Тема
Цель изучения темы: основные элементы среды, окружающей человека; ее отличие от среды, действующей на другие организмы; «первая», «вторая» и «третья» природа.
План изучения темы
1. Специфика действия антропогенных факторов на организмы.
2. Окружающая человека среда и ее компоненты.
3. Комплексность и многоаспектность экологии как науки.
4. Сделайте свой вывод по данной теме.
Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия природных абиотических и биотических факторов.
Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятельности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выращивание растений. С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт человека с природной средой все более и более уменьшался.
Поскольку современная среда и экологическая ситуация является результатом действия антропогенных факторов, рассмотрим их специфику в сравнении с факторами естественной природы (абиотическими и биотическими).
Специфика действия антропогенных факторов наорганизмы
Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:
1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая с адаптационными возможностями организмов;
2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного их уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренными, типа промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.;
3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биотические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;
4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самом себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенному разумом. Именно человеку приходится в полной мере получать отрицательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды. Биологические виды одновременно изменяют и кондиционируют среду; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;
5) человек создал группу социальных факторов, которые являются средой для самого человека. Действие этих факторов на человека, как правило, не менее значительно, чем природных.
Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.
Окружающая человека среда и ее компоненты
В среде, окружающей человека, можно выделить четыре компонента. Три из них представляют в разной степени измененную влиянием антропогенных факторов природную среду. Четвертый - является присущей только человеческому обществу социальной средой.
1. Собственно природная среда («первая природа», по Н. Ф. Реймерсу). Это - среда либо слабо измененная человеком (совершенно неизмененной человеком среды на Земле практически нет в силу хотя бы того факта, что атмосфера не имеет границ), или измененная в такой степени, что она не потеряла важнейшего свойства - самовосстановления и саморегулирования. Собственно природная среда близка или совпадает с той, которую в последнее время называют «экологическим пространством». К настоящему времени такое пространство занимает примерно 1/3 часть суши. Однако это в основном мало пригодные для жизни людей земли с суровыми условиями (высокогорные районы, ледники, заболоченные местности севера и т. п.). По отдельным регионам такие пространства распределяются следующим образом: Антарктида - почти 100%, Северная Америка (в основном Канада) - 37,5, страны СНГ - 33,6, Австралия и Океания - 27,9, Африка - 27,5, Южная Америка- 20,8, Азия- 13,6 и Европа - только 2,8%.
В абсолютном выражении большая часть подобных территорий приходится на Российскую Федерацию и Канаду, где такие пространства представлены северными лесами, тундрами и другими мало освоенными землями. В России и Канаде на долю экологического пространства приходится около 60% территории. Значительные площади экологического пространства представлены высокопродуктивными тропическими лесами. Но это пространство в настоящее время сокращается невиданными темпами.
2. Преобразованная человеком природная среда. По Н. Ф. Реймерсу, «вторая природа», или среда квазиприродная (лат. квази - как будто). Эта среда неспособна к самоподдержанию в течение длительного времени. Сюда относятся различного вида «культурные ландшафты» (пахотные земли, пастбища, сады, виноградники, парки и т. п.). Такая среда для своего существования требует периодических энергетических затрат со стороны человека (вложения энергии).
3. Созданная человеком среда, или «третья природа», или артеприродная среда (лат. арте - искусственный). Это жилые и производственные помещения, промышленные комплексы, застроенные части городов и т. п. Такая среда может существовать только при постоянном вложении энергии. В противном случае она неминуемо разрушится. В границах данной среды резко нарушены круговороты веществ. Для нее типично накопление отходов, загрязнения. Большая часть людей индустриального общества живет в условиях именно такой «третьей природы».
4. Социальная среда. Эта среда оказывает все большее и большее влияние на человека. Она включает взаимоотношения между людьми, психологический климат, уровень материальной обеспеченности, здравоохранение, общекультурные ценности, степень уверенности в завтрашнем дне и т. п. «Загрязнение» общественной среды, с которой человек находится в постоянном контакте, не менее опасно для людей, чем загрязнение природной среды. Если допустить, что в крупном городе, например в Москве, будут сняты все неблагоприятные параметры абиотической среды (загрязнения всех видов), а социальная среда останется в том же виде, то нет оснований ожидать существенного уменьшения заболеваний и увеличения продолжительности жизни. Социальная среда будет действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. Следует, однако, учитывать, что социальная среда опосредуется другими средами, равно как и наоборот.
Знакомство со средой, окружающей человека, и ее компонентами дает основание для выводов, имеющих существенное значение в уточнении объема, задач и методов социальной и прикладной экологии, а также ее связей с другими науками.
1. По мере развития цивилизации и научно-технического прогресса человек все больше изолирует себя от естественной природной среды, Сектор, представляющий природную среду, близкую к дикой природе, постоянно сокращается при расширении других секторов. Абсолютно неизмененной человеком природной среды практически не осталось на планете.
2. Человек вынужден интенсивно приспосабливаться либо к существенно измененной среде («вторая природа»), либо к искусственно созданной среде («третья природа»). Особенно интенсивно увеличивается зависимость человека от социально-психологической и социально-экономической среды.
3. Требуются все большие затраты на сохранение первой и особенно поддержание второй и третьей сред, не способных к саморегулированию.
4. Чисто технологические меры (малоотходное производство, замкнутые циклы, рециклизация отходов, очистные сооружения и т. п.) не могут решить проблему оптимизации взаимоотношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, относящихся к охране первой природы и улучшению социальной среды.
5. Сложность и многокомпонентность окружающей человека среды свидетельствует о комплексности и многоаспектности экологии как науки и учебной дисциплины, ее мировоззренческой направленности. Современная экология, имея в качестве базиса науки естественнонаучного цикла, все больше становится связанной с науками гуманитарного и технического профиля, приобретает интегративный характер.