Привязанность с точки зрения психоанализа и зоопсихологии
З. Фрейд: «В своих истоках любовь связана с удовлетворенной потребностью в пище». «Причина, по которой грудному ребенку необходимо ощущать присутствие матери, заключается только в том, что он уже по опыту знает, что мать незамедлительно удовлетворит все его потребности».
H. Harlow «Love is an emotion that does not need to be bottle- or spoon-fed» (The Nature of Love. 1958).
Эксперименты К. Лоренца – поведение привязанности развивается без связи с получением пищи или какого-то другого подкрепления. Импринтинг.
Поведение привязанности. Исследования с детенышами приматов и детьми
Макаки-резусы сами днем держатся за мать. 1-й месяц – постоянный вентро-вентральный контакт. Начинаются краткие эпизоды разлучения (до 1 м). До 2,5 месяцев физический контакт более 50% времени, после года – 30%. Дистанция и время разлучения растет. Инициатива разлучения и от матери, и от малыша. Реакция на удаление матери или опасность – несколько лет.
Бабуины: созревание происходит раньше, но те же стадии.
Гориллы: 2-3 месяца сами не могут удержаться, их держит мать.
В установлении и развитии отношений важна роль и матери, и детеныша. Ослабление поведения привязанности с возрастом (с развитием исследовательского поведения). Усиление – при испуге и вынужденном разлучении.
Фазы формирования привязанности
1 фаза | Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу | до 3-х месяцев |
2 фаза | Фокусирование внимания на знакомых людях | 3 - 6 месяцев |
3 фаза | Интенсивная привязанность и активный поиск близости. | 6 месяцев - 3 года |
4 фаза | Формирование партнерского поведения | 3 года - окончание детства |
1-я фаза. До 3-х месяцев дети демонстрируют разные виды реакции на людей, но как правило реагируют на всех людей одинаково (правда могут различать мать). Сразу после рождения ребенок предпочитает человеческие лица другим стимулам, любят слушать голоса, по сравнению с другими звуками. В 5-6 недель малыши широко улыбаются при виде любого человеческого лица, их улыбка включает контакт глаз.
|
В это же время появляется и лепет (воркование и гуленье). Он тоже вначале не избирателен. Лепет вызывается и видом лица, и звуком голоса.
Плач также пока не избирателен. Он возникает в ситуации дискомфорта или, если человек, на которого смотрел малыш, удаляется. Но и успокоить малыша сейчас сможет практически любой.
Малыш также поддерживает близость путем цепляния. В первые месяцы этому способствуют врожденные рефлексы – хватания и Моро. Боулби рассуждал так, что в случае опасности малыш должен схватиться за маму и удержаться на ней. Боулби считал поисковый и сосательный рефлексы также способами поддержания близости с мамой, т.к. они приводят к взаимодействию.
Фаза 2. Фокусирование внимания на знакомых людях. Начиная с 3-х месяцев поведение ребенка начинает меняться. Исчезают многие рефлексы. Но важнее – то, что социальные реакции малыша становятся более избирательными. Младенцы постепенно ограничивают направление своих улыбок знакомыми людьми. При появлении незнакомца дети просто пристально смотрят на него. Становятся они разборчивыми и в направлении своих вокализаций, к 4-5 месяцам дети воркуют, гулят и лепечут только в присутствии знакомых людей.
|
К этому возрасту их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. К 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за нас – за лицо, волосы, уши. Но только, если они знают нас.
Далее дети сужают свои реакции и на знакомые лица – обычно они отдают предпочтение 2-3 лицам, - и одному в особенности – обычно это мама. По-видимому, наиболее сильная привязанность формируется у детей к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных взаимодействиях.
фаза. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов.
На этой стадии у младенца не только постепенно дифференцируется отношение к людям, но и репертуар его реакций расширяется: он включает теперь следование за уходящей матерью, приветствие ее по возвращении и использование ее в качестве базы, откуда он совершает свои исследовательские вылазки. Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, "как будто^ пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь"
Примечательно то, что младенцы начинают громко плакать, демонстрируя тревогу разлучения, если мать покидает комнату.
Одновременно активность неразборчивых проявлений радостного приветствия в адрес других людей снижается. Некоторых людей ребенок выбирает в качестве второстепенных лиц, к которым он испытывает привязанность; другие оказываются вне этого круга. К незнакомым людям ребенок начинает относиться с возрастающей осторожностью, и рано или поздно реагирует на них тревогой и избеганием.
Стадия 3 обычно начинается в возрасте шести-семи месяцев, но может начаться и с запозданием — после года, особенно у младенцев, не имевших тесного контакта с главным лицом, к которому он привязан. Данная стадия, по-видимому, охватывает второй год и частично третий год жизни ребенка.