Изображение и описание дефекта | Возможная причина | Профилактика и возможность устранения |
УСКОРЕННЫЙ ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ | ||
Ускоренный износ, равномерный по всей поверхности беговой дорожки, небольшой пробег по километражу. | Специфические условия эксплуатации: 1) быстрая езда по городским и загородным дорогам с большим количеством поворотов, подъемов и спусков; 2) частое затормаживание и ускорение. | 1. Выбор наилучшей трассы; 2. Поменять стиль вождения, перейти на более спокойный, без рывков. |
НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ | ||
Ускоренный неравномерный износ беговой дорожки, малый пробег. | 1) Несносность отдельных осей транспортного средства; 2) Неправильно отцентрированы оси, управление или система торможения; 3) След контакта автомобиля отрегулирован не правильно; 4) Давление в покрышках на одной оси неравномерное (сдвоенное). | 1. Установка параметров подвески и рулевого управления, указанных производителем автомобиля. Контроль сносности отдельных осей, регулирование развала-схождения колес; 2. Правильная регулировка разрегулированных систем транспортного средства. Систематический контроль их или замена; 3. Проверка и доведение до нужного уровня давления в шинах; 4. Использование удлиненных наконечников вентилей, монтируемых внутри между сдвоенными шинами. |
Беговая дорожка быстро и неравномерно изнашивается, получается маленький пробег, чаще всего случается с колесами на передней оси автомобиля. | 1) Увеличены зазоры в посадке колеса. 2) Поломка или плохая работа амортизаторов. | 1. Правильность посадки колеса и работы подвески; 2. Правильная регулировка регулируемых узлов подвески и их своевременная замена и контроль. |
ОДНОСТОРОННЫЙ ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ | ||
Неравномерный и быстрый износ беговой дорожки с одной стороны, проявляется в основном на передней оси автомобиля. | 1) Неправильно отрегулирована геометрия автомобиля (развал-схождение); 2) Присутствуют зазоры в посадке колеса; 3) Изношены или неисправные амортизаторы. | 1. Проверка геометрии моста; 2. Контроль подвески и посадки колеса; 3. Выявление неисправностей транспортного средства, их точная регулировка и даже замена. |
ИЗЛОМ КАРКАСА | ||
Деформирование и расслоение каркаса. | 1) Езда при высоком внутреннем давлении без нагрузки. 2) Перегрузка автомобиля. | 1. Проверка технического состояния автомобиля перед выездом. 2. Систематическая проверка внутреннего давления в шине. 3. Быстрая остановка транспортного средства в случае спускания шины, далее замена или ремонт. |
ИЗЛОМ ПОКРЫШКИ ПО КОРОНЕ | ||
Излом по беговой дорожке в поперечном направлении. | 1) Быстрая деформация брекерного пояса и его мгновенное повреждение под действием переезда через острое препятствие (камень, выбоина, бордюр и д.р.) обычно при повышенной скорости. 2) Увеличенная скорость при повышенном давлении или повышенной нагрузке шины. | 1. Повышенная внимательность при переезде через препятствия на маленькой скорости. 2. Регулировка давления в шине в соответствии с нагрузкой на оси. |
ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ ШИНЫВСЛЕДСТВИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ ПОВЫШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ ДАВЛЕНИИ | ||
Быстрый, равномерный износ центральной части беговой дорожки шины. | 1) Внутреннее давление в шине постоянно увеличено. 2) Установленная норма внутреннего давления, не соответствует фактическому внутреннему давлению и фактической нагрузкой. Основная часть пробега без нагрузки. | 1. Систематическая проверка внутреннего давления в шинах. 2. Внутреннее давление шин должно соответствовать нагрузке на оси. |
|
|
СКОРОСТНОЙ ЭФФЕКТ | ||
Быстрый износ в центре беговой дорожки шины. | Если шины, смонтированы на передних осях грузовых автомобилей, при длительной транспортировке на высоких скоростях по качественным дорогам скоростного характера. На шину действует центробежная сила и сила сцепления, что приводит к быстрому износу центральной части беговой дорожки шины. | При обнаружении начавшегося центрального износа шин на передней оси, необходимо перебросить их на заднюю ось, если там уже такие покрышки - купить новые шины. |
РАЗРЫВ ПО БОКОВИНЕ | ||
Разрыв боковины и каркаса или повреждение по боковине покрышки. | Удар по шине сбоку торчащим предметом с острыми гранями. | 1. Внимательное вождение автомобиля, в случае необходимости переезжать через препятствие на минимальной скорости. 2. Следить за внутренним давлением по отношению к нагрузке на оси. |
ПРОКОЛ ПРОТЕКТОРА ПО КОРОНЕ | ||
Механический прокол протектора по короне. | Шина попала на острый предмет. | 1. Аккуратная езда по мало известной местности. 2. Осмотр шин перед ездой и во время езды, своевременное удаление застрявших инородных предметов. |
Вывод: Рассмотрев наиболее часто встречающиеся дефекты и повреждения шин, можно сделать вывод, что от правильной эксплуатации и правильного ухода за шинами очень сильно зависит продолжительность их «жизни».
|
Правила хранения шин
При хранении шин следует соблюдать ниже перечисленные правила:
1. Шины необходимо хранить в сухом закрытом помещении, (желательно проветриваемом) защищенном от прямых солнечных лучей. Нежелательно хранить их под навесом и уж тем более под открытым небом, так как перепады температуры и влажности отрицательно сказываются на свойствах резины.
2. Запрещено хранить шины совместно с химическими продуктами, горюче-смазочными материалами, а также с растворителями и органическими соединениями. Желательно изолировать их друг от друга в разные помещения.
3. Если шины хранятся в стопке, необходимо, чтобы они были накачены, так как под воздействием тяжести протектор будет деформироваться, что вызовет изгиб брекера и изменение профиля протектора - и тогда возможно придётся покупать новые шины. Так же запрещено класть на них сверху тяжелые предметы.
4. Хранить шины необходимо вертикально, лучшей опорой будет служить полукруглая плоскость. Подвешивать их запрещено. При длительном хранении желательно шину поворачивать (раз в 2-3 месяца), тем самым, уменьшая вероятность изменения формы боковин и протектора.
5. Необходимо хранить их отдельно от предметов, которые могут нанести им механические повреждения, а также избегать попадания на них искр, огня или электрического разряда.
6. В шинах хранящихся с камерами, давление должно быть минимальным, чтобы шину не деформировало. Отдельно хранящиеся камеры необходимо слегка подкачивать и желательно подвешивать на кронштейны с полукруглыми поверхностями.
Хранение шин:
Хранение колес в сборе (шина + диск):
Вывод: От того насколько правильно хранятся шины и колёса (шина в сборе с диском), сильно зависит срок их эксплуатации. Правильное хранение продляет их эксплуатационный период.
2.6 Состояние потребительского рынка шин:
В мае 2008 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка шин для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, сельхозтехники, дорожно-строительной и промышленной техники в 2006-2007 гг.
Объем производства грузовых шин в 2006 г. составил 11002,8 млн. шт. В 2007 г. объем выпуска шин данного вида возрос до 11779,7 млн. шт.
Производство легковых шин в 2007 г. составило 29200,5 млн. шт. В аналогичном периоде предыдущего года выпуск равнялся 28087,6 млн. шт.
Производство шин для сельскохозяйственных машин увеличилось с 1341,6 тыс. шт. в 2006 г. до 1517,0 тыс. шт. в аналогичном периоде 2007 г.
Совокупный объем импорта шин в 2007 г. в натуральном выражении вырос по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 25 % с 12 млн. шт. до 15 млн. шт.
Среди ведущих мировых производителей рост показали Bridgestone (на 32,7 %), Continental (на 17,3 %), Michelin (50,3%), Pirelli (24,9 %), Goodyear (9,9 %). Объем импорта сократила только компания Nokian, но всего на 0,7 %.
Объем импорта легковых шин в 2007 г. в натуральном выражении возрос по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 23,5 % с 10,7 млн. шт. до 13,3 млн. шт. Импорт грузовых шин показал рост — на 38,9 %, объем импорта шин для карьерной техники увеличился на 29,5 %.
Совокупный объем экспорта шин в 2007 г. в натуральном выражении возрос по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 7,1 % с 8,7 млн. шт. до 9,3 млн. шт. Практически все крупнейшие производители страны продемонстрировали снижение объемов экспорта.
Объем экспорта легковых шин в 2007 г. в натуральном выражении возрос по отношению к аналогичному периоду предыдущего года незначительно, всего на 7,2 % с 8,7 млн. шт. до 9,3 млн. шт.
Возрос также экспорт шин для карьерной техники (+ 51 %), сельхозтехники (+ 9,5 %), для строительной и промышленной техники (+ 12 %).
Объем российского рынка шин для легковых автомобилей составил в 2006 г. 34915,7 млн. шт. В аналогичном периоде 2007 г. он возрос до 38513,7 млн. шт.
3.1 Сравнительная характеристика:
Так как приближается зима, многие водители задумались о том, какие шины им лучше и выгодней выбрать для зимней езды, и поэтому для сравнительной характеристики я возьму две зимние шипованные шины разных производителей, такие как MICHELIN X-ICE NORTH (производство Италия) и KAMA IRBIS (Kama-505) (производство Россия). (По материалам теста зимних шин журнала «За рулём»).
MICHELIN X-ICE NORTH | KAMA IRBIS (Kama-505) | |
Изображение: | ||
1. Место изготовления | Италия | Россия |
2. Индекс скорости | T/190км/ч | T/190км/ч |
3. Рисунок протектора | Направленный | Направленный |
4. Глубина рисунка протектора | 8,7-9,2 мм | 8,4-8,6 мм |
5. Твердость по Шору* | 54-56 ед. | 59-61 ед. |
6. Количество / выступание шипов | 110/1,7-2,2 мм | 112/1,4-2,0 мм |
7. Масса шины | 8,0 кг | 7,1 кг |
8. Средняя цена | 2900 руб. | 1450 руб. |
9. Соотношение цена/качество | 3,17 | 1,75 |
10. Тесты | -Трогание и разгон на скользкой дороге возможны при любой степени пробуксовки колёс. -Информативность при торможении высокая. Начало блокировки колёс чувствуется хорошо. Автомобиль хорошо и понятно управляется. Скорость прохождения скользких поворотов ограничивается лёгким заносом. Причём автомобиль входит в него очень плавно и так же плавно восстанавливается. И даже в скольжениях управляется чётко и надёжно. -На засыпанной снегом дороге машина слегка плавает, её затягивает в более глубокий снег. -Снежную целину преодолевают довольно уверенно, но всё-таки предпочитают буксованию натяг. -По асфальту идут ровно, хорошо и чётко подруливаются. -На асфальте тормозят плохо. -Шумят певуче разноголосо, реагируя на изменение покрытия. -Экономичны на любой скорости. -Разброс выступания шипов лучше среднестатистического, хотя выступание чуть больше, чем хотелось бы. | -Начало движения на льду возможно лишь в натяг, а эффективный разгон допустим и при небольшой пробуксовке. –Крайне слабая информативность при торможении способствует неожиданному срыву колёс в юз, а после растормаживания раскручиваются очень долго. -Управлять машиной в поворотах сложно – на предельной скорости возникает глубокий занос, справиться с которым можно лишь при аккуратном действии рулём и газом. -На заснеженной дороге машина плавает, реагируя на толщину снежного покрова, норовит уйти в более глубокий снег. -По сугробам машина идёт уверенно, если удаётся удержать колёса от буксования, и довольно уверенно выбирается из снежной ловушки задним ходом. -На асфальте автомобиль слегка плавает, но на подруливания откликается чётко и быстро. - На асфальте тормозят средне. -Шины немного шумноваты и жестковаты. -Расход топлива средний при любой скорости. -Разброс по выступанию шипов средний, величина выступа – в допустимых пределах. |
11. Вывод: Плюсы | Лучший разгон на снегу и льду, топливная экономичность; отличная управляемость автомобиля и удобство управления разгоном на зимней дороге; очень хорошие тормоза и разгон на снегу и льду, поперечное сцепление на льду. | Удовлетворительная проходимость, уровень комфорта и курсовая устойчивость на асфальте. |
12.Вывод: Минусы | Слабые тормоза на асфальте, небольшие замечания по проходимости, курсовой устойчивости и уровню шума. | Слабые тормоза на льду и снегу, поперечные сцепные свойства на льду и на укатанном снегу, сложная управляемость на зимней дороге. |
* - Справка: Шо́ра ме́тод, метод определения твёрдости металлов по высоте отскакивания лёгкого бойка с алмазным наконечником от испытываемого массивного образца (с помощью склероскопа). Назван по имени американского промышленника А. Шора (A. Shore).("Российский Энциклопедический словарь")
Для измерения твёрдости резины существует: ГОСТ 263-75 (СТ СЭВ 1198-78) РЕЗИНА. Метод определения твердости по Шору А.
Настоящий стандарт распространяется на резину и резиновые изделия и устанавливает метод определения их твердости от 0 до 100 единиц по Шору А.
Сущность метода заключается в измерении сопротивления резины погружению в нее индентора.
Вывод по курсовой работе:
В своей работе я постаралась проследить историю резиновой шины от первых весьма примитивных опытов её использования до современных шин – высокотехнологичных и поистине массовых. Резиновая шина, за сравнительно короткий исторический отрезок времени прошла огромный путь развития и совершенствования и процесс этот не закончен сегодняшним днём. Шинные заводы ежегодно обновляют ассортимент и модельный ряд производимой продукции. Подводя итог своей работе, я теперь хорошо вижу, насколько важным товарным продуктом является шина. Я научилась различать шины по их назначению и размерности. Знаю, как правильно эксплуатировать и хранить шины, каким дефектам они подвержены. Знаю, что лучше использовать шины соответственно сезону, чем «всесезонные». Знаю, что зимой лучше использовать шипованные зимние шины, чем зимние шины без шипов. Как показывают многочисленные результаты тестов, на дорогах с твёрдым покрытием, «лучше ведут себя» низкопрофильные шины. Знаю, какие шины обладают хорошими эксплуатационными характеристиками, а какие привлекают умеренными ценами. В «споре» за качество, к сожалению, наши отечественные модели шин уступают иностранным. Но в то же время выигрывают по цене. Таким образом, любой покупатель сможет подобрать себе шины соответственно качеству и своим финансовым возможностям. Ну а, учитывая, что наши отечественные шинные заводы налаживают у себя совместное, с именитыми шинными фирмами, производство, то есть надежда, что и наша продукция будет по качеству не уступать иностранной. Такую надежду дают факты сравнительных тестовых испытаний шин, где шины отечественного производства по ряду показателей не уступают иностранным, а по части и превосходят их. Нашим шинам пока не хватает целостности, поскольку по сумме потребительских свойств они всё же пока уступают. Таким образом, через эту работу, я много узнала о шинах. Однако, просматривая материал по вопросу о шинах, я поняла, что эта тема значительно «шире», чем рассмотренная мной в этой работе. Но, рассмотрев шину для легкового транспорта, я постаралась показать наиболее массовый её аспект из всего рынка шинной продукции, и как наиболее социально значимый товар.
Используемая литература
функциональный качество шина
1. Журнал «За рулём» №11 (917) ноябрь 2007г.;
2. Журнал «За рулём» №4 (922) апрель 2008г.;
3. Журнал «За рулём» №9 (927) сентябрь 2008г.;
4. Журнал «За рулём» №10 (928) октябрь 2008г.;
5. Клаус Петер Бакфиш, Дитер С. Хайнц «Новая книга о шинах», С-П: «АСТ, Астрель», 2003 г.;
6. Ю.Г. Горнушкин «Практические советы владельцу автомобиля», М.: «Патриот»,1991г.