Крепостной театр Шереметевых




Н.П. Шереметев

Наиболее совершенным воплощением идеи крепостного театра можно считать театр Шереметевых. Его основатель граф Петр Борисович (1713–1788) начинал с любительских постановок в своих домах в Петербурге и Москве.

«Представился покойному отцу моему случай завести начально маленький театр, к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная капелла», — вспоминал его сын Николай Петрович.

В 1760-е годы в регулярном парке графского поместья в Кускове устроили Воздушный театр под открытым небом. Частой гостьей на представлениях здесь бывала Екатерина II. Большую сценическую площадку с оркестровой ямой, графскую ложу и амфитеатр, вмещавший около сотни зрителей, можно рассмотреть лишь на плане усадьбы 1782 года.

Макет воздушного театра

Воздушный театр в Кусково - редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театр ы, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами, каскадами были характерными мотивами итальянских парков эпохи Высокого Возрождения. Устроенный в Кускове в 1760-е годы, сегодня он утратил свои зеленые кулисы, сохранив лишь планировку и робкие очертания рельефа. Он состоял из амфи театр а для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театр альных постановок - деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей. Им перед началом спектакля предлагались мягкие подушечки. Соотношение глубокой сцены площадью в 3 250 кв. м и небольшого амфитеатра было обычным для зеленых театров XVIII века. Амфитеатр располагался к югу от сцены, таким образом, она получала достаточное солнечное освещение. Музыканты занимали места в оркестровой яме, закрытой со стороны зрительного зала цветочной клумбой. Актерскими уборными служили две круглые башни из стриженной зелени.

Открытый театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика, смотревшая спектакль с дорожек парка. «Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», - писал неизвестный участник кусковского праздника.

Начинание графа подхватил его сын. Он с детства играл в домашних спектаклях и окончательно заболел театром во время четырехлетнего путешествия по Европе. В Париже он брал уроки у виолончелиста Королевской академии музыки Ивара. Потом они долгие годы состояли в переписке, благодаря которой Шереметев получал любую необходимую информацию — от нот последних парижских постановок до схем театральной машинерии.

Летом 1785 года Николай Петрович Шереметев заказал парижским архитекторам и механикам проект нового театр а. Через два года, – 30 июня 1787 года, – уже в «новопостроенном» театр е Шереметевы принимали Екатерину II. В камер-фурьерском журнале сохранилась запись о том, что для нее «представлена была опера, называемая «Самнитские браки» с балетом, которую, как и по строению театр а и декорациям, удостоить изволила похвалы и … игра первой и прочих актрис и актеров столь императрице понравилась, что изволила приказать представить их пред собою и пожаловать к руке».

Значительную часть репертуара составляли иностранные оперы и комедии, впервые переведенные на русский язык. Здание театра находилось недалеко от пересечения Вешняковской и улицы Юности.

Поперечный разрез здания театра в Кусково

Кадры изыскивались среди крепостных. Заметив способности в крестьянском сыне, его отправляли на учебу. За музыку отвечал доморощенный композитор Степан Дегтярев, который учился в Италии и сочинил около 60 крупных произведений. Переводами иностранных пьес и написанием либретто занимался «домашний библиотекарь его сиятельства» Василий Вороблевский, декорации создавали Кондратий Фунтусов и художники — представители двух поколений семейства Аргуновых, механизмы сцены — «машинист» Федор Пряхин.

Гордостью графа была труппа, которая могла представить пять спектаклей в разных жанрах в один день. Среди актрис выделялась Прасковья Ковалева-Жемчугова, чей талант с детства развивали лучшие педагоги. Дочь кузнеца стала не только музой, но и женой самого графа, а историю их любви рассказывают до сих пор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: