Предприятие, как субъект хозяйствования




Предприятие - это основное организационное звено народного хозяйства. Оно является самостоятельным хозяйствующим уставным субъектом, обладает правами юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли.

Каждое предприятие имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать с собственным названием. а также товарный знак (марку) в виде определенного термина, символа, рисунка или комбинации таковых. Фирменный знак (марка) служит для идентификации товаров или услуг продуцента (продавца) и их отделения на рынке от реализации продукции (услуг) конкурентов.

Для эффективного хозяйствования существенным является определение целей создания и функционирования предприятия (фирмы). Генеральную (главную) цель предприятия, то есть четко очерченную причину его существования, в мировой экономике принято называть миссией. В основном миссией современного предприятия считают производство продукции (оказание услуг) для удовлетворения потребностей рынка и получения максимально возможной прибыли.

На основе общей миссии предприятия формулируются и устанавливаются его общие задачи, которые должны отвечать определенным требованиям:

- Во-первых, задачи предприятия должны быть конкретными и поддаваться измерению. Формулирование задач в конкретных формах создает исходную базу отсчета для последующих верных хозяйственных и социальных решений. Благодаря этому можно более обоснованно определить, насколько эффективно предприятие (фирма) действует в направлении осуществления своих задач;

- Во-вторых, задачи деятельности предприятия должны быть ориентированными во время и, то есть иметь конкретные горизонты прогнозирования. Задачи обычно устанавливаются на длительные или короткие промежутки времени. Долгосрочная задача может иметь горизонт прогнозирования, равный пяти годам, иногда больше (7-10 лет) - для передовых в техническом отношении предприятий: краткосрочная - в пределах одного года;

- В-третьих, задачи предприятия должны быть достижимыми и обеспечивать повышение эффективности его деятельности. Недостижимые или достижимые частично задачи вызывают негативные последствия, в частности угасание стремления работников эффективно хозяйствовать, снижение уровня их мотивации, ухудшение показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижение конкурентоспособности продукции на рынке;

- В-четвертых, учитывая динамику эффективности производства множественные задачи предприятия должны быть взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной задачи, не могут препятствовать реализации других задач. Иное может привести к возникновению конфликтной ситуации между подразделениями предприятия, ответственными за реализацию различных задач.

В конечном итоге задачи предприятия должны быть четко сформулированы для каждого вида его деятельности, что является важным для субъекта хозяйствования, который стремится наблюдать и измерять результаты этой деятельности. Задачи предприятия являются важной частью стратегического планирования на предприятии.

Направления деятельности. В практике хозяйствования каждое предприятие, является сложной производственно-экономической системой, осуществляет много конкретных видов деятельности, которые по признаку родства можно объединить в отдельные главные направления.

Согласно логике и последовательности стадий воспроизводственного процесса определяющим направлением деятельности каждого предприятия в условиях рыночных отношений является изучение рынка товаров, или ситуационный анализ. Такой анализ должен предусматривать комплексное исследование рынка, уровня конкурентоспособности и цен на продукцию, других требований покупателей товара, методов формирования спроса и каналов товаропродвижения, внешней и внутренней среды предприятия. Результаты изучения рынка товаров служат исходной базой для обоснования конкретных путей совершенствования и развития деятельности предприятия на перспективу.

Следующим направлением, наиболее сложным по объему и решению организационно-технических задач, является производственная деятельность предприятия, ее организация и оперативное регулирование в пространстве и времени. Из всей совокупности постоянно осуществляемых мероприятий, из которых состоит производственная деятельность, важнейшими следует считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента в соответствии с потребностями рынка: формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции и их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозного периода; обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции.

Эффективность производственных процессов, постоянно осуществляемых на каждом предприятии, определяется уровнем его коммерческой деятельности, значимость которой в условиях рынка существенно возрастает. Это очевидно, поскольку от масштабов и качества именно этого направления деятельности предприятия в наибольшей степени зависит финансовая результативность производства, которую наиболее полно характеризует величина получаемой прибыли. Необходимым условием достижения желаемого успеха коммерческой деятельности является действенная реклама и непосредственная организация сбыта своей продукции, развитие системы товарных бирж, надлежащее стимулирование покупателей.

Другим важным направлением деятельности предприятия, которое завершает последовательный цикл воспроизводственного процесса, следует считать послепродажный сервис некоторых видов товаров - машин и оборудования, автомобилей, компьютерной, множительной, медицинской, бытовой техники, других изделий производственно-технического и потребительского назначения. Послепродажный сервис охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации (использования) купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание в течение определенного срока, обеспечение необходимыми запасными частями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы и тому подобное. Он является важным источником информации для производителей о надежности и долговечности изготовленных технических средств, а также о необходимых эксплуатационных расходах. Эта информация используется производителями для совершенствования продукции, оптимизации сроков обновления ее номенклатуры и ассортимента.

К интегрированному направлению, которое охватывает много конкретных видов, принадлежит экономическая деятельность предприятия. В частности, она включает: стратегическое и текущее планирование, учет и отчетность, ценообразование, систему оплаты труда, ресурсное обеспечение производства, внешнеэкономическую и финансовую деятельность и тому подобное. Это направление является определяющим для оценки и регулирования всех элементов системы хозяйствования на предприятии.

Определенное значение имеет и социальная деятельность, поскольку она существенно влияет на эффективность всех направлений и конкретных видов деятельности (производственной, коммерческой, экономической), результативность которых напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, действенности применяемого мотивационного механизма, постоянно поддерживаемых на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива.

Текущее законодательство определяет возможные причины создания, реорганизации и ликвидации предприятия, источники формирования имущества предприятия, а также многие другие положения, непосредственно связанных с деятельностью отдельных субъектов хозяйствования и их объединений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: