Культ личности вождя. Массовые репрессии.




Тема: Становление тоталитарного режима в СССР

План

1. Особенности советской политической системы.

2. Культ личности вождя. Массовые репрессии.

3. Развитие экономики.

4. Советская культура.

Ключевые даты, понятия и термины

Даты: Понятия и термины:
1929 г -утверждается единовластие И.Сталина в партии и в СССР 1937 – 1938 гг. – пик массовых политических репрессий. Тоталитарный режим (Total-полный)–это политический режим, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Культ личности И. Сталина – возвеличивание личности И.В. Сталина через средства массовой пропаганды, произведения культуры и искусства, государственные документы, законы и пр. Репрессии– карательные меры государства против своих граждан

1. Особенности советской политической системы. Коммунистическая партия в СССР имела монополию на власть. После смерти В.И.Ленина в 1924 году г. и до 1929 г. в партии развернулась борьба за власть между Л. Троцким, Л.Каменевым, Н. Бухариным и И. Сталиным.

Причины внутриполитической борьбы:

· Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и стране.

· Различие взглядов на пути развития СССР.

· Отсутствие оппозиции.

 

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЛЕНИНА

Фазы внутриполитической борьбы
1. Сталин + Каменев и Зиновьев против Троцкого (1923 – 1925) Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935 – 1938 гг. публичных политических процессов. Они были осуждены и расстреляны.
2. Сталин + Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925 – 1927). Исключение Каменева и Зиновьева из партии.
3. Сталин против Бухарина и Рыкова (1927 – 1930). Удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов  

Итак, к 1929 г утверждается единовластие И.Сталина в партии и государстве. В стране роль вождя исполняет И.Сталин. Вождь – сильная личность, стремящаяся к самовластному, ничем не ограниченному правлению. Из союза единомышленников партия большевиков превратилась в иерархическую структуру, в которой господствовали приказные методы. Всякое инакомыслие подавлялось.

Основные черты тоталитаризма в СССР.

· отсутствие оппозиции, однопартийность

· сращивание партийного и государственного аппаратов, командная экономика

· борьба с религией

· уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки

· государственный контроль над средствами массовой информации

· международная изолированность государства

Культ личности вождя. Массовые репрессии.

В глазах советского народа все успехи социалистического строительства в СССР отождествлялись с именем и деятельностью И.Сталина. Для большинства советских людей любовь к Родине становилась синонимом любви к социализму, правительству и лично к Сталину. Кроме того, часть партийного и хозяйственного аппарата сознательно раздувала культ личности И. Сталина с целью сохранения своих должностей и привилегий.

Причины:

· Потребности в идеологическом обеспечении функционирования тоталитарной системы.

· Низкий уровень культуры народных масс, допускавший существование народной веры в величие и непогрешимость вождя.

· Личные качества И.Сталина.

Проявления:

· Название городов в честь И. Сталина

· Установка большого числа памятников И.В. Сталину

· Издание большого числа книг, посвященных И.В. Сталину

· Использование в официальной публицистике и риторике титулов "великий вождь и учитель", "отец народов" и т.п.

 

Репрессии. 1937-1938 годы- это годы массовых арестов и расстрелов, их называют годами “Большого террора”. «Большой террор» имел беспрецедентные масштабы и охватил все регионы и все слои общества, от высшего руководства партии и государства и командного состава армии до рабочих и крестьян.

Цели репрессий:

· Уничтожение противников и их сторонников

· Устрашение население

· Переложить ответственность за неудачи в политике на «врагов народа»

· Установление единовластного правления Сталина

· Использование бесплатного труда заключённых на строительстве производственных объектов в период форсированной индустриализации

Репрессиями руководил Народный комиссариат внутренних дел(НКВД), который возглавлял Ежов Н.И., 2 июля 1937 г он предоставил план “Большого террора” на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б). Всё население СССР было разбито на группы и категории, с процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам. В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местные руководители получили разнарядки на количество разоблаченных «врагов народа». Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили: начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областной прокурор. Расстрельные приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов.

Развитие экономики.

В экономической сфере произошло полное подчинение производителя государству. Существовала монополия государства на средства производства. Важным в политике Сталина было принятие им на вооружение теории Е. Преображенского "о первоначальном социалистическом накоплении" за счет крестьянства и идеи Л. Троцкого о "сверхиндустриализации". Осенью 1929 г. по инициативе И. Сталина был взят курс на "великий перелом" – форсированное повышение показателей пятилетнего плана в области индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. С 1928 г. в СССР было введено централизованное планирование экономики в общегосударственном масштабе, планы составлялись на пять лет; всего с 1929 по 1993 гг. было 13 пятилеток.

К концу 20-х годов произошла унификация всей общественной жизни в СССР. Заметна была тенденция к русификации народов советских республик.

Черты советского общества в 1920 – 1930 гг.:

· Проявление общемировой тенденции к нарастанию государственного влияния в экономике.

· Ускоренное преодоление технико-экономического отставания страны.

Огромным напряжением всех сил народа страна была превращена в индустриально-колхозную державу и заняла ведущее место среди крупнейших государств мира.

4. Советская культура. В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество «Долой неграмотность». Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране насчитывалось около 100 тыс. школ и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов (ликвидация безграмотности). К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. В итоге к 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. Таким образом, СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. Старую интеллигенцию постепенно удалили методом репрессий из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфискованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.
Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества, партии и Сталина. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей, Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством. Все было под контролем.

Таким образом, власть в 1920 – 1930 гг. стремилась:

· Подчинить духовную жизнь политическим нуждам;

· Установить единомыслие;

· Не останавливаться перед физическим или моральным уничтожением творческой интеллигенции Целью большевиков было создание новой социалистической культуры и воспитание "нового" человека.

Главной составляющей периода 1917 – 1929 гг. стала культурная революция. С конца 1920-х культурную революцию стали называть "третий фронт" наряду с индустриализацией ("первый фронт") и коллективизацией ("второй фронт").

Под культурной революцией в 1930-е г. понималось:

· Школьное строительство;

· Повышение уровня образования населения;

· Развитие науки и приобщение широких масс к культурным ценностям.

Культурная революция рассматривалась большевистским руководством как важнейшая составная часть социалистического и коммунистического преобразования общества. Новый тип человека должен был трактоваться как советский человек, а сама культура определялась как "советская социалистическая культура" в противовес культуре буржуазной.

ИТОГИ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Развитие образования Развитие науки Достижения советского искусства
Переход к всеобщему обязательному начальному (1933 г.) и семилетнему (1937 г.) обучению. Строительство новых школ (1933 – 1937 гг. более 20 000). В результате к 1939 г. 81 % граждан СССР в возрасте 9 лет и старше умели читать и писать. Происходило развитие системы среднего специального и высшего образования. СССР – первый в мире по числу учащейся молодежи к концу 1930-х г. Свертывание разработок советских генетиков. Контроль над общественными науками. Создан "Краткий курс истории ВКП(б) 1938 г." – отрасль исторической науки, ориентированной для всех гуманитарных наук. Успехи естественных наук: начало исследования атомного ядра, изучение физики кристаллов и полупроводников, открытие синтетического каучука. Социалистический реализм – главное направление в художественной культуре. Лучшие художественные фильмы тех лет: "Чапаев", "Веселые ребята", "Путевка в жизнь", "Семеро смелых". Творчество И. Дунаевского, М. Блантера, Б. Мокроусова. Расцвет монументального искусства: В. Мухина "Рабочий и колхозница". Строительство театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, клубов, дворцов культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: