А1. Осложнённая связка.
Слова–связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ могут иметь при себе союзы (И, КАК), частицы (НЕ, ТОЛЬКО), глагольную связкуЕСТЬ, наречия и т.д. Осложнение слов-связок способствует постановке тире.
| 1. Различные способы осложнения связки: Поэзия – это как памятник. История – это и есть моё призвание. Ум блестящий – ещё не значит ум глубокий.
2. Глагольная связка И ЕСТЬ.
В предложениях с глагольной связкой И ЕСТЬ рекомендуется постановка тире только в тех случаях, когда подлежащее достаточно распространено и после него можно сделать паузу:
| Способность к познанию и творчеству – и есть великий дар.
Но: Это и есть решение проблемы (нераспространенное подлежащее, нет паузы).
3. Инверсия связки ЭТО в составе сказуемого.
Прекрасное это качество – искренность. Сравнить: Искренность – это прекрасное качество.
4. Связки ЭТО в косвенных падежах и связка ВОТ при именительном темы.
В этом случае на первом месте стоит слово с предметным значением, являющееся именительным темы; затем после паузы следует предложение, в котором слово ЭТО обычно является дополнением, а слово ВОТ – частицей:
| Понять человека – на это требуется особое качество души. Доверие – вот что всегда вызывает сочувствие.
А2. Осложнённое подлежащее.
Подлежащее может быть осложнено: а) определительным оборотом; б) однородными членами; в) придаточным или вводным предложением и др. Осложнение подлежащего способствует постановке тире.
| 1. Постановка тире вследствие осложнения подлежащего (в противном случае тире не ставилось бы):
Радости, которые не сохраняются в памяти, – не настоящие радости. Жизнь так устроена, что всё, что ни делай, - одно страдание. Этот дом, покрытый зелёной крышей, – тоже дом Назимова.
2. Отсутствие тире при осложненном подлежащем (нет паузы).
В качестве исключения тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым находится дополнение или обстоятельство, отнесённое ко всему предложению (вариант с заполнением паузы):
| Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом.
А3. Осложнённое сказуемое.
Сказуемое может быть осложнено: а) однородным рядом; б) определительным оборотом; в) придаточным предложением, отнесённым к сказуемому и др. Осложнение сказуемого способствует постановке тире.
| 1. Постановка тире вследствие осложнения сказуемого (в противном случае тире не ставилось бы):
Ветви стволов – как своды прекрасного храма, возведённого природой. Чацкий и его единомышленники – точно передовые воины, застрельщики и поэтому всегда жертвы.
2. Частица НЕ: постановка тире при выделении подлежащего: Онегин – не холодный, не сухой, не бездушный человек. Стихи – не каприз и не шалость. При развитии темы подлежащего: Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание.
3. Частица НЕ: отсутствие тире при выделении сказуемого: Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
4. Тире не ставится перед НЕ в сочетаниях НЕ КТО ИНОЙ, КАК, НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК и для союза
НЕ ТОЛЬКО…НО И: Страсти не что иное, как идеи при своём первом развитии.
Народ не только материальная сила, но и единственный источник духовности.
| Б1. Эллиптические предложения.
Эллиптическими называются предложения особого построения, состоящие из подлежащего и дополнения или обстоятельства (сказуемое в таких предложениях всегда отсутствует). В простых эллиптических предложениях постановка тире зависит от наличия паузы. Пауза чаще делается в описаниях, когда выделяется первая часть предложения, реже - в поэтической речи.
| 1. Постановка тире зависит от наличия паузы:
а) пауза в описании: Налево от входа – каменное двухэтажное здание. На столе – стопка книг и даже какой-то цветок.
Вокруг месяца – бледные круги. И затем – минутная тишина.
В ответ – полное молчание.
б) нет паузы (поэтическая речь): Снова в час ночной тучи над землёй. Посреди небесных тел лик луны туманный. А в доме стук, ходьба. Скрип колёс вдоль улиц шумных, огоньки вдали.
2. Тире обычно ставится в параллельных конструкциях.
Наличие параллельной интонации (чередование повышения и понижения тона) способствует постановке тире. Однако и при её отсутствии (обычно в нераспространённых предложениях) возможен вариант, когда пауза не делается и тире не ставится:
| Здесь – овраги, дальше – степи. Её красота – в истине, её значение – в правде. Но: Татьяна в лес, медведь за ней.
3. Тире в лозунгах:
План – досрочно! Герои – рядом. Лучшие проекты – в жизнь!
4. Нет тире в назывных предложениях.
Эллиптические предложения следует отличать от сходных с ними по структуре назывных предложений, в которых вторая часть является не обстоятельством, а обстоятельственным определением:
| Ночь. Сияние звёзд на тёмном небе.
Кавказ! Долгий путь над пропастью, где шумит река.
Б2. Неполные предложения.
Неполными называются предложения, в которых пропущенные члены можно восстановить по тексту (чаще всего пропускается сказуемое).Постановка тире зависит от наличия паузыили параллельной интонации.
| 1. Пауза, параллельная интонация:
Ночи стали чернее, дни – пасмурнее. Трое ворот вело из города: одни – на полдень, другие – не север, третьи – прямо в Орду.
2. Нет паузы или параллельной интонации:
Я буду ловить птиц, а бабушка продавать. Алеша смотрел на них, а они на Алёшу. Ты делаешь вещи долгие, а я короткие.
|