Раздел II. Значение работы «Преступление и кара, подвиг и награда» в настоящее время.




 

Колоссальный труд, написанный в самом начале карьеры великого ученого и объясняющий очень всем знакомую и близкую тему преступления и наказания, оказался востребованным и в современном мире. Проблемы, поднятые П.Сорокиным, остались актуальными и в ХХI веке. Не исчезла преступность, и как его следствие – наказание, за подвигом так же следует награда. А проблема, что считать преступлением, какова ее сущность, почему она возникает – волнует и современного человека. На эти, и другие вопросы, касающиеся моральных устоев общества, можно найти ответ в книге П.Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда». Таких работ, разбирающих по пунктам общечеловеческие ценности, как заметил К Фрумкин. В своей работе «О мнимой экзальтации», - было мало. - «Социология волею судеб оказалась в России одной из самых отсталых гуманитарных наук. И поэтому она не может не обращать внимания на труды своего малоосвоенного классика. Одним из особенностей современной российской культуры является — переиздание произведений русских мыслителей конца XIX — начала XX века. Их интеллектуальный уровень, профессионализм и образованность не могут не внушать уважение. Но с другой — идеи, появившиеся на свет едва ли не 100 лет назад, не могут не устареть в том или ином аспекте. Именно такие двойственные чувства вызывают изданные в последние годы произведения классика русской и мировой социологии Питирима Сорокина. В самом деле, некоторые фрагменты работ Сорокина - прежде всего размышления о социологии революции - и по сей день воспринимаются как откровения. "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914) представляет собой обстоятельный разбор современных криминологических теорий и вполне удачную для двадцати четырехлетнего ученого попытку построения на основе богатого эмпирического материала собственной интегральной концепции общественного поведения и морали»[14]. Эту книгу высоко оценил В. В. Сапов в вступительном слове к переизданию в 1999 году работы «Преступление и кара, подвиг и награда». Он отмечает, что «это нечто гораздо большее, чем «социологический этюд». По сути дела – перед нами целостная система мировоззрения. Те социологические закономерности, которые Сорокину удалось установить, носят вполне научный и вполне актуальный характер » [15]. Одна из таких закономерностей, выявленных Сорокиным, и на которые указывает В.В. Сапов, такова: для того, чтобы одно и то же деяние (преступление или подвиг) выглядели в глазах общественного мнения именно как преступление или как подвиг и считались с его стороны ими же, необходимо чтобы члены этого общества могли воспринимать их адекватно. Сорокин в своем труде делает вывод, что «…для этого, во-первых необходимо единство морального сознания. Во-вторых, кроме психического единства, необходимо еще и сходство самих форм психических переживаний. Если бы кто-нибудь любовь выражал побоями, горе - счастливым смехом, а другой любовь – лаской, горе – плачем, то, конечно, недоразумениям не было бы конца»[16].

Эти слова очень актуальны и сейчас. Если провести параллель между современным терроризмом, то для организаторов этих актов убийство «неверных» людей считается подвигом, а для других это чудовищное преступление. И задача общества в том, чтобы подвести людей к единому восприятию и «добра», и «зла». Это не значит, что все люди должны думать одинаково. Речь идет о едином чувстве социальной солидарности.

Современный мир – мир чувственной этики. Многие не признают заповедей религии и главной целью в жизни становится для них достижение удовольствия, счастья. Материальные блага, власть над другими ставятся превыше всего. Моральные ценности утрачивают свое значение. Общество живет ради физического удовольствия. Но уже многих волнует вопрос нравственности. Книга Сорокина как нельзя кстати возвращает нас к возможности глубоко понять и принять эти устои.

Люди устали от неизвестности, от агрессивной внешней среды, от страха за свою жизнь и благосостояние.

Любая бюрократическая система, принижая значимость личности, способствуют формированию агрессивных стереотипов поведения. Средства массовой информации, интернет и даже некоторые учебные заведения целенаправленно внедряют эгоцентризм и допустимость применения насилия для достижения любых целей. Таковы реалии нашей жизни.

Но Сорокин уверен, что доминирование чувственной этики не приведет человечество к гибели. Это не конец цивилизации, считает он. Человечество, по мнению социолога, вскоре естественным путем перейдет к другой системе (идеациональной или идеалистической) и выйдет из нравственного тупика.

Указанные принципы праведной жизни, повторяясь в том или ином воплощении в большинстве мировых религий, указывают путь нейтрализации бессознательного стремления людей к самоуничтожению, к агрессии и насилию. Нет нужды говорить о том, что развитие цивилизации, культуры, формирование гармоничных социальных отношений волей-неволей способствует нейтрализации деструктивных социальных тенденций.

«Интенсивность кар (и наград), — отмечал П. Сорокин, — тем более велика в каждый исторический момент, чем более примитивно данное общество и чем больше антагонистической разнородности в психике и поведении его членов. И обратно, чем более культурно данное общество и чем более однородна психика и поведение его членов — тем менее жестоки кары и менее интенсивны награды»[17].

В этой связи все большее внимание привлекает к себе современная концепция ненасилия, исходящая из того, что в человеческой природе изначально заложены не только агрессивность и иные деструктивные тенденции, но и такие рациональные качества, как самосохранение, солидарность, нравственный долг, рациональная гармония и совершенствование.

Соответственно, основанное на законе самосохранения нормальное безопасное поведение личности связано с тем, что «человека инстинктивно влечет к жизни и благу, он страшится смерти, избегает всего, что может быть вредно, старается сохранить уже приобретенные блага и всеми доступными ему способами стремится к приобретению все большего и большего блага. Этот закон побуждает человека беречь свою особу, заботиться о ней и обставлять ее наилучшими условиями существования», [18]ограничивая свои слабости.

Вести к снижению числа и исчезновению насилия в отношения человека могут, вероятно, лишь процессы, ведущие к такому изменению отношений между людьми, при которых жизнь индивидуального лица, в какой бы форме и условиях она ни была реализована, является самоценностью, выражающейся в отношениях ее безусловного принятия.

В своей работе мы не беремся критиковать его теорию Сорокина, наша цель – показать актуальность и значимость данной работы для современности.

В наше время не каждое опасное деяние считается преступлением, не за каждым преступлением следует наказание и не каждый подвиг получает достойную награду. Все может получиться совсем и наоборот. Все зависит от того, как общество встретит и оценит действия индивида, совершившего преступление или подвиг. Высоко оценивает научное наследие Питирима Сорокина Ю. В. Яковец, президент Международного института имени Питирима Сорокина, называя его одним из величайших мыслителей XX века. Историю делают люди. В их руках будущее человечества. «Однако величайший социолог не был моралистом-утопистом. Его выводы основаны на добросовестном научном изучении возникновения, распространения и силы влияния мировых религий, теорий его учителей, на практике. Ненависть служит разрушительной силой. Энергия творчества рождается силой любви.

Эти идеи, значение которых еще до конца не осознано, становятсяособенно актуальными в современную переломную эпоху, вспыхивающую очагами межнациональных, межгосударственных, межрелигиозных конфликтов» [19]. В преддверии наступающего постиндустриального общества, которое строится на принципах гуманизма, равноправного сотрудничества и партнерства, идеи Сорокина нуждаются в всестороннем изучении, понимании и применении на практике. Дело его жизни не забыто, свидетельством этого является создание в Сыктывкаре центра «Наследие» имени Питирима Сорокина, который создан для пропаганды его идей. К 110-й годовщине со дня рождения великого мыслителя в 2009 году в Санкт-Петербурге прошел Международный научный симпозиум «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени».

 

Заключение

В работе мы выявили представления П. Сорокина о значении преступлений и наград как основных форм общественной морали. В первом разделе было рассмотрено объяснение сути «преступлений» и «наград» в работе П. Сорокина. Во II разделе предпринята попытка показать значение работы «Преступление и кара, подвиг и награда» для современной России.

В ходе написания работы проанализировали главы «Преступление и подвиг», «Наказание и награда», «Прогресс человеческого поведения». В работе «Преступление и кара, подвиг и награда» преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

Сорокин выявляет многие проблемы современности, он и не стремится скрывать их наличие, равно как и свое отношение к ним. Однако его работы все же свидетельствуют о том, что у человека есть шанс. Шанс на то, что все еще можно изменить. Шанс, что современная цивилизация не погибнет, а напротив, и будет продолжать жить, зиждясь уже на совершенно новых основах. Другими словами, он оставляет читателям – обыкновенным людям – некую спасительную нишу, то самое, человеческое, что принадлежит им по праву, и только от них зависит, как они этим человеческим распорядятся…

Актуальным является для современности и вопрос, ответ на который остается открытым: «общепризнанного понятия преступления, а соответственно и наказания, до сих пор нет. Происходит это, главным образом, вследствие того, что вместо анализа действительных причинных отношений, существующих в живой действительности, догматика уголовного права весьма усиленно занималась и занимается анализом перечисляемых в кодексе «преступных деяний» и тем самым игнорирует аналогичные явления, существующие вне кодекса и в кодексе не упоминаемые. Например, один кодекс считает определенный акт преступлением, а другой — нет (скажем, переход из одной веры в другую). В итоге с одной точки зрения данный акт есть преступление, а с другой — нет. А так как обычно исходят из требований кодекса и к ним же стараются приспособить свои определения, то и возникает «неразрешимая задача отождествления» в вопросе о том, что считать преступным актом»[20].

До конца жизни сохранил он в душе юношескую веру в конечное торжество Истины, Добра и Красоты, что нашло свое отражение в своеобразном девизе П.А. Сорокина: «Что бы не случилось со мной в будущем, три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить ее в служение долгу – вот одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я так же убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего – в действии»[21].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: