Тема
Цель изучения темы: основные элементы среды, окружающей человека; ее отличие от среды, действующей на другие организмы; «первая», «вторая» и «третья» природа.
План изучения темы
1. Специфика действия антропогенных факторов на организмы.
2. Окружающая человека среда и ее компоненты.
3. Комплексность и многоаспектность экологии как науки.
4. Сделайте свой вывод по данной теме.
Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия природных абиотических и биотических факторов.
Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятельности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выращивание растений. С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт человека с природной средой все более и более уменьшался.
Поскольку современная среда и экологическая ситуация является результатом действия антропогенных факторов, рассмотрим их специфику в сравнении с факторами естественной природы (абиотическими и биотическими).
Специфика действия антропогенных факторов наорганизмы
Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:
|
1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая с адаптационными возможностями организмов;
2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного их уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренными, типа промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.;
3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биотические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;
4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самом себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенному разумом. Именно человеку приходится в полной мере получать отрицательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды. Биологические виды одновременно изменяют и кондиционируют среду; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;
5) человек создал группу социальных факторов, которые являются средой для самого человека. Действие этих факторов на человека, как правило, не менее значительно, чем природных.
|
Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.
Окружающая человека среда и ее компоненты
В среде, окружающей человека, можно выделить четыре компонента. Три из них представляют в разной степени измененную влиянием антропогенных факторов природную среду. Четвертый - является присущей только человеческому обществу социальной средой.
1. Собственно природная среда («первая природа», по Н. Ф. Реймерсу). Это - среда либо слабо измененная человеком (совершенно неизмененной человеком среды на Земле практически нет в силу хотя бы того факта, что атмосфера не имеет границ), или измененная в такой степени, что она не потеряла важнейшего свойства - самовосстановления и саморегулирования. Собственно природная среда близка или совпадает с той, которую в последнее время называют «экологическим пространством». К настоящему времени такое пространство занимает примерно 1/3 часть суши. Однако это в основном мало пригодные для жизни людей земли с суровыми условиями (высокогорные районы, ледники, заболоченные местности севера и т. п.). По отдельным регионам такие пространства распределяются следующим образом: Антарктида - почти 100%, Северная Америка (в основном Канада) - 37,5, страны СНГ - 33,6, Австралия и Океания - 27,9, Африка - 27,5, Южная Америка- 20,8, Азия- 13,6 и Европа - только 2,8%.
В абсолютном выражении большая часть подобных территорий приходится на Российскую Федерацию и Канаду, где такие пространства представлены северными лесами, тундрами и другими мало освоенными землями. В России и Канаде на долю экологического пространства приходится около 60% территории. Значительные площади экологического пространства представлены высокопродуктивными тропическими лесами. Но это пространство в настоящее время сокращается невиданными темпами.
|
2. Преобразованная человеком природная среда. По Н. Ф. Реймерсу, «вторая природа», или среда квазиприродная (лат. квази - как будто). Эта среда неспособна к самоподдержанию в течение длительного времени. Сюда относятся различного вида «культурные ландшафты» (пахотные земли, пастбища, сады, виноградники, парки и т. п.). Такая среда для своего существования требует периодических энергетических затрат со стороны человека (вложения энергии).
3. Созданная человеком среда, или «третья природа», или артеприродная среда (лат. арте - искусственный). Это жилые и производственные помещения, промышленные комплексы, застроенные части городов и т. п. Такая среда может существовать только при постоянном вложении энергии. В противном случае она неминуемо разрушится. В границах данной среды резко нарушены круговороты веществ. Для нее типично накопление отходов, загрязнения. Большая часть людей индустриального общества живет в условиях именно такой «третьей природы».
4. Социальная среда. Эта среда оказывает все большее и большее влияние на человека. Она включает взаимоотношения между людьми, психологический климат, уровень материальной обеспеченности, здравоохранение, общекультурные ценности, степень уверенности в завтрашнем дне и т. п. «Загрязнение» общественной среды, с которой человек находится в постоянном контакте, не менее опасно для людей, чем загрязнение природной среды. Если допустить, что в крупном городе, например в Москве, будут сняты все неблагоприятные параметры абиотической среды (загрязнения всех видов), а социальная среда останется в том же виде, то нет оснований ожидать существенного уменьшения заболеваний и увеличения продолжительности жизни. Социальная среда будет действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. Следует, однако, учитывать, что социальная среда опосредуется другими средами, равно как и наоборот.
Знакомство со средой, окружающей человека, и ее компонентами дает основание для выводов, имеющих существенное значение в уточнении объема, задач и методов социальной и прикладной экологии, а также ее связей с другими науками.
1. По мере развития цивилизации и научно-технического прогресса человек все больше изолирует себя от естественной природной среды, Сектор, представляющий природную среду, близкую к дикой природе, постоянно сокращается при расширении других секторов. Абсолютно неизмененной человеком природной среды практически не осталось на планете.
2. Человек вынужден интенсивно приспосабливаться либо к существенно измененной среде («вторая природа»), либо к искусственно созданной среде («третья природа»). Особенно интенсивно увеличивается зависимость человека от социально-психологической и социально-экономической среды.
3. Требуются все большие затраты на сохранение первой и особенно поддержание второй и третьей сред, не способных к саморегулированию.
4. Чисто технологические меры (малоотходное производство, замкнутые циклы, рециклизация отходов, очистные сооружения и т. п.) не могут решить проблему оптимизации взаимоотношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, относящихся к охране первой природы и улучшению социальной среды.
5. Сложность и многокомпонентность окружающей человека среды свидетельствует о комплексности и многоаспектности экологии как науки и учебной дисциплины, ее мировоззренческой направленности. Современная экология, имея в качестве базиса науки естественнонаучного цикла, все больше становится связанной с науками гуманитарного и технического профиля, приобретает интегративный характер.