Окружающая человека среда и ее компоненты.




Тема

Цель изучения темы: основные элементы среды, окружающей человека; ее отличие от среды, действующей на другие организмы; «первая», «вторая» и «третья» природа.

 

План изучения темы

1. Специфика действия антропогенных факторов на организмы.

2. Окружающая человека среда и ее компоненты.

3. Комплексность и многоаспектность экологии как на­уки.

4. Сделайте свой вывод по данной теме.

Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия ант­ропогенных факторов. Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия при­родных абиотических и биотических факторов.

Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятель­ности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выра­щивание растений. С этого времени начал работать принцип «эко­логического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт чело­века с природной средой все более и более уменьшался.

Поскольку современная среда и экологическая ситуация являет­ся результатом действия антропогенных факторов, рассмотрим их специфику в сравнении с факторами естественной природы (абио­тическими и биотическими).

Специфика действия антропогенных факторов наорганизмы

Можно выделить несколько специфических особенностей дей­ствия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:

1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несо­измеримая с адаптационными возможностями организмов;

2) практически неограниченные возможности действия на орга­низмы, вплоть до полного их уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как це­ленаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренными, типа промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.;

3) являясь результатом деятельности живых организмов (челове­ка), антропогенные факторы действуют не как биотические (регули­рующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;

4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самом себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенному ра­зумом. Именно человеку приходится в полной мере получать отри­цательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды. Био­логические виды одновременно изменяют и кондиционируют сре­ду; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;

5) человек создал группу социальных факторов, которые явля­ются средой для самого человека. Действие этих факторов на че­ловека, как правило, не менее значительно, чем природных.

Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.

Окружающая человека среда и ее компоненты

В среде, окружающей человека, можно выделить четыре ком­понента. Три из них представляют в разной степени измененную влиянием антропогенных факторов природную среду. Четвертый - является присущей только человеческому обществу социальной средой.

1. Собственно природная среда («первая природа», по Н. Ф. Реймерсу). Это - среда либо слабо измененная человеком (совершенно неизмененной человеком среды на Земле практически нет в силу хотя бы того факта, что атмосфера не имеет границ), или измененная в такой степени, что она не потеряла важнейшего свой­ства - самовосстановления и саморегулирования. Собственно при­родная среда близка или совпадает с той, которую в последнее вре­мя называют «экологическим пространством». К настоящему вре­мени такое пространство занимает примерно 1/3 часть суши. Однако это в основном мало пригодные для жизни людей земли с суро­выми условиями (высокогорные районы, ледники, заболоченные местности севера и т. п.). По отдельным регионам такие про­странства распределяются следующим образом: Антарктида - почти 100%, Северная Америка (в основном Канада) - 37,5, стра­ны СНГ - 33,6, Австралия и Океания - 27,9, Африка - 27,5, Юж­ная Америка- 20,8, Азия- 13,6 и Европа - только 2,8%.

В абсолютном выражении большая часть подобных территорий приходится на Российскую Федерацию и Канаду, где такие про­странства представлены северными лесами, тундрами и другими мало освоенными землями. В России и Канаде на долю экологи­ческого пространства приходится около 60% территории. Значи­тельные площади экологического пространства представлены вы­сокопродуктивными тропическими лесами. Но это пространство в настоящее время сокращается невиданными темпами.

2. Преобразованная человеком природная среда. По Н. Ф. Реймерсу, «вторая природа», или среда квазиприродная (лат. квази - как будто). Эта среда неспособна к самоподдержанию в течение длительного времени. Сюда относятся различного вида «культур­ные ландшафты» (пахотные земли, пастбища, сады, виноградники, парки и т. п.). Такая среда для своего существования требует пе­риодических энергетических затрат со стороны человека (вложе­ния энергии).

3. Созданная человеком среда, или «третья природа», или артеприродная среда (лат. арте - искусственный). Это жилые и про­изводственные помещения, промышленные комплексы, застроен­ные части городов и т. п. Такая среда может существовать только при постоянном вложении энергии. В противном случае она неми­нуемо разрушится. В границах данной среды резко нарушены кру­говороты веществ. Для нее типично накопление отходов, загрязне­ния. Большая часть людей индустриального общества живет в ус­ловиях именно такой «третьей природы».

4. Социальная среда. Эта среда оказывает все большее и боль­шее влияние на человека. Она включает взаимоотношения между людьми, психологический климат, уровень материальной обеспе­ченности, здравоохранение, общекультурные ценности, степень уве­ренности в завтрашнем дне и т. п. «Загрязнение» общественной среды, с которой человек находится в постоянном контакте, не менее опасно для людей, чем загрязнение природной среды. Если допустить, что в крупном городе, например в Москве, будут сняты все неблагоприятные параметры абиотической среды (загрязне­ния всех видов), а социальная среда останется в том же виде, то нет оснований ожидать существенного уменьшения заболеваний и увеличения продолжительности жизни. Социальная среда будет действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться дру­гим. Следует, однако, учитывать, что социальная среда опосредуется другими средами, равно как и наоборот.

Знакомство со средой, окружающей человека, и ее компонента­ми дает основание для выводов, имеющих существенное значение в уточнении объема, задач и методов социальной и прикладной эко­логии, а также ее связей с другими науками.

1. По мере развития цивилизации и научно-технического прогресса человек все больше изолирует себя от естественной природной среды, Сектор, представляющий природную среду, близкую к дикой природе, постоянно сокращается при расширении других секторов. Абсолютно неизмененной человеком природной среды практически не осталось на планете.

2. Человек вынужден интенсивно приспосабливаться либо к су­щественно измененной среде («вторая природа»), либо к искусст­венно созданной среде («третья природа»). Особенно интенсивно увеличивается зависимость человека от социально-психологичес­кой и социально-экономической среды.

3. Требуются все большие затраты на сохранение первой и особенно поддержание второй и третьей сред, не способных к саморегулированию.

4. Чисто технологические меры (малоотходное производство, зам­кнутые циклы, рециклизация отходов, очистные сооружения и т. п.) не могут решить проблему оптимизации взаимоотношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, отно­сящихся к охране первой природы и улучшению социальной среды.

5. Сложность и многокомпонентность окружающей человека среды свидетельствует о комплексности и многоаспектности экологии как на­уки и учебной дисциплины, ее мировоззренческой направленности. Со­временная экология, имея в качестве базиса науки естественнонаучного цикла, все больше становится связанной с науками гуманитарного и технического профиля, приобретает интегративный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: