Младенческий возраст – от 0 до 1 года (или до 1,5 лет в зарубежной литературе, например, в журнале Infancy).




Для оценки физического развития детей до 1 года обычно используются следующие показатели:

· Рост;

· Масса тела;

· Пропорциональность развития (окружность головы и грудной клетки, и др.);

· Статические функции (двигательные умения ребенка);

· Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка, скорость прибавки роста и веса наиболее велика в 1-м полугодии жизни. К концу 6 месяца малыш подрастает на 15 см и набирает около 4,5 кг веса, а к концу года – 25 см и более 7 кг. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

Таблички с нормативами Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/childgrowth/standards/weight_for_age/en/

Физиологи выделяют следующие закона роста:

1. сначала растут части тела, наиболее удалённые от срединной точки туловища, которая у новорождённого находится в районе пупка: стопы, кисти, голова; затем кости рук и ног, и лишь затем туловище и внутренние органы.

2. Следующий закон роста организма – смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Во время периода вытяжения активно растёт в длину скелет, а во время периода округления наиболее активно нарастает мышечная масса и подкожножировой слой.

3. Ткани организма тоже растут в соответствии с законами роста: сначала растут ткани скелета (костная, хрящевая), а все остальные ткани растут «вдогонку» скелету – мышечная, сердечно-сосудистая, нервная, эндокринная и пр. Статические и динамические функции

К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.

В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.

Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.

В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.

В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.

В одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.

Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом. И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Вслед за способностью контролировать положение головы в пространстве, ребенок начинает поднимать туловище с опорой его на руки-предплечья. Этот навык становится достоянием ребенка к 2-2,5 месяцам. С 2,5 — 3 месячного возраста у ребенка начинают формироваться зрительно-моторные навыки – малыш начинает произвольно тянуться к игрушке.

Хватание

В публикациях Брунера и Козловски 1972 года показано, что у детей 2-х месяцев уже можно отметить хватательные движения при появлении в поле зрения какого-то объекта. Но и направить руку к нему, и схватить им пока не удается. Т.е. не удается выстроить упорядоченную последовательность действий. Однако уже в этом возрасте дети способны производить широкие ударяющие жесты по предмету, подвешенному в поле зрения малыша. Такие жесты называют «зрительно вызванным дотягиванием». Постепенно контакты с предметом становятся более частыми.

И примерно к 5 месяцам под контролем зрения координируются и дотягивание, и схватывание предмета. Возникает акт хватания - первое организованное, направленное действие. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года и основное новообразование первого полугодия жизни.

Для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она "раскрылась". Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Условием возникновения хватания является развитие бинокулярного зрения.

С этого времени начинается 2-й подпериод младенческого возраста.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают новые результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В возрасте 7 - 10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (10 - 11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.

При этом интересно развивается то, что Баттерворт называет стратегией накопления. Если в 6 месяцев малышу дать один предмет, он его схватит и будет держать в руке. Но если предложить второй, то первый из руки просто вывалится. И ребенок схватит новый предмет. После 6 месяцев малыш перенесет существующий предмет в другую руку и схватит новый. Но если дать третий, то он уронит второй. После 8-9 месяцев ребенок передает предметы из руки в руку и складывает их на сохранение в удобном месте.

По данным Goldfield & Michel, 1986, 7-месячные дети двигают обеими руками в одном направлении, в то время как 11 месячные могут выполнять разными руками движения, дополняющие друг друга.

Но, к сожалению, бывают случаи, например, рождения ребенка с особенностями. Наиболее изучена ситуация ранней зрительной депривации при рождении слепого ребенка или ребенка с би- или уно-латеральной катарактой. Оказывается, что даже в случае, когда поврежден хрусталик одного глаза, ход развития значимым образом нарушается. Отставание координированных движений при дотягивании и схватывании зафиксировано во многих исследованиях. Geldart et al., 2002 изучали роль зрительной депривации в возрасте до 7 недель у людей 10 – 38 лет. Оказалось, что при предъявлении им лиц, отклонений от нормы при восприятии эмоций не наблюдалось, но в ситуации узнавания лиц их результаты были значимо ниже нормы.

Таким образом мы можем говорить о том, что в ходе развития имеются такие периоды, в которые отдельные функции или функциональные системы индивида обладают повышенной чувствительностью к внешним воздействиям определенного типа – сензитивные периоды. Часто их отождествляют с критическими периодами.

Но можно их и развести, как это делает Марютина.

Критическим следует считать период, когда организм с необходимостью должен испытать на себе воздействие некоторого типа, и это является условием нормального развития.

Сензитивный период – это отрезок времени, когда некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, чем до или после него.

Возвращаемся к новообразованию 1-го полугодия, к хватанию. Мы говорили, что новообразование не только является результатом или продуктом предыдущего развития, но одновременно предпосылкой развития дальнейшего.

Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться не получается. Ребенок тянется к предмету, но получить его можно только с помощью взрослого.

Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. общение. М. И. Лисина назвала его ситуативно - деловым. Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый "сотрудничал" с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения.

При ситуативно - деловом общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания, но и этого недостаточно - детям нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.

Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.

"Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только.

Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию.

Здесь изменяется функция самого движения: из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, средством связи; хватание превращается в указание. Благодаря этому само движение редуцируется, сокращается и вырабатывается та форма указательного жеста, про которую мы вправе сказать, что это уже жест для себя. Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием в себе, т. е. обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других, то есть осмыслено и понято окружающими людьми как указание. Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним. Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми. Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого себя указанием", - Выготский.

Когнитивное развитие.

Период от рождения до 2 лет Пиаже характеризовал как период сенсомоторного интеллекта.

От рождения до 1 месяца дети используют врожденные рефлексы.

1-4 месяца – это период первичных циркулярных реакций – малыш случайно совершает какое-то новое действие и пытается его повторить. Например – сосание пальца.

4-10 месяцев – вторичные циркулярные реакции. 10-12 месяцев – координация вторичных схем

Эмоциональное развитие.

Эмоциональное развитие на этом этапе мы будем рассматривать с только с 2-х сторон:

· Во-первых, как дети выражают эмоции.

· Во-вторых, как они их воспринимают.

Как мы уже видели человек рождается с готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Мимические мышцы формируются на 4-5 месяце внутриутробного развития, а спонтанные изменения выражения лица наблюдаются у плода, начиная с 20 недели. Даже новорожденные с помощью мимики, голоса и телесных движений показывают, что они отличают горький вкус от сладкого.

Дети первого года активно используют мимику голосовые проявления и комплексные телесные реакции для отражения своего эмоционального состояния.

В течение года меняется и характер голосовой экспрессии. На протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, причем звуковой состав этого крика сходен с интонациями обиды и недовольства взрослых. На 2-м месяце появляется спокойное «гуление», на 3-м — звуки радости, а позднее — смех. Стимулы, вызывающие смех, с взрослением младенца меняют свое значение. Дети 10-12 месяцев, как показали Л. Сроуф и Дж. Вунш, гораздо чаще смеялись в ответ на зрительные и социальные стимулы, тогда как дети 7-9 месяцев — в ответ на тактильную и звуковую стимуляцию. Авторы объясняют это тем, что у более старших детей в понимании ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие.

В среднем реакция смеха у детей возникала на тактильные стимулы — в 6,5 месяца, на слуховые — в 7 месяцев, на социальные (игра в прятки) — в 8 месяцев https://www.youtube.com/watch?v=O-MMI5Kyq1g, на зрительные — в 10,5 месяца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: