Самофинансирование как источник финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах




Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости – необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, – так и административными соображениями.

Основными источниками самофинансирования предприятий малого бизнеса в развитых странах является прибыль и амортизация. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.

В первую очередь налогообложение малого бизнеса в развитых странах направлено на увеличение его самофинансирования. Самая крупная группа налоговых льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства и присутствующая в налоговых системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли.

Льготы по налогу на доходы корпорации обычно делят на прямые и косвенные. Самой популярной и широко применяемой в странах Евросоюза и США косвенной льготой во второй половине XX в. была возможность применения ускоренной амортизации. Однако в ходе налоговых реформ последних лет льготный порядок амортизации в западных странах был ужесточен и в настоящее время существует в основном в отношении отдельных видов оборудования, применяемого в приоритетных отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. Для остальных активов большинством государств применяется комбинированный метод, когда в первые годы оборудование амортизируется по методу убывающего остатка, затем – линейно.

На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза – до 12%. Однако действие этих скидок носило временный характер и было ограничено одним годом.

Во Франции для малых предприятий стопроцентное списание стоимости в первый же год использования допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости.

В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого движимого имущества для целей НИОКР.

Таким образом, произошедшее в процессе налогового реформирования западных стран ужесточение амортизационной политики затронуло в первую очередь крупные корпорации, осуществляющие масштабные инвестиционные проекты, причем в той части инвестиций, которые не связаны с финансированием высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Малый бизнес, большая часть инвестиций которого приходится на офисное оборудование, от пересмотра амортизационной политики пострадал гораздо меньше.

Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот.

Так, в США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).

Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. – 20000 долл., 2001–2002 гг. – 24000 долл., а с 2003 г. – 25000 долл.).

Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая – 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий – 33,3%, для крупных и средних корпораций – 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В России в настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций – 24%.

Рассматривая ставки налога на прибыль, также необходимо подчеркнуть, что в западных странах государственную политику стимулирования малого предпринимательства проводят, как правило, с учетом приоритетности главных направлений, в частности сферы производства. В результате, ставки налога на прибыль предпринимателя, который занимается производственной деятельностью, существенно отличаются от ставок в сфере коммерческого посредничества (в США они достигают 90-95% независимо от категории фирмы). Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, переток капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.

Таким образом, законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования.


Заключение

Одним из основных источников в условиях перехода к рыночной экономике в России должна стать прибыль, чистый доход предприятий. Росту самофинансирования и одновременно экспортных возможностей российской промышленности способствовала бы политика оставления большей части валютной выручки у предприятий. Это ведет к увеличению инвестиций в самые наукоемкие, передовые, с точки зрения мировой техники и технологии, отрасли производства.

В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.

Важным направлением усиления самофинансирования может стать продуманная амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий ускоренного списания оборудования путем слияния амортизационного фонда и чистого дохода. В России это необходимо еще и потому, что существующее оборудование сильно устарело. В современных условиях было бы целесообразным предоставлять предприятиям, покупающим, производящим или осуществляющим поставку машин и оборудования, право на дополнительные амортизационные отчисления. Учитывая огромные территории Российской Федерации, различие региональных и местных условий, необходимо предусмотреть и разработать систему налоговых дополнительных скидок для определенных регионов, а также для отдельных машин и оборудования.

Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность. В индустриальном обществе корпорации, промышленные компании сами осуществляют инвестирование. Промышленное сбережение в значительной степени зависит от производимых промышленных инвестиций. Основная проблема состоит в том, чтобы уже имеющиеся у предприятий накопления расходовались не на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров непроизводственного назначения, а качестве источника прямых инвестиций.

Эта цель достигается формированием специализированных инвестиционных фондов и введением специальных счетов и счетов обновления. Суммы, накапливаемые в них, подлежат льготному налогообложению или освобождаются от налогов вовсе. Так в США, при относительно низком уровне налогообложения, действуют около 36 тыс. фондов реконструкции и развития. В Швеции все 100% отчислений в инвестиционные фонды должны быть помещены на специальный беспроцентный инвестиционный счет в Риксбанке. Подобная мера позволила бы российскому правительству получить возможность концентрировать имеющиеся ресурсы, направлять их в соответствии с инновационной политикой государства. Целесообразным было бы законодательное установление счетов обновления с обязательным помещением туда части прибылей отдельных предприятий.


Литература

1. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложений малого бизнеса в западных странах.// Управленческий учет. 2005. №1.

2. Жук И.Н., Киреева Е.Ф.. Международные финансы Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий. М., 2006.

3. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М.: Фонд «Правовая культура», 1995.

4. Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №11. С. 54.

5. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000. – 231 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: