вопрос. Происхождение славян. Гипотезы расположения славянской прародины




Тема 1. Вводная лекция. Теории происхождения славян. Источники по истории древних славян.

План.

1. Теории происхождения славян.

2. Источники по истории древних славян.

вопрос. Происхождение славян. Гипотезы расположения славянской прародины

Древними славянами называется ряд народов, населявших Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу в V – IХ вв. Они занимали обширную территорию от Эльбы на западе до Днепровского бассейна включительно на востоке; от Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге.

На основе диалектно-этнографических признаков славяне подразделяются на:

- восточных (русские, украинцы, белорусы)

- западных (поляки, чехи, словаки, полабско-балтийские славяне, лужицкие сербы)

- южных (сербы, хорваты, словенцы, болгары, македонцы и так называемые «боснийские мусульмане).

Некоторые группы западных и южных славян были ассимилированы народами германского и романского происхождения и исчезли с исторической сцены.

Ученые строят гипотезы об истоках славянства. Однако разные ученые не сходятся не только в определении места славянской прародины, но и во времени выделения славян из индоевропейской группы. Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, начиная с:

- с конца III тысячелетия до н.э. (О.Н. Трубачев),

- с конца II тысячелетия до н.э. (польские ученые Т. Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и др.),

- с середины II тысячелетия до н.э. (польский ученый Ф. Славский),

- с IV в. до н.э. (М. Фасмер, Л. Нидерле, С.Б. Бернштейн, П.Й. Шафарик).

Сложилось 2 основных направления в поисках славянской прародины – миграционное и автохтонное (автохтоничное).

Миграционное направление:

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как Н.М.Карамзин,С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

Сторонниками дунайского происхождения славян были многие русские и западноевропейские исследователи. Более того, в конце XX в. российский ученый О.Н. Трубачев уточнил и развил ее. Однако на протяжении XIX – ХХ вв. у этой теории было и немало противников.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Один из крупных историков-славистов чешский ученый П.И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считает, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты – карпатская теория.

Однако и в это время они занимают весьма обширные территории - на западе - от устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов развил идею двух славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению таких ученых, как М.Фасмер (Германия), Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн (Россия), В.Георгиев (Болгария), Л.Нидерле (Чехия), К. Мошиньский (Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации.

Л. Нидерле считает, что место славянской прародины может быть определено только предположительно. Он высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тыс. н.э.

Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе - верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников - полей погребений лужицко-силезского типа.

Ф.П. Филин определяет область расселения славян в начале н.э. между Западным Бугом и Средним Днепром. Он, опираясь на лингвистические и экстралингвистические данные, предлагает периодизацию развития языка праславян. Первый этап (до конца I тыс. до н.э.) - начальная стадия формирования основы славянской языковой системы. На втором этапе (от конца I тыс. н.э. до III-IV вв. н.э.) - в праславянском языке происходят серьезные изменения в фонетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация. Третий этап (V-VII вв. н.э.) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии.

Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С.Б.Бернштейна, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. С.Б.Бернштейн поддерживает гипотезу А.А.Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы: западную и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских.

К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б.А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А. Рыбаков начинает с эпохи бронзы - с XV в. до н.э. - и выделяет пять ее этапов.

Первый этап он связывает с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения, по его мнению, была "первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян... эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина". Тшинецкая культура простиралась от Одера до левобережья Днепра. Второй этап - лужицко-скифский - охватывает XII-III вв. до н.э. Славяне в это время представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства - наступил третий этап истории праславян, продолжавшийся со II в. до н.э. по II в. н.э., и представленный двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой. Их территории простирались от Одера до левобережья Днепра. Четвертый этап он датирует II-IV вв. н.э. и называет его пшеворско-черняховским. Этот этап характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Пятый этап - пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской империи славянское единство было восстановлено. Совпадение ареалов всех перечисленных культур, в том числе и достоверно славянской - пражско-корчакской, - является, по мнению Б.А. Рыбакова, доказательством славянской принадлежности всех этих культур.

В последние десятилетия экспедиционные исследования украинских археологов значительно расширили научную базу. По мнению В.Д. Барана, сложение раннесредневековых славянских культур было результатом интеграции нескольких культур римского времени: пражско-корчакская культура сложилась на основе черняховской культуры Верхнего Поднестровья и Западного Побужья при участии элементов пшеворской и киевской культур; пеньковская культура сложилась в условиях слияния элементов киевской и черняховской культур с кочевническими культурами; колочинская культура возникла при взаимодействии позднезарубинецких и киевских элементов с балтийскими. Ведущая роль в становлении славянства, по мнению В.Д. Барана, принадлежала киевской культуре. Концепция славянского этногенеза изложена В.Д. Бараном, Р.В.Терпиловским и Д.Н. Козаком. Ранняя история славян, по их мнению, начинается с первых веков нашей эры, когда сведения о славянах, называемых тогда венедами, появляются в трудах античных авторов. Венеды обитали к востоку от Вислы, им принадлежали зарубинецкая и пшеворская культуры Волынского региона. В дальнейшем со славянами связаны зарубинецкая и позднезарубинецкая культуры, а через них - киевская и частично черняховская, на основе которых формировались раннесредневековые славянские культуры.

В последние десятилетия проблемам этногенеза славян посвящен ряд работ В.В. Седова. Древнейшей славянской культурой он считает культуру подклешевых погребений (400-100 гг. до н.э.), поскольку именно начиная с этой культуры прослеживаются элементы преемственности в эволюционном развитии древностей вплоть до достоверно славянской эпохи раннего средневековья.

Культура подклешевых погребений соответствует первому этапу истории праславянского языка по периодизации Ф.П. Филина. В конце II в. до н.э. под сильным кельтским влиянием культура подклешевых погребений трансформируется в новую, получившую название пшеворской. В составе пшеворской культуры выделяются два региона: западный - Одерский, заселенный, главным образом, восточногерманским населением, и восточный - Висленский, где преобладающим этносом были славяне. Хронологически пшеворская культура соответствует, согласно периодизации Ф.П. Филина, среднему этапу развития праславянского языка. Зарубинецкую культуру, сформировавшуюся при участии пришлых подклешево-поморских племен и местных милоградских и позднескифских, он считает особой в языковом отношении группой, занимавшей промежуточное положение между праславянским и западнобалтским языками. С пшеворской культурой связана своим происхождением славянская пражско-корчакская культура. По мнению В.В. Седова, славяне составляли один из компонентов полиэтничной черняховской культуры.

О.Н.Трубачев в своих работах отвергает и висло-днепровскую гипотезу, и ее висло-одерский вариант. Как альтернативу он выдвигает так называемую «неодунайскую» гипотезу прародины славян. Местом первичного их расселения он считает Среднее Подунавье – территорию стран бывшей Югославии (Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории), юг Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии).

На какое-то время около I в.н.э. славяне были вытеснены кельтами и уграми на север, в Повисленье, и на восток, в Поднепровье. Связано это было с великим переселением народов. Однако уже в середине I тыс.н.э. славяне, «храня память о своих прежних местах обитания», «снова занимают Подунавье, земли за Дунаем, Балканы». Таким образом, «движение славян на юг было возвратным».

Свою гипотезу О.Н.Трубачев аргументирует лингвистическими и экстралингвистическими фактами. Он считает, что, во-первых, продвижение славян сначала на север, а затем на юг вписывается в общий процесс переселения народов в пределах Европы. Во-вторых, именно у южных славян, которые жили по р. Дунаю, раньше всех появилось самоназвание *slověne – словэне, которое постепенно утверждается в трудах византийских историков VI в., готского историка VI в. Иордана (склавины). В то же время западных и восточных славян они именуют венедами и антами, то есть чуждыми славянам названиями. Сам этноним славяне О.Н.Трубецкой соотносит с лексемой слово и толкует его как «ясно говорящие», то есть говорящие на понятном, не чуждом языке. В-третьих, в фольклорных произведениях восточных славян очень часто упоминается р. Дунай, что О.Н.Трубачев считает сохранившейся живой памятью о Подунавье. В-четвертых, он считает, что Угры, придя на территорию Подунавья и основав в I в.н.э. свое государство, застали там славянское население и славянские топонимы.

Таким образом, О.Н.Трубачев считает, что «южный висло-одерский ареал… приблизительно совпадает с северной периферией среднедунайского ареала», а район первичного расселения славян совпадает с районом первичного расселения носителей общеиндоевропейского языка.

Вопрос о прародине славян продолжает оставаться открытым. Ученые выдвигают все новые и новые доказательства в пользу той или иной гипотезы. В частности Г.А.Хабургаев полагает, что праславянские племена возникли в результате скрещивания западнобалтийских племен с италиками, фракийцами (в районе современной северной Польши) и иранскими племенами (на р. Десне).

Иными словами, дискуссия продолжается. В обобщенном виде основные теории о происхождении славян можно свести в таблицу:

Теории Территории прародины Исследователи, поддерживающие теорию
Дунайская (балканская) Подунавье, территория современной Венгрии и Болгарии – потом расселились Н.М.Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский
Скифо-сарматская Пришли из Передней Азии в Сев.Причерноморье – осели, известны под именами скифов, сарматов, аланов и т.д. Автор "Баварской хроники", А.И.Соболевский (ХХ в.)
Карпатская М/у Балтикой и Черным морем, Татрами и Доном. Центр славянской прародины – Поднестровье, Подолье, Волынь П.И.Шафарик, Погодин
Идея двух славянских прародин   А.А.Шахматов
Висло-днепровская м/у Вислой, Нарвой и Припятью, в Среднем Поднепровье и на Волыни Л.Нидерле (Чехия), М.Фасмер (Германия), В.Георгиев (Болгария), К.Мошинський (Польша), Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн (Россия), Б.Рыбаков
Висло-одерская м/у Вислой и Одером, частично в Западной Украине (лужицкая, пшеворская и оксывская культуры) Артамонов, Костшевский, Чекановский, Лер-Сплавинский, Филин
От Одера до Днепра Концепция происходит от висло-одерской. Выделяет 5 этапов расселения Б.Рыбаков, укр. историки В.Баран, Козак
Неодунайская Среднее Подунавье (Хорватия, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина), юг Чехии – движение славян на юг было возвратным Трубачев

 

 

2 вопрос. Письменные источники о древних славянах:

Источники о древних славянах делятся на три категории: письменные, археологические и лингвистические.

1. Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Гая Плиния Старшего, жившего в I в. н. э. (23 – 79 гг. н.э.). Он был историком, географом, природоведом – основная его работа – «Естественная история ». Плиний, пользовавшийся данными карты полководца Агриппы и сам служивший в Германии, знал о том, что за нею тянулись территории, населённые не германскими племенами. Называя эти земли Скифией, Плиний, невидимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т. д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени.

Плиний пересказал сведения другого римского историка - Помпония Меллы, труды которого не дошли до нас. Помпоний Мелла упомянул о двух виндах, прибитых штормом к германским берегам Балтийского моря – они были потом германцами переданы в дар римскому проконсулу в Галлии. Эти сведения у Меллы относятся к 5 г. н.э.

2. Очень важны свидетельства древнеримского историка Публия Корнелия Тацита (род. Около 50 г. н.э.). Он написал труд «О происхождении и местах обитания германцев» («Германия»), в котором специально описал Германию и поэтому уделил сравнительно мало внимания соседям германских племён. Однако кое-какие сведения о них упомянул. Так, отмечая этническое различие венедов и германцев, Тацит сообщает, что по образу жизни венеды ближе к германцам, чем к кочевникам-сарматам. Венеды, по его свидетельству, строят дома и являются оседлым земледельческим народом. Они хорошие воины – проводят военные действия против Фенов (финнов) и при этом используют продуманную тактику. Эти свидетельства Тацита вполне подтверждаются характером культуры славянских племён того времени. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.

3. Упоминания о славянах под названием «венеды» и «стлаваны» (искаженное название «славяне» или «склавины») есть у Клавдия Птолемея – географа и астронома из Александрии (2 в. н.э.). Он написал «Географическое руководство », составленное около 160—180 гг.

Как и большинство римских авторов, он по-прежнему включал славянские территории в понятие Сарматии. Он территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сарматией, а Балтийское море — Сарматским океаном. Венедов Птолемей упоминает среди племён Европейской Сарматии, помещая их по всему Венедскому заливу (так он называет юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Определить точно восточную границу венедов по данным Птолемея довольно трудно, однако то обстоятельство, что древний географ помещает Венедские горы далеко от балтийского побережья, позволяет думать, что, по его мнению, территория венедов была значительной. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие.

4. Процесс расселения венедов в Придунавье прослеживается также по дорожной карте римских купцов. Она называется «Пейтингеровы (Певтингеровы) таблицы». На ней венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю.

Пейтингерова или Певтингерова таблица — пергаментная копия с древней римской карты 3-4 вв. н.э., созданная в XIII веке монахом из Кольмара (Эльзас). На ней изображены римские дороги и основные города империи. Предполагается, что оригинал карты был составлен римским географом 4 в. н.э. Касторием. Карта была обнаружена в 16 в. Она получила свое название по имени одного из владельцев — Конрада Пейтингера, немецкого гуманиста и любителя древностей, жившего в XV — XVI вв. В 2007 году Пейтингерова таблица вошла в список «Память мира» ЮНЕСКО.

 

Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.

 

После II в.н.э. исторические источники почти 400 лет ничего не упоминают о славянских племенах. Только в VI в.н.э. освещение этой тематики продолжили Псевдо-Кесарий, Иоанн Эфесский, Иордан, Прокопий Кесарийский, Менандер и др.

Особое внимание уделил историк готского происхождения ИОРДАН. Он в 551 г. написал работу "Гетика", в которой одним из первых назвал эти народы "славянами"; указал места их расселения; охарактеризовал 3 родственных народа – венедов, склавинов и антов.

 

Наиболее основательно славян описывают византийские авторы. Самый ранний – Приск (5 в. н.э.) – он засвидетельствовал факт проникновения славяноязычного населения на Балканы.

Прокопий Кессарийский (490 – 562 гг. н.э.) в работе "История войн" (550-554) рассказал о занимаемой славянами территории; об их вторжении во владения Восточной Римской империи; об их общественном строе, быте, верованиях.

Ценным дополнением к этим известиям служит "Стратегикон", написанный Маврикием Стратегом (византийский полководец, а с 582 по 602 гг. – император Византии). Он пишет главным образом о военных возможностях славян.

Описание войн славян в Восточной Римской империи дает Агафий Миринейский (537 – 582 гг.) в работе "О царствовании Юстиниана ".

Важные сведения о славянских племенах на Балканах в 6 – 7 вв. н.э. содержит " История " Феофилакта Симокатты.

Крупным византийским историком был император Константин Багрянородный (908 – 959 гг.). Он оставил 2 сочинения – "О народах" и "О фемах" (так назывались административно-территориальные единицы в Византии). Особенно подробно он писал о сербах и хорватах – дал исторический очерк с момента их прихода на Балканы в 6 в. н.э. и о расселении их на территории бывшей римской провинции Далмация.

Сведения о славянах есть также в "Церковной истории " Иоанна Эфесского (6 в. н.э.), "Хронографии " Феофана Исповедника; "Истории " Льва Диакона (10 в.). и др.

 

Упоминают о славянах и западные историки.

- Фредегар в "Хронике " (7 в.)

- Павел Диакон в "Истории лангобардов " (7 в.)

- Алкуин (англо-саксонский автор, хронист Карла Великого и воспитатель его детнй) – конец 8 – начало 9 вв.

 

Из арабских авторов особо следует отметить Ибрагима ибн Якуба (10 в.).

 

Подводя итоги, следует отметить, что письменные источники о славянах повествуют, главным образом, о внешних событиях славянской истории – ходе завоеваний, тактике военных действий, военном устройстве, отношениях с другими народами и т.д.

Что касается внутренней жизни славян – хозяйство, быт, культура – то о них можно судить на основе исторических данных. Основными славянскими культурами раннего средневековья были:

- пражско-корчакская

- пшеворская

- суково-дзедзитская

- культура псковских длинных курганов.

 

В 8 в. появляются новые археологические культуры (прочитать самим).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: