Педагогическая экосистема от зерна познания




 

В Сургуте чувствуется приближение тепла: с опаской озираясь по сторонам, оглядываясь на суровую хозяйку зимних месяцев, весна медленным шагом входит в город. Тротуары и дороги сбрасывают с себя оковы сугробов, в воздухе чувствуется сладость грядущего лета, птицы щебечут, люди лениво стягивают зимние вещи. В Сургутском Педагогическом отгремел фестиваль талантов «Студенческая весна», и факультеты вернулись к привычному, размеренному и спокойному ритму жизни.

 

Четверть века назад такой же весной, как сейчас, ученики ходили на занятия в педагогическое училище, чей управленческий коллектив уже тогда взял устойчивый курс на переход к педагогическому колледжу. Преподаватели проходили заочное обучение, защищали диссертации, создавали научно-исследовательские лаборатории, все вместе работали над дальнейшим развитием образовательного учреждения. В 1995 был открыт Сургутский государственный педагогический институт, который через десять лет трансформировался в Сургутский государственный педагогический университет – то учебное заведение, которое мы знаем сейчас, аванпост всего педагогического образования региона.

 

За каждой великой идеей стоит великий человек. Университет не может быть создан без руководителя, коллектив не способен эффективно работать без лидера. Надежда Васильевна Коноплина, выпускница химического факультета Томского государственного университета, в 1984 становится директором школы-новостройки, на базе которой и было открыто училище. Это неожиданное назначение изменило не только ее судьбу, но и судьбы всех, кто когда-либо был связан с СурГПУ: выпускников, сотрудников, студентов.

 

«Я с трудом представляю СурГПУ без…»

 

– Познакомились мы на конкурсе «Студент года», на так называемом «Завтраке с ректором», – рассказывает Настя, выпускница СурГПУ, а ныне – сотрудник университета. Мы сидим в небольшом кабинете телестудии университета, на окнах плотно задвинуты черные шторы, в обычное время здесь записывают ведущих телевизионной программы, и непредсказуемый солнечный свет может испортить кадр. – Была масленица, мы ели блины, разговаривали, каждому дали возможность задать вопрос. Она произвела на меня тогда впечатление хозяйки. Хозяйки большого дома, где всегда рады гостям. Когда возник Совет по качеству образования (прим. авт. – общественное объединение внутри СурГПУ), Надежда Васильевна нас очень сильно поддерживала. Она и сейчас поддерживает, но тогда мы встречались практически каждый месяц, отчитывались перед ректором, она смотрела наши документы, рассказывала о рисках и преимуществах, давала реальные деловые советы. Она общается очень просто, всех знает по именам.

– Я с трудом представляю СурГПУ без Надежды Васильевны, – признается Настя, когда в коридоре звенит очередной звонок на пару. – Она создала этот вуз, преобразовала ее в институт, в университет. Она, действительно, всё. Мне бы хотелось, чтобы она всегда была ректором. Хорошо помню одно ее высказывание во время заседания Ученого совета: «Если хотя бы один пункт из плана не выполнен, значит, не выполнен весь план». Представляешь, какие требования к себе и к сотрудникам? Мне кажется, именно ее требовательность и позволяет нам сохранять уровень.

 

«Вуз существует и будет существовать благодаря…»

 

– С Надеждой Васильевной впервые я познакомился после фестиваля «Первовидение», когда она поздравляла всех, кто занял призовые места, – делится впечатлениями от первой встречи Гор, многократный победитель фестиваля «Студенческая весна», недавно дебютировавший в театральной режиссуре. Против обыкновения он серьезен и собран, в его судьбе ректор тоже человек неслучайный. – Сколько я ее знаю, у нее всегда трепетное отношение к студентам, сотрудникам, преподавателям. Сейчас очень мало искренних людей, она приносит искренность в наш университет, в наши жизни. У нас в вузе построена система взаимодействия между преподавателями и студентами, мне кажется, это всё исходит от Надежды Васильевны. Если мы встречаемся в коридоре, я обязательно спрашиваю, как у нее дела, она интересуется моими дальнейшими планами, это очень приятно.

– Я часто захожу к ней в кабинет, по важному поводу или без него… – после некоторых раздумий вновь продолжает Гор. – Думаю, что не только я могу это сделать. Чтобы поговорить с нашим ректором, не нужны масштабные достижения, можно просто прийти с какой-то проблемой, Надежда Васильевна поможет решить, посоветует. Если бы не она, я бы вообще в университете ничем не занимался. Она придала значение моей деятельности, обняла, поблагодарила, и мне стало интересно участвовать в концертах, конференциях, проектах, потому что я знал, что за моей спиной вуз, я защищаю его честь. Всё это благодаря ее поддержке. Вуз существует и будет существовать, пока есть такие люди, как Надежда Васильевна.

 

«Стоит закрыть за собой дверь…»

 

Василий и Эля ждут в другом корпусе, у них недавно закончились пары, и они вместе обсуждают личность ректора.

– Если говорить о наших встречах, они не очень частые, это очевидно, ректор человек занятой, - Василий задумчиво поправляет очки на переносице. Недавно он вошел в состав Ученого совета СурГПУ, высшего органа управления вузом. – Хотелось бы мне чаще встречаться? Конечно, хотелось бы, потому что это человек-эпоха, специалист, который вывел на новый уровень высшее образование в регионе. Надежда Васильевна образованная, грамотная, начитанная, это чувствуется.

– Я, наверное, соглашусь с Василием, – дополняет Эльмира. Она совмещает учебу в университете с научными исканиями, работой на вуз и членством во многих общественных организациях. – Мне хотелось бы отметить, что Надежда Васильевна очень честная, не стремится угодить, высказывает свою позицию прямо и старается напрямую со всеми взаимодействовать, во всем принимать участие. Наверное, мне бы хотелось быть на нее похожей, она стойкая, требовательная и заботливая, хорошо чувствует настроение человека. Однажды мы ездили на встречу с губернатором, нам было не очень комфортно без Надежды Васильевны, и по возвращению ректор пригласил нас к себе. Она не спросила общее впечатление, ей не нужен был официальный текст, она спросила мое личное мнение. Я очень волнуюсь каждый раз, когда иду к ней, но стоит закрыть за собой дверь и пройти к ее столу, я понимаю, что могу говорить всё, что нужно, необязательно подбирать слова, меня поймут.

 

По коридорам современных корпусов Сургутского Педагогического ходят студенты. Закидывают рюкзаки на плечи, спешно дочитывают конспекты с экранов телефонов, смеются, сидя на подоконнике, вежливо беседуют с преподавателями. Многие из них никогда не задумывались над тем, кому обязаны самой возможностью учиться здесь, но имя Надежды Васильевны, разумеется, известно всем.

 

В одной из аудиторий, удобно расположившись на расставленных в круг стульях, сидят студенты. Они не собирались вместе для обсуждения влияния ректора на их жизни, но один в своих размышлениях словно бы продолжал мысль другого, и мы решили позволить себе вольное обращение с художественным пространством – пусть они магическим образом окажутся хотя бы в самом финале единой командой тех, кому есть, что сказать о Надежде Васильевне.

 

– Это человек-эпоха. Действительно, эпоха! – по своему обыкновению крайне эмоционально высказывает точку зрения Василий.

– А я с этим тезисом не согласна, – уверенно прерывает его Настя, прокручивая в руках связку ключей. Для нее предмет разговора личный, почти интимный, но говорить о ректоре ей, безусловно, нравится. – Эпоха проходит. Эпохе своё время. А Надежда Васильевна вне времени, это создатель и хранитель Педагогического космоса. Pedagogical Univercity - Pedagogical Universe.

– Она очень искренний, добрый человек, – подхватывает Гор. Личные качества не менее важны, чем признанные заслуги. – Самое главное – ее чуткость.

– Она… наша, – после небольшой паузы мягко замечает Эльмира, подводя, кажется, итог всему разговору, – такая студенческая, современная. СурГПУ не может существовать без Надежды Васильевны.

 

Уже после встречи до глубокой ночи они что-то дописывают мне в личных сообщениях социальных сетей. «Я вспомнила, что Надежда Васильевна любит желтые и красные герберы», «В моей жизни есть три идеальных образа: мама, первый учитель, ректор», «Я нашла ещё одно интервью», «По-моему, она любит песню «Листья желтые над городом кружатся», «Недавно я заходил к ней отдать приглашение на спектакль…», «А помнишь, как на Ректорской елке…», и хор студенческих голос постепенно заполняет всё информационное пространство, разрастается до размеров песни песней, и ты чувствуешь, что человека, о котором говорят, видят именно таким, каким и должен казаться ректор, но любят совершенно иначе – как наставника, родителя, лидера, друга.

 

Зерно знаний, которое много лет назад посадила Надежда Васильевна, согласившись возглавить школу, разрослось до четырех корпусов, шести факультетов, университета, во многом определяющего научное и педагогическое пространство региона. Корни этого ростка до сих пор соединяют бесчисленное множество человеческих жизней, тесно связанных с короткой аббревиатурой СурГПУ. Мы не можем знать наверняка, оглядывается ли ректор на пройденный путь, но мы попытались пройти его с самого начала и поняли, что не можем даже представить, сколько сил, времени и заботы вложено в Сургутский государственный педагогический университет. Его выпускники живут в разных городах разными жизнями, но всё же образуют единую экосистему, которая функционирует, потому что один человек вложил в нее свое сердце, а если во что-либо вкладываешь всего себя, неизменно меняешь мир.

 

 

Яна Титоренко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: