До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.
Боулби признавал (Bowlby, 1982, р. 387), что о четвертой фазе привязанности известно немного, и мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни. Тем не менее он сознавал, что они продолжают играть очень важную роль.
Эффект разлучения.
Кроме формирования привязанности Боулби занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Внимание к таким ситуациям было вызвано научным фильмом Джеймса Робертсона в 1952 г. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.
Согласно Боулби и Робертсону (Bowlby, 1982, chap. 2), эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию.
Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен.
Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали.
|
Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо.
Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.
К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным и, если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится "личность, лишенная любви", человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих.
Госпитализм - замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.
Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Он обращал внимание, что в неблагоприятных условиях фазы могут длиться заметно дольше указанного.
Но и в, казалось бы, нормальных семейных условиях подходы к воспитанию детей сильно различаются.
М.Эйнсворт со своими студентами наблюдали матерей и их детей (23) в домашних условиях в течение первого года их жизни, проводя у них дома примерно 4 часа каждые 3 недели. Когда детям исполнилось 12 месяцев Эйнсворт решила посмотреть, как поведут себя дети в неизвестной обстановке.
|
Детей с их матерями приглашали в лабораторию, где за младенцами наблюдали в ситуации разделения с матерью.
«Ситуация незнакомца»
На время процедуры мать и ребенка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками, при этом исследователь наблюдает/фиксирует этапы прохождения через одностороннее зеркало. Процедура состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребенок испытывает как отделение и воссоединение с матерью, так и присутствие незнакомого человека.
https://vk.com/wall-32487611_1286?z=video-35422673_171322361%2F24de0ee55d96bd14d9%2Fpl_post_-35422673_6564
Ход эксперимента
1. На первом этапе мать с ребенком оставляли на некоторое время в комнате одних, чтобы младенец мог привыкнуть к новой обстановке.
2. Как только он привыкал, в комнату входил незнакомец.
3. далее мать выходила из комнаты, оставляя ребенка наедине с незнакомым человеком.
4. Потом мать опять заходила в комнату, а незнакомец выходил.
5. Мать тоже выходила из комнаты, оставляя ребенка одного.
6. В комнату снова заходил незнакомец.
7. После чего мать тоже заходила в комнату, а незнакомец выходил.
Мэри Эйнсворт оценивала интенсивность четырех разных типов наблюдаемого поведения по шкале от 1 до 7, выделив четыре типа поведения:
• сепарационная тревожность (проявление малышом беспокойства, когда мать выходит из комнаты);
• готовность ребенка исследовать новую ситуацию;
• тревожность, связанная с незнакомцем (реакция малыша на присутствие незнакомого человека);
• поведение после воссоединения (поведение ребенка после возвращения матери в комнату).
На основе этого эксперимента Эйнсворт идентифицировала три, а позднее 4 различающихся стиля привязанности младенцев: надежный, неуверенный или избегающий и сопротивляющийся.