Раздел I. Объяснение сути преступлений и санкций в работе П.Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда»




Работа завершена

«___» ______________ 2012 г. ____________________ ФИО

 

Работа допущена к защите

Научный руководитель

К.с.н., доцент

«___» ______________ 2012 г. ­­­­­­­ ____________________ ФИО

 

 

Казань 2012

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3

Раздел I. Объяснение сути преступлений и санкций в работе П. Сорокина
«Преступление и кара, подвиг и награда»……………………………………6

Раздел II. Значение работы «Преступление и кара, подвиг и награда» в настоящее время………………………………………………………………13

Заключение …………………………………………………………………....18

Список использованных источников и литературы………………………...20

 

 

Введение

Книга П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали», написанная и опубликованная в 1913 году, является значимым вкладом в развитие отечественных и мировых социологических знаний. Тем не менее, по политико-идеологическим причинам долгое время она было в забвении в нашей стране и стало приоткрываться отечественными историками, политологами, социологами и философами лишь в последнее десятилетие двадцатого столетия. Впервые она была переиздана в 1992 году.

Хорошо изучены жизненный путь П. Сорокина, его политическая карьера и эволюция его взглядов на природу современного ему общества и государства. А проблемы, поднятые в данной книге, оставались не раскрытыми.

Целью данной курсовой работы является изучение представления П. Сорокина о значении преступлений и наград как об основных формах общественной морали.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить ранние взгляды Питирима Сорокина на проблему «кар» и «наград», «преступлений» и «подвигов»;

2) определить, как оценивают работу «Преступление и кара, подвиг и награда» современные социологи;

3) показать актуальность работы Питирима Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» для современной России.

Актуальность данной работы в том, что «Преступление и кара, подвиг и награда» получила меньшее освещение в литературе, чем другие произведения П.Сорокина, и мы своей работой хотим восполнить пробел в этой области. Книга, хотя и написана почти сто лет назад, может помочь разобраться в причинах многочисленных межэтнических и религиозных конфликтов, объясняет психическую природу тех явлений, к регулированию которых направлены кары и награды, подводят правила поведения под три группы: дозволенных, запрещенных и рекомендуемых действий.

В качестве объекта курсовой работы были избраны жизнь и творчество П. Сорокина и представления П. Сорокина о значении преступлений и наград, как об основных формах общественной морали.

Предметом — стала научная деятельность П. Сорокина, позволяющие говорить об уникальности его мировоззрения на проблему «кар» и «наград», «преступлений» и «подвигов»;
Степень разработанности темы. Необходимо отметить, что П. Сорокину, как младший современник целой плеяды русских мыслителей конца

XIX — начала XX вв., был незаслуженно забыт. В последние десятилетия его работы изучают и цитируют в России не только социологи, но и философы, главным образом обращаясь из работ российского периода к «Системе социологии». «Преступление и кара, подвиг и награда» остается на стороне.

Главным источником, использованным нами при работе над курсовой работой, послужила переизданная в 2006 г. книга П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали», со вступительной статьей и примечаниями В.В Сапова. Книга является первым крупным произведением 24-летнего ученого. Сразу же после своего выхода в свет она была высоко оценена русской научной общественностью как выдающийся вклад в отечественную и мировую социологию. Автор предисловия к этой книге, крупнейший русский ученый того времени, учитель П.А. Сорокина - М.М. Ковалевский - выражал уверенность, что в будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу его ученика[1].

При написании курсовой работы были также использованы работы Игоря Голосенко «Социология Питирима Сорокина»[2], «Питирим Сорокин как историк социологии»[3].

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Раздел I. Объяснение сути преступлений и санкций в работе П.Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда»

Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной ими науки. Он прожил очень интересную и плодотворную жизнь. Родившись в зырянской деревушке, достиг признания и уважения среди ученых всего мира.

Его жизнь известна по его автобиографической книге «Длинный путь». Родился он хотя и в простой, но вполне обеспеченной семье: его отец был «золотых дел мастер», мать — зырянка, умерла когда Питириму было всего 3 года. После смерти жены, отец стал сильно пить и напивался до белой горячки. И ему со старшим братом пришлось уйти из дома. В 11 лет он начал свою самостоятельную жизнь. Путь Сорокина от «простого деревенского парня» до «крупнейшего» [4] социолога (по его же собственным словам) был сказочно стремителен. Образование в детстве он получил хорошее, сначала закончил церковно-приходскую школу, потом Гамскую второклассную школу и поступил в церковно-учительскую школу. В 1907 году он приехал в Петербург и устроился на вечерние Чернявские курсы. В этом ему помог первый профессор — зырянин К. Ф. Жаков. Через два года он экстерном сдал экзамены за восемь классов гимназии и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. В 1910 году он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма».В 1910 году Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был исключительный случай в истории высшей школы, когда студент становился лектором. Проучившись здесь год, он перевелся на юридический факультет Петербургского университета[5]. Учителями его были М.М Ковалевский и Е.В Де-Роберти. В 1914 году П.А. Сорокин окончил университет с дипломом первой степени. И в 1917 году должен был защитить магистерскую диссертацию, в основу которой была положена книга «Преступление и кара». Но началась революция и жизнь перевернулась с ног на голову. Сорокин не принял большевистскую революцию, открыто выступал против них. «Эти люди, — писал он, — я уверен, предвещают ужасные вещи. Если необходимо — я бы казнил их, чтобы предотвратить ужасную катастрофу, в которую они планируют окунуть страну».[6] Отказываясь от звания члена Учредительного собрания и объявляя о своем выходе из партии эсеров, П.А.Сорокин объяснял свое решение так: «В силу чрезвычайной сложности современного внутреннего государственного положения я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительные политические рецепты и брать на себя ответственность руководства и представительства народных масс»[7].Все эти высказывания не могли оставаться безнаказанными. Около двух месяцев он провел в Петропавловской крепости. После освобождения из тюрмы он отрекся от социал-революционеров и добровольно сдался властям. Был приговорен к смертной казни, но по счастливой случайности один из бывших его студентов помог ему избежать этой участи. Последние годы, проведенные в России, он называет годами «жизнь в смерти». В совершенно невыносимых бытовых условиях Питирим Александрович работал как одержимый и написал четыре книги и около двадцати статей, читал лекции в университете. В 1920 году, защитив диссертацию, получил звание профессора социологии.

22 апреля 1922 году он стал первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории, Научная деятельность Сорокина не понравилась В. И. Ленину. В результате ему была запрещена преподавательская деятельность. В 1922 году Питириму Сорокину пришлось уехать из России навсегда. Так заканчивается российский период его жизни.

Пережитые трудности, которые сопровождали его с раннего детства, не угасили в душе ученого чистой веры в торжество справедливости и в появлении «сверх человека», стоящего выше современного добра и зла, права и нравственности, не знающего извне навязываемого «долга» и полного действенной любви к сочеловекам[8].

Этой надеждой и уверенностью пронизана его одна из первых и значительных его работ «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» изданная в благоприятном 1913 году. В марте 1913 года Сорокин попал в тюрьму за антимонарший памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых. Некоторые выводы этой работы были сделаны в тюремных примерах.

Этот труд занимает исключительное место в жизни и творчестве П. А. Сорокина. Этот объемный и весьма значительный по богатству мыслей труд был написан 24-летним студентом 3-его курса, и сразу же сделал его значительной фигурой среди социологов. «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913 год) вызвала множество благожелательных откликов. Вот отзыв одного из первых читателей книги (ещё в рукописи), Евгения ВалентиновичаДе-Роберти, российского социолога, философа и экономиста испанского происхождения, профессора социологии: «Уважаемый Питирим Александрович! Вашу книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» я прочел с большим интересом. Поздравляю Вас от души. Это - превосходная вещь, очень, очень ценный вклад в нашу и мировую науку, труд, которым может гордиться европейская социологическая литература, не говоря уже о русской. Март 1913»[9]. Положительные отзывы печатались и в журнале «Правда», в газетах «День» и «Речь»[10]. Впрочем, в некоторых из них попадались и упреки.

Так, поздний представитель субъективной школы А. А. Гизетти указывал молодому автору на неоправданное игнорировании им русской социологической литературы, тем более, что кое-какие важные идеи его книги были сформулированы ранее П. Лавровым и Н. Михайловским. Критики хотя и отмечали некоторые недостатки книги, в целом оценивали труд начинающего автора очень высоко. Для молодого 24-летнего автора это был полный триумф.

«Преступление и кара, подвиг и награда» – составляет один из разделов книги «Общая социология». Сорокин называл свой труд «социологическим этюдом об основных формах общественного поведения и морали». Она была написана как дипломная работа. В работе дается полный анализ основным формам общественного поведения. Сорокин, рассуждая о старых, как мир, вещах, смог объяснить причину возникновения преступления, и как его следствие – наказания, подвига и награды. До него так основательно этого никто не делал. По рецензиям и откликам современников можно судить о значимости данного труда.

Сорокин рассматривает не только функции наград и кары, но и те обстоятельства, при которых они влияют на жизнь людей. Естественно, каждый из нас на себе испытывал эти обстоятельства: для того чтобы достичь каких то целей, каждый индивид предпринимает определенные действия, или наоборот, бездействует. Но, сознание ответственности за свои поступки в виде кары, очень часто многих удерживает от каких-либо противоправных действий. И награды, и кары мотивируют действия психически нормального человека. Примером может служить почти каждый наш поступок. И только особенности характера человека и его умственные способности определяют, способен он ради награды на подвиг или на преступление. Но надо учесть и то, что при некоторых обстоятельствах, наказание может и не наступить. Это тоже влияет на поведение людей.

В своем труде Сорокин дает свое, отличное от теоретиков уголовного право, определение преступления. После долгих и простых по сути объяснений своей мысли, он дает «простейшее» по его словам определение преступности: «Преступные или запрещенные акты суть акты, противоречащие «дозволенно-должному» шаблону поведения. Следовательно, общим признаком всего класса преступных актов и преступного поведения (с точки зрения любого индивида) будет признак противоречия их с поведением и актами, осознаваемыми как «дозволенно-должные» [11]. Сорокин подчеркивал, что «всякий акт потенциально может быть преступным»[12]. Все зависит от моральных устоев общества.

В своем труде Сорокин дает и анализ наградных актов. «В каждой постоянной социальной группе с течением времени устанавливается определенный курс преступлений и услуг, т.е. устанавливается определенное наказание за определенные преступления и определенная награда за определенные услугу…»[13]. «Если хочешь получить эти награды, то выполни такие-то и такие-то подвиги», — подытоживает он. И далее объясняет, что человек совершает те или иные подвиги или преступления для получения определенных выгод.

«А сколько есть чиновников, которые честны не по убеждению, а только из боязни наказания; они с удовольствием взяли бы взятки и если не берут, то только благодаря мотивационному действию наказания — боязни лишения службы, понижения, позора и т. д. Сколько есть лиц (преступников), морально-правовые убеждения которых нисколько не противоречат совершению ряда убийств, насилий и т. д. в каждый данный момент. И если они не делают это постоянно, то только из боязни, что подпадут под влияние наказания. Наказание давит на их поведение и видоизменяет его. Подобных примеров мотивационного давления кар можно привести сколько угодно. Само существование кар — лучшее свидетельство этого. Все сказанное о мотивационном давлении кар целиком приложимо и к мотивационному давлению наград. Награды — это тот второй рычаг, благодаря которому человек совершает, или воздерживается, или терпит ряд поступков, которые без давления наград он не совершил бы, не воздерживался и не терпел бы. Возьмем для иллюстрации явление взяток. Здесь в первом действии перед вами человек (например, чиновник, интендант, пристав и т. д.), который решительно отказывается совершить, или воздержаться, или терпеть ряд поступков, о которых вы просите. Но вот на сцену выступает взятка (награда-услуга), и поведение индивида резко меняется... Он совершает ряд поступков, которые не совершил бы без награды», - пишет он в главе «Мотивационное действие наград и наказаний».

Детально объясняя природу преступления, кар и наград, Сорокин не оставляет надежды, что со временем исчезнут с лица земли все негативные составляющие человеческого общежития. Например, когда одна сторона в результате победоносной войны захватывает другую, так, что они отныне образуют одну «замеренную группу», в рамках единого теперь государства возникает конфликт двух разных шаблонов поведения. Резко возрастает амплитуда колебаний, кар и наград. Через одно-два-три поколения шаблоны выравниваются, необходимость в слишком суровых карах и слишком высоких наградах отпадает. И вот, считает Сорокин, когда мир будет составлять единую замеренную группу, когда, по словам поэта, «народы, распри позабыв, в единую семью объединятся», - тогда надобность в карах и наградах исчезнет, преступлений и подвигов больше не будет, тогда, считает Сорокин, возникнет сверхчеловек, стоящий по ту сторону права и морали. Он верит в бесконечный линейный прогресс и возможность земного рая.

Очень жаль, что история не дает подтверждения этим его словам. Начавшаяся через полгода после публикации книги первая мировая война разрушила возможность «вечного мира». И через сто лет после написания работы не возникло общество людей, состоящих из «сверхчеловеков», деятельность которых не нуждается в регулировании карами и наградами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: