Для школьников и абитуриентов
Таблицы по пунктуации
Правила постановки знаков препинания в кратком изложении
Таблицы по пунктуации
для школьников и абитуриентов. – М.: 2006.
Составитель Киреева Е.В.
В Таблицах по пунктуации даётся краткое изложение 25 основных тем, изучаемых в школе. По каждой теме даются необходимые определения и формулируются правила постановки знаков препинания. Объём предлагаемого материала соответствует школьной программе, небольшое количество дополнительных сведений обозначено знаком *. Весь материал излагается в виде цветных таблиц стандартного вида, при этом цвет, кроме выделительной функции, имеет определённую смысловую нагрузку.
Таблицы рекомендуются школьникам 9 – 11 классов и абитуриентам в качестве вспомогательного учебного пособия для повторения и обобщения правил пунктуации.
ОГЛАВЛЕНИЕ лист 1
Таблица | Наименование темы | лист |
Основы пунктуации. | ||
Тире между подлежащим и составным именным сказуемым. | ||
Тире между подлежащим и составным именным сказуемым (сложные варианты). Эллиптические и неполные предложения. | ||
Пояснительный материал к таблицам 3, 4, 5, 6, 7. | ||
Понятие об одноимённых членах предложения. Однородные члены предложения с бессоюзной связью. Однородные и неоднородные определения. | ||
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | ||
Однородные члены предложения с союзной связью. | ||
Ограничительно-расширительные, пояснительные и присоединительные члены предложения с союзной связью | ||
Обобщающие слова при однородных членах. | ||
Обособление согласованных определений. | ||
Обособление несогласованных определений. | ||
Обособление приложений. | ||
Обособление приложений (продолжение темы). | ||
Обособление оборотов с союзом КАК в простом предложении. | ||
Особые конструкции с союзом КАК. Союз КАК в сложном предложении. | ||
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. | ||
Обособление обстоятельств, выраженных наречиями и существительными с предлогами. | ||
Вводные слова и словосочетания. | ||
Вводные слова, предложения и вставные конструкции (продолжение темы). | ||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | ||
Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении. | ||
Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным предложением. | ||
21(1) | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | |
21(2) | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (продолжение). Неосновные знаки препинания. | |
Бессоюзное сложное предложение. | ||
Обращения, междометия и частицы, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. | ||
Предложения с прямой речью. | ||
25(1) | Предложения с прямой речью (продолжение). Оформление диалога. | |
25(2) | Цитирование. |
|
ОСНОВЫПУНКТУАЦИИ* лист 2
1. Определение. Пунктуация – это наука о правильном выборе знаков препинания при оформлении письменной речи, а также сама система знаков препинания.
2. Система знаков препинания.
К основным знакам препинания относятся: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.По своим функциям знаки препинания делятся на три группы.
1. Отделительные знаки служат для отделения предложений в тексте и оформления отдельного предложения как законченного. К ним относятся точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.
2. Разделительные знаки служат для определения границ между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного. К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.
3. Выделительные знаки служат для выделения отдельных речевых отрезков, осложняющих простое предложение (обособленные члены, вводные слова, обращения), а также для оформления прямой речи. К ним относятся парные знаки: две запятые (или одна на границе предложения), два тире, тире и двоеточие, двойные скобки, двойные кавычки.
3. Принципы русской пунктуации (см. приложение 1).
В основе русской пунктуации лежат три принципа: смысловой, грамматический и интонационный. В действительности, эти три принципа тесно связаны между собой, как связаны форма и содержание любого явления. Это выражается в том, что грамматика предложений (связь и порядок слов, союзы в сложном предложении и т.д.) в каждом случае соответствует определенной интонации; в совокупности они образуют форму, которая служит для выражения содержания предложения.
4. Интонационный принцип орфографии.
4.1 Определение интонации. Интонация – это фонетическое (ритмико-мелодическое) средство речи, служащее для выражения её грамматических значений, а также эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация имеет сложное строение, поэтому при изучении пунктуации удобно пользоваться интонационной моделью, в которой будут отражены её основные элементы.
4.2 Элементы интонации.Центральным элементом интонации является фраза. Фраза – это речевой отрезок, имеющий интонационный центр, то есть ударный слог, на котором происходит повышение или понижение тона. Фразы отделяются друг от друга паузами различной длительности и характеризуются определённым темпом произношения. Интонация как бы связывает группу слов, входящих во фразу, в единое целое; таким образом, фраза является тем структурным элементом, из которого затем строятся различные синтаксические конструкции.
4.3 Различные виды интонации (см. приложение 2).
Базовой интонационной моделью в пунктуации можно считать интонацию простого предложения, которое состоит из двух фраз повышенного и пониженного тона, разделённых паузой: Огромные белые облака (пауза) медленно плывут по небу. Пауза на границе двух фраз не обозначается знаками препинания. (В простом предложении фраза повышенного тона обозначает тему, или предмет, а фраза пониженного тона - рему, или сообщение о предмете). При осложнении простого предложения однородными и обособленными членами, а также в сложных предложениях применяются другие виды интонации, которые на письме обозначаются с помощью знаков препинания.
5. Интонационное значение знаков препинания (см. приложение 3).
Согласно интонационной модели, любая синтаксическая конструкция состоит из
Приложение 1. Постановка знаков препинания в соответствии с различными принципами пунктуации.
Приложение 2. Виды интонации.
| нескольких фраз повышенного или пониженного тона, разделённых паузами. Эти паузы в общем случае должны обозначаться знаками препинания – запятыми, тире, двоеточием. (Названия «знаки препинания, запятая», как и слово «препятствие», происходят от корня пять – держать, то есть обозначают задержки в речи, или паузы). Но в русской пунктуации, основанной на интонационно-грамматическом принципе, знаками препинания обозначается не любая пауза, а только связанная с определенной грамматикой. С другой стороны, согласно грамматическому принципу, интонационные знаки могут ставиться и при отсутствии пауз.
5.1 Отсутствие знаков препинания при наличии пауз.
Как уже отмечалось, в неосложненном простом предложении, состоящем из двух фраз, пауза между ними не обозначается знаками препинания. Кроме того, если простое предложение является достаточно распространенным (но не осложненным), речевые паузы могут делаться и внутри каждой фразы, при этом они также не обозначаются знаками. (Оба рассмотренных варианта являются главной причиной постановки так называемых «лишних» запятых): Деревья стоят (ПЗ) в снежном плену. В июльские вечера (ПЗ) опьяняющий медвяный запах липы (ПЗ) поглощает все другие запахи города.
5.2 Выбор нужного знака препинания.В простых предложениях с однородными членами и обособленными оборотами, а также в сложных предложениях паузы должны быть обозначены знаками препинания, но при этом встаёт вопрос о выборе нужного знака. Обычно трудности возникают при выборе запятой или тире, тире или двоеточия, так как они могут употребляться в предложениях со сходной интонацией.
Запятая или тире? Запятые являются наиболее универсальным знаком, поэтому они применяются для обозначения пауз между однородными членами, выделяют обособленные обороты и части сложного предложения: Дождь идёт тихо, почти бесшумно. Лошади, запряженные в сани, стояли у ворот. Маленькое облако превратилось в тучу, которая закрылавсё небо. С помощью тире обозначают более длительные паузы при обозначения разделительной, присоединительной или исключительной интонации: Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. От этого зависит наше счастье – настоящее и будущее. Посидели – больше для приличия – несколько минут.
Двоеточие или тире? Выбор между двоеточием и тире делается при сравнении пояснительной и присоединительной интонации (эти интонации сходны между собой, так как пауза делается после понижения тона; они отличаются только по длительности пауз): Снег лежит всюду: на садовых дорожках, на деревьях и кустарниках. Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои
Для обозначения разделительной или исключительной интонации применяется только тире: Наш долг – защищать крепость. Волков бояться – в лес не ходить. Полярники– учёные и авиаторы – штурмовали Арктику.
5.3 Постановка знаков препинания при отсутствии пауз (грамматический принцип).
Знакипрепинания при отсутствии пауз могут ставиться в сложных предложениях с обособленными членами. В этом случае интонационные средства используются для построения сложных предложений, поэтому паузы для обозначения обособленных оборотов, вводных слов и др. могут отсутствовать: Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр, и, сжигаясь, трещит можжевельник.
лист 3
Приложение 3. Постановка основных знаков препинания в соответствии с различными видами интонации.
|
Таблица 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым. Лист 4
Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки БЫТЬ в нужной форме иименной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола. Глагольная связка настоящего времени ЕСТЬ чаще всего пропускается; на месте отсутствующей глагольной связки во многих случаях делается пауза, которая на письме обозначается тире. | |||||||
А. Наличие слов-связок. | Б.Чем выражено подлежащее и сказуемое? | В. Заполнение паузы (служебные и вводные слова, второстепенные члены). | Г. Особые случаи, авторские варианты. | ||||
Следует различать предложения со словами-связками и глагольной связкой ЕСТЬ. | При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены. | Между подлежащим и именной частью сказуемого могут находиться служебные и вводные слова, а также дополнения и обстоятельства, отнесённые ко всему предложению (в этом случае они как бы заполняют паузу между подлежащим и сказуемым). | В особых случаях и в авторских вариантах постановка или отсутствие тире в силу разных причин не соответствует основным правилам. | ||||
А1. Слова-связки.
История – это мы. Ученье – вот чума, учёность – вот причина. Любить – значит страдать. Для меня жить – это значит работать. А2. Глагольная связка ЕСТЬ.
Книга есть лучший подарок. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения. | Б1. Подлежащее и сказуемое выражены сходным образом: тире ставится.
1. Различные сочетания сущ. И.п. и неопр.ф. гл.: Книга – лучший подарок. Его цель – сделаться героем. Встретить друга – большая удача. С умным знаться – ума набраться. 2. Подлежащее или сказуемое выражено субстантивным словом (имеющим значение существительного): Теряющий друга – себе враг. Сохранить природу – главное в их работе. 3. Подлежащее или сказуемое выражено числительным или счётным оборотом : Длина канала – семь километров. Шестнадцать лет – прекрасный возраст. Пять и пять – десять. Сумма пяти и пятнадцати – двадцать.
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |