемерно распространить чрезвычайно ценный опыт миссионерских молодежных поездок. За последние 2-3 года священники-преподаватели и студенты Института совершили более 10-ти таких путешествий, в том числе в Якутскую, Архангельскую, Екатеринбургскую, Псковскую, Тверскую епархии… такие поездки – лучшая школа для церковной молодежи, для будущих пастырей и всех желающих потрудиться на благо Церкви Христовой… Такая миссионерская деятельность должна быть развернута и в центральных городах, где по-прежнему не хватает церковной активности в детских домах, домах престарелых, в больницах, в тюрьмах, в работе по реабилитации наркоманов и алкоголиков, в благотворительных столовых для бедных, в армии.”

 

17. Особенности миссионерской работы в образовательных учреждениях.

1. Определение темы встречи, название занятия определяет круг источников и направление сбора материалов.

2. Источники: в зависимости от контингента выбираем источники, которые ближе ему. Посмотреть теоретическую литературу по данной теме, узнать мнение авторитетов в этой области. Библиография определяет широту раскрытия темы.

3. составление плана темы. План это глубина раскрытия темы. Естественно что важен уровень подготовленности слушателей. План простой - 1, 2, 3…, сложный с подпунктами - 1.2, 1.3, …, цитатный план: в связи с цитатами других авторов составляется обзор. Тезисный план подразумевает краткое изложение лекции в логической последовательности, она разбита на смысловые куски-части и в тезисной форме содержит определенные утверждения. План практически всегда составляется в утвердительной форме.

4. Продумать цель и задачи встречи со слушателями. Помочь в деле спасения, воцерковлении. Цели могут быть разные а, по сути, нужно определиться, для чего она нужна. Под задачами понимаются конкретные шаги по реализации цели, а именно какие факты понятия выносятся на обсуждения, чтобы добиться цели. Эти конкретные шаги состоят из освоения фактов, имен, понятий, чем младше группа, тем понятий меньше, чем старше, тем понятий больше, и эти понятия нуждаются в раскрытии в логическом изложении. Чем старее контингент, тем понятий снова становится меньше, заменяясь образами, примерами.

5. Средства помогающие сделать выступления убедительнее. К этим средствам относятся Евангелие, если нужно то и Ветхий завет. Наглядность - украшение любого выступления. Например: библейский атлас, карта, иконы, иллюстрации, кино и видео продукция, аудио записи.

6. Составление хода занятия.

время Деятельность преподавателя Деятельность слушателей
1-я минута Организационный момент, представление, знакомство, сообщение темы (написать на доске, и проговорить в слух). Опаздывают, усаживаются.
2-я минута Сообщение плана беседы.  
7 минут Вводная беседа Отвечают на вопросы преподавателя
20-25 мин. Раскрытие темы. Возможны риторические вопросы. слушают
10 мин Обобщающая беседа Отвечают на вопросы преподавателя
уход Не торопясь выдвигаться из аудитории Застенчивые могут подойти без свидетелей со своим вопросом.

Вводная беседа – предполагает, что преподаватель задает слушателям вопросы, на выяснение того уровня знаний, которыми слушатели располагают. Создает отношение к теме. Выявляет отношение слушателей к теме. Вопросы для вводной беседы продумываются заранее. Обобщающая беседа – по завершению раскрытия темы, выясняется, что усвоили подопечные. Уметь по ходу менять тексты, темы исходя из настроя аудитории.

 

18. Миссионерская работа в воинской среде.

Всякая работа в воинской среде стоит начинать с вводной беседы, которая предполагает, что преподаватель задает слушателям вопросы, на выяснение того уровня знаний, которыми слушатели располагают. Создает отношение к теме. Выявляет отношение слушателей к теме. Вопросы для вводной беседы продумываются заранее. Позволяет определить конфессионально-этнический состав военнослужащих. Возможно разделение бесед на группы военнослужащих по иерархическим степеням, например отдельные темы для личного состава срочной службы, отдельно для офицеров, отдельно для контрактников. Для проведения миссии среди личного состава срочной службы необходимо иметь в виду, что это люди молодые, следовательно, возможны следующие основные направления деятельности:

– приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, крещенных на гражданке;

– просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, применение для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

– воинская служба как форма христианского служения;

– создание открытой христианской социокультурной среды в местах дислокации подразделений;

– организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например: частные личные беседы, консультации с психологом);

– продуманное использование в миссионерской деятельности среди солдат современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

При выборе наиболее эффективных приемов работы с группами военнослужащих следует учитывать их социальный статус, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения.

 

ЦЕЛЬ Воспитательная образовательная Развивающая
  ЗАДАЧИ Высокие нравственные черты и качества русского война в исполнении долга по защите Родины и веры. Примеры святых воинов. Знакомство с основами православного вероучения.
Солдатское братство как основа взаимоотношений в воинском коллективе. Христианский взгляд на патриотизм. Помочь личности вести истинную духовную жизнь.

 

 

19. Особенности миссионерской работы в молодежной среде.

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил: "Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви".

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

– приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

– просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

– привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

– создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

– организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

– продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

При выборе наиболее эффективных приемов работы с молодежными группами следует учитывать их социальную направленность, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения. В настоящее время существует следующая типологизация молодежных групп:

1. Воцерковленная молодежь, различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо применять различные формы участия в церковном и общественном служении, устранять барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.

2. Неофиты, недавно пришедшие к православной вере, еще мало знающие основы Православия и часто переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Подходящими методами работы в этой среде являются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, а также вовлечение в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.

3. Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию. Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности.

4. Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании и т.п.).

5. Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом, является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодёжи, но при этом – наполненными христианским содержанием.

6. Молодежь, негативно настроенная к Церкви. При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4).

 

 

20. Апологетическая миссия и реабилитационные центры.

Апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных "евангелизаторов". Для результативной работы апологетической миссии рекомендуется создать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы прозелитизма религиозных объединений, действующих на территории конкретной епархии, выявляла степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала об этом общественность. Для эффективного противодействия прозелитизму необходимо:

– актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений;

– активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов.

Организация работу «Центра реабилитации». Должен быть выделен специальный день, не связанное с утренним и вечерним богослужением, чтобы в праздники не отменять работу Центра. Нужно оповестить население города, где начинается эта инициатива, что ведется прием всех желающих по поводу деятельности разных религиозных групп, дается необходимая информация. Основной контингент - родители, дети которых оказались, втянуты в разные секты, или люди, которые на распутье: то ли вступать в религиозную организацию, то ли в нее не вступать, а также люди, которые, находясь в секте, стали разочаровываться в учении секты, и иногда прибегают сектантские фанатики, которые хотят обличить нас с помощью Священного писания.

Родителей нужно настраивать на то, что если они хотят, чтобы мы помогли их детям, они должны принять в работе по воцерковлению, или по возвращению их детей самое деятельное участие. Если ребенок ушел от вас в секту, то надо создать совсем иную ситуацию в семье, чтобы ему было куда вернуться. Важно не выискивать, кому нанести точечный антисектантский удар. Надо помнить, что Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться «Отче мой», а учил нас молиться «Отче наш», чтобы мы почувствовали соборную ответственность друг за друга, чтобы мы понимали, что семья – это как домашняя церковь: если проблема возникла у одного, значит, это проблема, которая давно возникла у всех членов семьи. Возможно создание даже специального родительского комитета, в лице их вы можете найти хороший актив, который будет помогать вам грамотно и правильно выстраивать отношения с сектантами, с молодежью, потому что люди, которые имеют опыт за плечами, могут принять очень ценное участие в миссионерской работе. Работа с сектантом, которого притащили родители в Центр реабилитации, и он не хочет с нами общаться. Если вы видите, что человек очень отрицательно, фанатически настроен против вас, откажитесь от беседы с ним и предложите этому человеку, чтобы он пришел к вам, например, с руководителем своей харизматической группы. И вот когда приходит человек, который является авторитетом для этого сектанта, с которым вы работаете, то если вы даже будете говорить на равных, вы сокрушите вот этого идола, который в сердце у этого молодого человека. Они все свято верят, что пастор, или гуру это такие люди, которые ответят на любой вопрос, а если вы будете разговаривать на равных, им покажется, что все, этот гуру померк, этот пастор, оказывается не так хорошо знает библию. А если вы будете говорить еще лучше, а сейчас можно найти материал, чтобы правильно выстроить беседу. Это будет уже одержана некая победа в сердце этого человека. Так же важно не бояться организовывать и проводить религиозные диспуты. Когда мы говорим о Кирилло-Мефодиевском наследии, мы наверно и имеем в виду, что равноапостольные братья были первыми миссионерами, которые ввели диспут в церковное миссионерское делание. Они проводили диспуты с мусульманами. Диспуты были достаточно успешными, были люди, которые обращались в нашу православную веру.

Организация и проведение диспута. Миссионер должен действительно научиться «выходить» за порог Храма. Миссионер должен иметь силу духа, чтобы прийти на сектантское собрание, побеседовать с пресвитером или с каким-нибудь религиозным лидером в присутствии верующих. Как правило, сектанты – очень самоуверенные люди и, если они плохо знают с кем имеют дело, они, как правило, соглашаются. Когда проходит диспут, очень важно дать высказаться той стороне. И достаточно спокойно, на основании Священного Писания изложить нашу православную позицию. Не надо их опасаться. У нас и богословский, и культурный багаж гораздо шире, чем у них. Они не могут так изучать Священное Писание, как это делаем мы на основе святоотеческой традиции.

О реабилитации. Надо понять, что в секты попадают люди, которые достаточно активны. Как эту активность использовать? Очень важно выявить, какие способности и таланты есть у человека. Например, если он любит петь, почему бы не предложить ему ходить на репетиции приходского хора. Может быть, принимать участие в церковных богослужениях, в работе хора непосредственно, если он прошел Чин присоединения. Если человек горит желанием миссионерского служения, бегать, всех обращать в свою веру, надо ему сказать, что есть возможность обращать людей в веру с помощью добрых дел. Поручить ему посещать больных прихожан, немощных – пусть там с тряпкой, с ведерочком поубирается дома, и пыл сразу в нужное русло будет направлен.

Это очень важно - рассмотреть человека. Во время всех полемических встреч с человеком, вы ничего не поймете о нем. Обязательно посетите реабилитируемого сектанта по месту жительства, пообщайтесь с ним в кругу его семьи. Вы сразу соберете всю необходимую



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: