При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю




Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ» МЧС ДНР

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

МОДУЛЬ №3

«Культура делового общения»

 

подисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант №

 

 

студента группы

 

Зачетная книжка №

 

 

Сдано:

Проверено:

Донецк – 2019

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на листах бумаги формата А-4 в рукописном виде.

Писать работу следует с одной стороны листа, оставляя поля справа, слева, вверху и внизу по 2 см.

Титульная страница может быть выполнена в рукописном или в печатном виде.

Упражнения следует выполнять последовательно, начиная с первого. Необходимо переписать формулировки заданий и далее следует выполнять упражнения в рукописном виде (без переписывания текста задания, данного в варианте).

После заданий прилагается список литературы, которой студент пользовался при выполнении контрольной работы.

Сдавать выполненную и соответствующим образом оформленную контрольную работу необходимо специалисту кафедры гуманитарных дисциплин (4-й этаж, ауд. 401)

О результатах проверки работы можно узнать лично или позвонить,

сообщив специалисту номер работы и фамилию.

 

ВАРИАНТ № 1

Задание 1. Из списка жанров официально-делового стиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… - объявление о месте, времени и последовательности совершения чего-либо.

… - перечень каких-либо данных, расположенных в определённом порядке.

… - правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом.

… - копия части текстового документа.

… - документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждения или должностному лицу, например, о приёме на работу, о предоставлении отпуска и т. д.

... - договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

… -документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица.

… - документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

… - решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т. п., по обсуждаемому вопросу.

… - документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… - юридически оформленный перечень документов.

Задание 2. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой. Объясните свой выбор.

1) не хватило грабель или не хватило граблей

2) килограмм сахару или килограмм сахара

3) горячий кофе или горячее кофе

4) собрались все токари или собрались все токаря

5) он более скрытный или он более скрытнее

6) новый рельс или новая рельса

7) с тысячью туристами или с тысячей туристов

8) купи творогу или купи творога

9) пришли директора школ или пришли директоры школ

10) работа в цехе или работа в цеху

Задание 3. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны варианты ударения, поставьте оба ударения.

Черпать, алфавит, ненависть, нефтепровод, обеспечение, облегчение, инструмент, упрочение, каталог, каучук, обеспечение, квартал, договор, кладовая, красивее, кухонный, магазин, намерение, начать, некролог, газированный, формировать, цепочка, нормирование, осужденный, отчасти, нормированный, крапива, средства, облегчить, опломбированный, забронировать (покрыть бронёй), нефтепровод, квартал, жалюзи.

Задание 4. Исправьте предложения, устраняя грамматические и лексические ошибки. Перепишите в исправленном виде. Объясните свой выбор.

1) Резко повысив скорость резания, рабочими участка была достигнута наивысшая выработка по заводу. 2) Принимая заказы от населения, работникам мастерской должно быть ясно, что они должны быть выполнены в срок. 3) С целью увеличения грузооборота и полностью поддерживая требования руководства, работники железной дороги обязуются повысить показатели на 10 %. 4) Наличие в лодке запрещённых снастей будет подвергнуто штрафу. 5) К сожалению, ваша просьба не может удовлетвориться. 6) В письмах, получающихся редакцией газеты, есть много дельных предложений. 7) К работе не допускаются ученики, не сдавшие зачёта по технике безопасности, а также которые не прошли стажировки. 8) Суть преступления ясна всем; осталось резюмировать приговор.

Задание 5. Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже. Объясните предложное управление.

1. Согласно (наша договоренность) товары должны быть отгружены не позднее 2 сентября сего года. 2. Прошу оплатить услуги согласно (договор). 3. Согласно (приложение к лицензии) разрешены следующие виды работ. 4. В соответствии с (принятая ранее договоренность) прошу выслать в наш адрес образцы товара и упаковки. 5. По (получению диплома) студент считается специалистом. 6. По (прибытие) из командировки сотрудник подготовил отчет.

Задание 6. Подвергните предложения стилистической проверке, заменив разговорно-жаргонную лексику книжной.

1. Приемка продукции по качеству и количеству осуществляется на основании Инструкции Госарбитража. 2. Перевести переоборудование заправщиков для транспортировки ГСМ на вновь создаваемые станции. 3. Налоги с каждой автомашины взимаются с учетом за каждый день просрочки.

 

Задание 7. Прочитайте перечень документов, оформите их как реквизит конкретного документа. Составьте и запишите этот документ.

Копия диплома о высшем образовании, медицинская справка, трудовая книжка.

Задание 8. Напишите на имя начальника Вашего учреждения документ, объясняющий ваше отсутствие на учебных занятиях в прошлый четверг.

Задание 9. Предположите, что вы – директор приборостроительного завода. На завод требуется закупить новое оборудование. Оплату вы гарантируете. Напишите письмо соответствующего типа поставщику, используя необходимые реквизиты.

Задание 10. Подготовьте сообщение по теме: Композиционные особенности документов.

ВАРИАНТ №2

Задание 1. Общеупотребительной лексике соответствуют синонимичные конструкции в официально-деловых текстах: использовать – воспользоваться, обещать – гарантировать. Составьте предложения, различные по стилю, которые могли бы быть использованы в деловой речи или в частной беседе.

Стоимость – цена; указанный – этот, материальный ущерб – убытки, приобретение – покупка, очередная партия – этот товар, сроком на 10 дней – на десять дней, 60 – в количестве 60 штук, предъявить - показать.

Задание 2. Выпишите ошибочные словосочетания, исправьте их, объясните свой выбор.

Предпринять шаги, предпринять меры, мемориальный памятник, монументальный памятник, патриот Родины, информационное сообщение, прейскурант цен, напрашивается вопрос, жалостная женщина, деловая книга, дельная критика, деляческий интерес, электорат избирателей, привести в раздражение, подать пример, закадычная подруга, тратить здоровье, одержать успехи, завоевать первенство, потерпеть поражение, сослужить службу, оказать доверие, сложно согласиться, трудно сказать.

Задание 3. Отредактируйте фрагменты деловых текстов, используя языковые конструкции деловой речи. Определите вид документа.

Образец: В связи с тем, что я устроился на работу в ОАО «Кристалл», прошу перевести меня на вечернее отделение… - Прошу перевести меня на вечернюю форму обучения с 01.09.13 в связи с устройством на работу в ОАО «Кристалл» … (ЗАЯВЛЕНИЕ)

1.При оплате покупателем суммы в 3000 долларов США или ее эквивалента продавец обязуется предоставить право временного владения и пользования жилым помещением…

2. Для этого при участии муниципальной корпорации профессионального развития «Старт», межотраслевой внедренческой фирмы «Энергия ХХI», страхового общества «Гарант-М», имеющих значительный опыт по командированию специалистов в различные страны по межправительственным соглашениям и контрактам, в октябре 2012 г. учреждено и зарегистрировано Товарищество с ограниченной ответственностью «Глобус», помогающее тем, кто хочет поехать работать за границу.

3. В силу того, что я не имею достаточного количества денег на покупку билетов на самолет…

4. Так как я находилась в больнице в течение двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья.

5. Перед установкой и использованием холодильника внимательно прочитайте инструкцию – это позволит вам лучше пользоваться холодильником.

6. При непредоставлении Продавцом Сертификата в течение срока, указанного в пункте 4.1., Продавец должен возвратить сумму, внесенную Покупателем…

Задание 4. Определите жанр служебного письма по приведенным предложениям:

1) В целях ознакомления с…

2) Компания не может принять Ваши условия.

3) Сообщаем Вам, что комплектующие к упаковочному оборудованию не поступили.

4) Убедительно просим выслать прайс-лист на запасные части к машинам и оборудованию.

5) Фирма гарантирует качество и своевременность выполнения строительных работ.

6) Мы благодарим за Ваш запрос от 3 марта 2012г. относительно заказа на поставку офисной мебели.

Задание 5. Найдите случаи нарушения норм управления, определите их тип. Запишите правильный вариант.

1. Перед нами – дорога и идущее параллельно с ней шоссе. 2. Мы подотчетны перед своими избирателями. 3. Этот симбиоз между интеллигентными, структурными взглядами и взглядами разрушительными меня пугает. 4. Растёт количество телеграмм, где большинство склоняется за увеличение смертной казни. 5. Однако из текста статьи не всегда четко проявляется мнение автора работы.

Задание 6. Замените причастные обороты придаточными определительными предложениями.

 

1. Вы предлагаете нашему предприятию регулярные поставки металла для реализуемых нашей компанией проектов. 2. 12 января мы получили от Вас коммерческое предложение, предусматривающее регулярные поставки металла. 3. Наше руководство готово заключить с Вами договор, юридически закрепляющий будущее сотрудничество. 4. План, рассматриваемый сегодня, необходимо дополнить и отредактировать. 5. Подготовленный фирмой отчет проанализирован и утвержден.

 

Задание 7. Прочитайте перечень документов, оформите их как реквизит конкретного документа. Составьте и запишите этот документ.

Копия диплома о высшем образовании, медицинская справка, трудовая книжка.

 

Задание 8. Отредактируйте данный документ. Запишите исправленный вариант.

Я, Петраков Иван Николаевич, родился 1990г., в г. Горняк на Донбассе в дружной рабочей семье.

С 1997г. до 2008 учился в школе №17, одиннадцать классов которой закончил хорошо.

С 2008 г. – студент горного факультета Донецкого Национального Технического Университета, на 4 курсе которого и учусь по специальности разработка месторождений полезных ископаемых.

Состав семьи: Отец – Петраков Анатолий Николаевич 1967 года рождения, механик углеобогатительной фабрики.

Мать – Петракова Людмила Григорьевна, 1969 года рождения, продавщица.

Место проживания: Г. Донецк-15, ул. Челюскинцев, дом 184 а.

Задание 9. Составьте и напишите партнеру деловое письмо-приглашение (форма и название мероприятия – по выбору студента). Укажите место и время проведения. К письму приложите программу мероприятия.

Задание 10. Подготовьте сообщение по теме: Характеристика официально-делового стиля: черты, сферы применения, языковые особенности.

ВАРИАНТ №3

Задание 1. Распределите фамилии (прозвища) в 2 столбика: а) склоняемые, б) несклоняемые. Объясните свой выбор.

Мокиенко, Акира Куросава, Игорь Вялья, Дитмар Розенталь, Иван Калита, Ф. Гойя, Игорь Гвоздь, О.Л. Книппер-Чехова, Константин Бальмонт, И.Э. Грабарь, Эдит Пиаф, Этель Лилиан Войнич, Валентина Стрижак, Галина Польских, Миклухо-Маклай, Дурново.

Задание 2. Найдите случаи нарушения норм управления, определите их тип, запишите правильный вариант.

1. В адрес редакции сделали справедливое замечание 2. Хочу поговорить насчет аванса. 3. В ХVIII-XIX вв. из-за дифференциации наук было накоплено огромное количество сведений, к началу ХХ в. ставшее необозримым. 4. Подавляющее большинство научных прогнозов великого фантаста Герберта Уэллса блестяще подтвердились. 5. Была проведена оценка полученной методики изменения коэффициентов усиления.

Задание 3. Исправьте синтаксические ошибки в употреблении однородных членов предложения, объясните их.

1. Этот вариант наиболее сложный и, как полагают в администрации, наиболее трудно реализуем. 2. Проблемы информационной экологии ещё только вырисовываются, но уже сейчас можно начинать «бить тревогу» по двум вопросам: «загрязнение» глобальных сетей и воздействие на человека мирового киберпространства. 3. В индустриальной цивилизации решение экологических проблем возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 4. Изучать, знать и руководить кадрами – долг профсоюзной организации на каждом предприятии. 5. Экологические проблемы носят уже столь глобальный характер, что могут решаться только во всемирном масштабе и рассматривая Землю как целостную открытую систему.

Задание 4. Определите жанр служебного письма по приведенным предложениям:

1) В целях ознакомления с…

2) Компания не может принять Ваши условия.

3) Сообщаем Вам, что комплектующие к упаковочному оборудованию не поступили.

4) Убедительно просим выслать прайс-лист на запасные части к машинам и оборудованию.

5) Фирма гарантирует качество и своевременность выполнения строительных работ.

6) Мы благодарим за Ваш запрос от 3 марта 2012г. относительно заказа на поставку офисной мебели.

Задание 5. Замените причастные обороты придаточными определительными предложениями.

1. Вы предлагаете нашему предприятию регулярные поставки металла для реализуемых нашей компанией проектов. 2. 12 января мы получили от Вас коммерческое предложение, предусматривающее регулярные поставки металла. 3. Наше руководство готово заключить с Вами договор, юридически закрепляющий будущее сотрудничество. 4. План, рассматриваемый сегодня, необходимо дополнить и отредактировать. 5. Подготовленный фирмой отчет проанализирован и утвержден.

Задание 6. Объясните, чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных фрагментах документов, отредактируйте предложения.

1. Эти данные позволили автору исследовать следующие выводы и предложения. 2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3. Необходимо еще раз обеспечить все данные. 4. Следует затвердить это на собрании. 5. Мне было отказано под благоприятным предлогом. 6. Был провозглашен приговор суда. 7. Это достигалось самыми неудобными средствами. 8. На заводе возникло нестерпимое положение.

Задание 7. Ознакомьтесь с текстом служебного письма. Определите его вид, добавьте необходимые реквизиты и составьте полный документ.

Уважаемые коллеги!

Направляем Вам на рецензирование рукопись Программы курса «Культура делового общения». Программа предполагается как типовая для всех технических вузов. Отзыв просим присылать до 12 ноября 2016 г. Приложение: на 24 л. в 1 экз.

Задание 8. Составьте предложения. Используя словосочетания. Введите их в текст. Составьте соответствующий документ, добавив необходимые сведения.

Прошу Вашего распоряжения; замена оборудования; О необходимости замены оборудования; быть поврежденным вследствие резкого скачка напряжения в электросети; начальник электромеханического цеха.

Задание 9. Составьте и напишите деловому партнеру деловое письмо-приглашение (форма и название мероприятия – по выбору студента). Укажите место и время проведения. К письму приложите программу мероприятия.

Задание 10. Подготовьте сообщение по теме: Лексические средства деловой речи.

ВАРИАНТ №4

Задание 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *:

аналог, баловать, эскорт*, нефтепровод, закупорить, искра, исповедание, облегчить, уведомить, знамение*, новорожденный, дремота, средство, средства (мн. ч.), статут*.

При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю

Задание 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования:

бухгалтер, год, инженер, инспектор, конструктор, лагерь.

Задание 3. Запишите словами все имена числительные. Объясните правила склонения числительных.

1. В регионе один врач приходится на 400 жителей. 2. Урожай собран на 2650 тыс. гектаров. 3. За 336 заводскими станками работают выпускники нашего училища. 4. Что касается остальных 185 655 претендентов, то им придется подавать заявки на участие в следующий раз. 5. В 432 номере газеты публиковался материал об экологии.

Задание 4. Отредактируйте предложения. Объясните, чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания.

1. Эти данные позволили автору исследовать следующие выводы и предложения. 2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3. Необходимо еще раз обеспечить все данные. 4. Следует затвердить это на собрании. 5. Мне было отказано под благоприятным предлогом. 6. Был провозглашен приговор суда. 7. Это достигалось самыми неудобными средствами. 8. На заводе возникло нестерпимое положение.

Задание 5. Объясните ошибки в употреблении предложенных конструкций и запишите их в исправленном виде.

Департамент по строительству; работа по ремонту, по шиферу; реклама по ДНР; договор по реализации продукции; решение по зарплате; сведения по тоннажу судна; дилер по Донецку; ведение делопроизводства по личному составу; предоставление услуг по отоплению; сведения на 1471 фирм нашего города; база данных по клиентам; опись на изделия из алюминиевого профиля.

Задание 6. Отредактируйте предложения. Укажите, чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания.

1. Эти данные позволили автору исследовать следующие выводы и предложения. 2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3. Необходимо еще раз обеспечить все данные. 4. Следует затвердить это на собрании. 5. Мне было отказано под благоприятным предлогом. 6. Был провозглашен приговор суда. 7. Это достигалось самыми неудобными средствами. 8. На заводе возникло нестерпимое положение.

 

Задание 7. Найдите ошибки в предложенной доверенности. Отредактируйте текст. Составьте доверенность, добавив необходимые реквизиты.

Я доверяю своему соседу по комнате К.А. Дятлову, и пусть он получит мою стипендию.

Задание 8. Найдите ошибки, допущенные автором в заявлении. Запишите правильный вариант документа.

Директору автобазы №1570

от Савенкова И.И.

 

заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Савенков И.И. по такому вопросу. Очень прошу вас освободить меня от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказываться в моей просьбе и подписываюсь.

Савенков И.И. 5 февраля 2016г.

Задание 9. Опираясь на предложенные реквизиты и данные, определите вид документа. Составьте правильный вариант документа, добавив недостающие реквизиты.

ЗАО «ФЕНИКС»; Московский пр., д.8; г. Санкт-Петербург, 190020, тел./факс (812)310-56-28; https://www.fenix.ru: email:info@fenix.ru; ОКПО 285478/80ГРН1128300680795 ИНН/КПП7870321/7810001002; ЗАО «КЕНТАВР», генеральный директор Л.В. Корнеев; об участии в выставке.

Задание 10. Подготовьте сообщение по теме: Типы сокращений слов и словосочетаний в документах.

ВАРИАНТ №5

Задание 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *:

алфавит, афера*, блекнуть*, документ, каталог, избранник, мышление, партер, оптовый, предвосхитить, статуя, христианин, столяр, углубить, избаловать, досуг, завидно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: