Муниципальные выборы в системе местного самоуправления




Нормативно-правовую базу муниципальных выборов со­ставляют акты четырех уровней правового регулирования:

1) международный (Европейская хартия местного самоуправ­ления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);

2) федеральный (Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон об об­щих принципах организации местного самоуправления; Феде­ральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

3) региональный, где на основе федерального законодатель­ства осуществляется правовое регулирование порядка органи­зации и проведения муниципальных выборов (избирательные кодексы и законы);

4) муниципальный (устав муниципального образования).

Основу избирательного законодательства в Российской Фе­дерации составляют положения статьи 32 Конституции РФ, в со­ответствии с которой право избирать и быть избранным в ор­ганы местного самоуправления принадлежит каждому гражда­нину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возрас­та. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Муниципальные выборы подразделяются на:

основные (очередные), которые проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и вы­борного должностного лица местного самоуправления. Закре­пляемый в уставе муниципального образования срок их полно­мочий не может быть менее двух и более пяти лет;

досрочные, проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;

повторные - проводятся в случаях: выбытия всех кандидатов, признания выборов несостоявшимися, недействительны­ми либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депута­та, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица;

дополнительные, которые проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одноман­датному или многомандатному избирательному округу.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначают­ся и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), кото­рые могут применяться при проведении муниципальных вы­боров, и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — до­пущенными к распределению депутатских мандатов, а также по­рядок распределения депутатских мандатов между списками кан­дидатов и внутри списков кандидатов. При проведении муниципальных выборов могут использоваться: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избира­тельная система; в) смешанная избирательная система (пропорциональ­но-мажоритарная).

Муниципальные выборы проводятся в определенных временных рамках, что предполагает определенную последовательность избира­тельных действий, проводимых в период избирательной кампании, ко­торая начинается со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и протекает до дня пред­ставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образова­нии. Условия применения видов избирательных систем в му­ниципальных образованиях могут зависеть от численности из­бирателей в муниципальном образовании, вида муниципально­го образования и других обстоятельств, определяемых законом субъекта РФ.

2. Участники избирательного процесса с муниципальных образованиях. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комис­сии. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уста­навливает общие условия формирования указанных избирательных ко­миссий, их полномочия. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии фор­мируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских манда­тов. К избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение муниципальных выборов, относятся: а) изби­рательные комиссии муниципальных образований; б) окружные изби­рательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референду­ме граждан Российской Федерации» муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права Российской Федерации. Избирательная комиссия муниципального образования, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом и не входит в структуру органов мест­ного самоуправления. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, преду­смотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампа­нии в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосо­вания избирателей и подсчета голосов избирателей. На выборах в орга­ны местного самоуправления-полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избира­тельного участка.

Для проведения муниципальных выборов образуются одномандат­ные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется еди­ный избирательный округ. Единый избирательный округ образуется по выборам главы муниципального образования: он включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются избирательные участки из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом уча­стке. Информационное обеспечение муниципальных выборов призвано обес­печить гласность выборов, создать условия для осознанного волеизъ­явления избирателей. Оно включает в себя: а) информирование изби­рателей; б) предвыборную агитацию.

Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вы­боры являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Муници­пальные выборы проводятся открыто и гласно. Принцип всеобщего избирательного права означает, что граж­данин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституци­ей РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), за­конами субъектов РФ, но не моложе 18 лет – (имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования), депутатом Законодательного Собрания области, главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 года. Кандидатом на должность Губернатора области может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет, (пассивное избирательное право). Установление максимального возраста кандидата не до­пускается. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, при­знанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также граждане Рос­сийской Федерации: осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голо­сования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не­погашенную судимость за указанные преступления; подвергнутые административному наказанию за соверше­ние административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвер­гнутым административному наказанию; в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации», если указанные на­рушения либо действия совершены до дня голосования на вы­борах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выбо­ры, либо должностного лица, для избрания которого назначе­ны выборы. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом такое право может быть предоставлено и граж­данину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Фе­дерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. На основании международных договоров Российской Феде­рации и в соответствии с действующим законодательством иностранные граждане, постоянно проживающие на террито­рии соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного само­управления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Рос­сийской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранно­го государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным до­говором Российской Федерации. Принцип равного избирательного права означает предоставле­ние равных оснований участия в выборах граждан Российской Федерации. В ходе избирательной кампании никто не облада­ет какими-либо преимуществами по отношению к другим кан­дидатам или другим избирателям. Гражданин реализует свое избирательное право независимо от пола, расы, национально­сти, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый избиратель имеет один голос и может быть вклю­чен только в один список для голосования. Если в ходе вы­боров допускается наличие у избирателя более одного голоса, то каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Принцип прямого избирательного права означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации, — за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов напрямую, без каких-либо промежуточных этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответ­ственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов. Принцип тайного голосования означает, что в процессе голо­сования исключается возможность какого-либо контроля во­леизъявления гражданина. Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспре­пятствовать его свободному волеизъявлению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: