Содержание
Введение............................................................................. 7
Часть I. Экономика и человек. Экономика фирмы
§ 1. Что изучает экономика.................................................. 9
1. Экономика: наука и хозяйство.................................. 10
2. Потребности и блага................................................ 11
3. Факторы производства............................................ 13
4. Ограниченность ресурсов........................................ 15
§ 2. Проблема выбора......................................................... 17
1. Рациональное поведение людей в экономике 17
2. Альтернативная стоимость....................................... 17
3. Производственные возможности.............................. 18
§ 3. Экономическая система.................................................. 23
1. Главные вопросы экономики................................... 23
2. Типы экономических систем..................................... 24
3. Смешанная экономическая система 27
§ 4. Спрос........................................................................... 30
1. Закон спроса......................................................... 30
2. Спрос и величина спроса........................................ 32
3. Неууеновые факторы спроса.................................... 33
§ 5. Предложение............................................................... 37
1. Закон предложения................................................ 37
2. Предложение и величина предложения 39
3. Неценовые факторы предложения 40
§ 6. Рыночное равновесие................................................... 44
1. Равновесная цена и равновесное количество 44
2. Нарушение рыночного равновесия 46
§ 7. Конкуренция и её виды.................................................. 49
1. Совершенная конкуренция....................................... 50
2. Монополистическая конкуренция............................. 51
3. Олигополия............................................................ 52
4. Монополия............................................................. 53 § 8. Формы организации бизнеса................................................... 57
1. Бизнес и предпринимательство................................. 57
|
2. Индивидуальная деятельность.................................. 59
3. Хозяйственные товарищества и общества 60
4. Акционерное общество........................................... 61
§ 9. Экономика фирмы......................................................... 65
1. Выручка, издержки и прибыль фирмы 66
2. Виды издержек фирмы............................................ 67
3. Средние издержки.................................................. 69
§ 10. Источники финансирования фирмы................................. 73
1. Внутренние и внешние источники финансирования 73
2. Виды ценных бумаг................................................. 74
3. Надёжность и доходность ценных бумаг 76
§ 11. Рынок труда................................................................... 78
1. Особенности рынка труда....................................... 78
2. Заработная плата................................................... 79
3. Производительность труда...................................... 82
§ 12. Семейный бюджет........................................................... 86
1. Зачем нужно составлять семейный бюджет 86
2. Доходы семьи......................................................... 87
3. Расходы семьи........................................................ 87
4. Неравномерность распределения доходов 90
Часть II. Государство и экономика
§ 13. Предмет макроэкономики................................................ 95
1. Макроэкономические агенты.................................... 96
2. Макроэкономические рынки.................................... 97
3. Экономический кругооборот.................................... 98
§ 14. Валовой внутренний продукт............................................ 100
1. Что включается в состав ВВП.................................... 101
2. Измерение ВВП......................................................... 104
3. Номинальный и реальный ВВП................................... 106
§ 15. Экономический рост...................................................... 108
1. Содержание экономического роста............................ 109
|
2. Факторы экономического роста................................. 110
§ 16. Экономический цикл...................................................... 112
1. Фазы экономического цикла....................................... 112
2. Причины экономических циклов................................. 113
3. Виды экономических циклов..................................... 114
§ 17. Денежное обращение......................................... 117
1. Возникновение денег и виды денег............................. 117
2. Функции денег.......................................................... 119
3. Ликвидность............................................................. 121
§ 18. Инфляция....................................................................... 123
1. Сущность инфляции.................................................. 124
2. Виды и причины инфляции........................................ 125
3. Социально-экономические последствия инфляции 127
§ 19. Банковская система в России......................................... 129
1. Из истории банковского дела.................................... 129
2. Коммерческие банки................................................. 131
3. Банк России............................................................. 132
4. Монетарная политика Банка России........................... 133
5. Другие финансовые организации................................ 136
§ 20. Роль государства в экономике........................................ 138
1. Экономические функции государства......................... 138
2. Государственный бюджет........................................... 140
3. Бюджетно-налоговая политика государства 142
§ 21. Налоги.......................................................................... 145
1. Функции налогов....................................................... 146
2. Виды налогов........................................................... 149
3. Системы налогообложения......................................... 150
4. Кривая Лаффера....................................................... 152
§ 22. Безработица.................................................... 154
1. Занятые и безработные.............................................. 154
|
2. Типы безработицы..................................................... 155
3. Уровень безработицы................................................ 157
§ 23. Международная торговля.................................. 160
1. Абсолютное и сравнительное преимущество 160
2. Современные тенденции развития мирового хозяйства... 162
3. Государственная политика в области международной торговли 164
Проверьте себя....................................................... 169 Словарь 183 Интернет-ресурсы.................................................... 192
Введение
Дорогие друзья!
Среди школьных предметов есть несколько особенных, так называемых социально активных предметов, которые помогают лучше адаптироваться к современным условиям жизни и подготовиться к трудовой деятельности. Одним из таких предметов является экономика.
Ваши ровесники иногда говорят: зачем мне экономика? я не собираюсь быть продавцом или бизнесменом, я буду художником (врачом, учёным, программистом). Вероятно, они думают, что, выбрав неэкономическую профессию, будут застрахованы от конкуренции, инфляции и безработицы, что им не придётся иметь дело с семейным бюджетом, налогами и банковскими кредитами. Это заблуждение.
Изучая экономику, вы узнаете «правила игры», действующие в рыночной системе. Вам уже знакомы многие экономические термины: прибыль и предпринимательство, доходы и расходы, спрос и предложение, рынок, деньги, банк, фирма, монополия и т. д. Однако весь этот «багаж» необходимо аккуратно «разложить по полочкам», чтобы увидеть целостную картину современной жизни.
Экономически грамотный человек способен не только выдвигать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов. Экономические знания помогут вам сориентироваться в выборе профессии, дальнейшего образования. Вооружившись этими знаниями, вы сможете наиболее полно реализовать свои способности в любой сфере деятельности. Художник с экономическим образованием окажется более конкурентоспособным, чем остальные художники. То же сймое можно сказать и о враче, учёном, программисте и т. д.
Работая с учебником, вы получите представление об основных понятиях рыночной экономики, о механизме конкуренции, формах организации бизнеса, формировании доходов населения, государственном бюджете, денежном обращении и многом другом. В учебнике рассматриваются примеры из российской действительности, приводится статистический материал, характеризующий экономическую ситуацию в России в сравнении с другими странами.
Текст учебника иллюстрирован схемами, которые помогут вам понять структуру излагаемого материала, запомнить состав и взаимосвязи экономических понятий, а при подготовке к экзамену — быстро повторить тему.
Изучая экономику, вы увидите, как тесно она переплетается с другими школьными предметами, прежде всего с историей и обществознанием. Эти
Введение
предметы дополняют друг друга, позволяя по-новому взглянуть на уже известные вам события.
Современная экономика не может обойтись без построения моделей, применения формул, графиков, расчётов. Выполняя предложенные в учебнике задания, вы сможете овладеть элементарными навыками решения экономических задач, и для этого вам очень пригодится знание математики. Следует обратить внимание, что многие экономические термины даются на русском и английском языках, так как существуют общепринятые международные обозначения. Чтобы быть в курсе экономических событий, вам необходимы знания по информатике, навыки работы с интернет-ресурсами. Кроме того, практика показывает, что изучение экономики повышает самооценку и помогает преодолевать трудности в постижении других наук.
В конце учебника приведён раздел для повторения всего курса. Это таблицы, включающие верные и неверные утверждения. Каждая правильно заполненная таблица добавит в ваш актив 50 «условных единиц». Накопленная сумма будет вашим «стартовым капиталом» в экономическом образовании, который, поверьте, вам придётся наращивать всю жизнь независимо от вашей будущей профессии.
Экономика — развивающаяся наука. Имея базовое экономическое образование и постоянно пополняя багаж знаний на основе имеющихся источников информации, вы сможете со знанием дела оценивать события общественной и политической жизни (даже делать некоторые прогнозы на будущее), свободно ориентироваться в новейших тенденциях рынка и использовать его возможности для улучшения своего благосостояния.
Вы получили счастливую возможность уже в школьные годы оценить свои способности к экономике. Некоторые из вас задумаются о собственном бизнесе. Для них сделаем уточнение: возможно, главным препятствием развития предпринимательства является не столько ограниченность ресурсов, сколько ограниченность наших идей. Мы зачастую не смеем мечтать, ошибочно полагая, что всё равно ничего не выйдет. «Никакой ветер не бывает попутным для того, у кого нет порта назначения» (М. Монтень). Практика показывает, что, как только появляется настоящая цель, сразу находятся и необходимые ресурсы.
Пусть этот учебник всегда будет у вас под рукой, и он ещё не раз выручит вас.
Авторы
Часть I. Экономика и человек. Экономика фирмы
В чём заключается главная проблема экономики?
Почему люди, фирмы и целые страны вынуждены делать выбор и чем-
то жертвовать при принятии экономических решений?
Кто главнее на рынке: продавцы или покупатели?
Кому выгодна конкуренция?
Что влияет на нашу зарплату, какие доходы может иметь семья, о чём
говорят наши расходы?
Вы сможете ответить на эти вопросы, когда прочтёте часть 1 учебника.
Что изучает экономика
Кого могут волновать экономические проблемы? Вероятно, всех, кто занимается экономической деятельностью. Активными участниками экономической деятельности являются:
• те, кто производят товары и услуги: работники заводов и фабрик, электростанций и строительных организаций, ресторанов и больниц, театров и телевидения, транспорта...
• те, кто занят торговлей в универсамах и палатках, на оптовых базах и в торговых сетях...
• те, кто занят в^фере денежного обращения: работники банков, обменных пунктов, валютных бирж...
• государство: оно устанавливает «правила игры» и собирает налоги, финансирует науку и образование, армию и милицию, выплачивает пенсии и пособия...
• те, кто потребляет товары и услуги: это каждый из нас, в том числе и вы, уважаемые читатели.
Все перечисленные процессы подчиняются определённым законам. Чтобы принимать грамотные решения в повседневной практике, необходимо изучить эти законы и принципы поведения участников экономической деятельности.
^1. Экономика: наука и хозяйство
В переводе с греческого слово «экономика» буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В современном мире хозяйство ведётся и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах региона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку, в рамках предприятий, отраслей, корпораций, многие из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных стран.
В современном русском языке это слово имеет два значения: «экономика как хозяйство страны» и «экономика как научная дисциплина, экономическая теория».
Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе традиционный образ жизни, формы собственности.
Экономика как наука изучает экономические отношения, законы и категории производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Более полное определение экономики как науки мы сможем сформулировать, когда выясним, в чём заключается главная проблема экономики.
Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях.
Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, а также отраслевые и региональные рынки, рынки факторов производства, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Например, объектами изучения микроэкономики являются рынки велосипедов, мобильных телефонов и МРЗ-плееров, местный рынок рыбы и рынок пшеницы, рынок земли, рынок капитала, рынок автомобильной промышленности и электроэнергии и т. д.
Макроэкономика изучает экономику страны как единое целое. Объектами изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, денежное обращение, налоговая система, государственный бюджет, международная торговля.
Микро- и макроэкономика связаны между собой. Выводы, которые могут быть сделаны в результате микроэкономического анализа, используются в макроэкономике, и наоборот, государственные решения макроэкономического уровня непосредственно влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.
^2. Потребности и блага
Из курса обществознания вы помните, что каждый из нас имеет потребности: в еде и одежде, в учёбе и развлечениях и т. д.
Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего должны быть удовлетворенв1 потребности, которые являются условием жизни, — это потребности в воздухе, воде, еде, одежде, жилище. Условно их называют первичными. Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы, ходить в театры, путешествовать. Социальные потребности — это потребности в дружбе, любви, уважении, самоуважении. Люди испытывают потребность в образовании, в изучении природы и общества. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными. Для кого-то из вас приоритет составляют компьютерные игры или модная одежда, для других — учёба, карьера, а кто-то назовёт дружбу, любовь...
Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени развития производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влиянием информации. Новая информация создаёт новые потребности и способствует качественному изменению уже существующих потребностей. Важную роль в формировании наших потребностей играет реклама, которая информирует о новых товарах, их качествах. Потребности растут безгранично.
^ Вспомните ситуацию, когда информация повлияла на круг ваших потребностей.
Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ. Блага — это средства, удовлетворяющие потребности. Различают блага свободные и экономические.
Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода, родниковая вода, энергия ветра, ягоды в лесу, рыба в море и т. д.
Большинство благ являются ограниченными, платными. Это экономические блага. Именно с этим типом благ имеет дело экономическая теория. Экономическими благами являются пищевые продукты, одежда, жильё, мебель и пр. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.
Товар — это продукт, произведённый для потребления или обмена, например мороженое, куртка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира.
Услуга — это деятельность, обладающая определённой ценностью, например образование, медицинское обслуживание, кино, театр, транспортные услуги.
Блага, дополняющие друг друга, называются комплементарными благами, или комплементами. Например: компьютер — принтер — сканер — звуковые колонки.
Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка — пальто; автобус — такси.
Более наглядно классификация благ может быть представлена с помощью схемы.
Приведите свои примеры товаров-комплементов и товаров-субститутов. |
^3. Факторы производства
Для создания экономических благ необходимы ресурсы: трудовые, природные, материальные.
О1 Какие ресурсы потребуются, чтобы испечь пирог?
Вероятно, вы назовёте муку, масло, сахар, молоко, а ещё плиту, посуду, воду. Если подумаете, то вспомните про повара с поварёнком, электроэнергию, кухню, в которой они будут печь пирог, даже время, необходимое для выпечки, и ещё десяток необходимых предметов.
Экономисты объединяют все ресурсы, необходимые для производства любого товара, в четыре группы так называемых факторов производства. Факторы производства — ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг. Это труд, земля, капитал и предпринимательство.
Труд — это непосредственное приложение физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора в целом по стране определяется количеством населения в трудоспособном возрасте, уровнем образования людей, их квалификацией, мотивацией к труду. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый заработной платой.
Трудовые ресурсы — это люди любых специальностей: рабочие, инженеры, учёные, учителя, врачи и т. п. Даже безработный является трудовым ресурсом, поскольку он готов работать. Не являются трудовыми ресурсами дети, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы населения. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Безработица».
О Является ли трудовым ресурсом робот, используемый на производстве? собака, охраняющая территорию завода?
Земля — это условное название всех видов природных ресурсов, включающих участки земли, а также леса, водные ресурсы рек, морей, океанов, месторождения полезных ископаемых. Собственник природных ресурсов получает доход, который называется рентой.
Капитал — это созданные человеком средства производства: здания, сооружения, оборудование, транспорт, материалы, полуфабрикаты. Доход собственника капитала — процент.
Чтобы не ошибиться в классификации тех или иных ресурсов, следует иметь в виду, что земельные ресурсы созданы природой, а капитальные — человеком; в капитальных ресурсах заложен прошлый человеческий труд. Например, нефть и бензин: что из них является земельным ресурсом, а что — капитальным? Нефть — это природный ресурс, земля, а бензин — капитал, произведённый человеком. Вода в озере и вода в водопроводе: природным ресурсом является вода в озере, капитальным — водопроводная вода. Рыба в море — это природный ресурс, рыба на консервном заводе — капитал.
О Верно ли утверждение, что мука, кастрюля, кухня, электричество — это всё капитал?
Физический, или реальный, капитал, который является фактором производства, следует отличать от денежного капитала. Деньги — это средство для покупки факторов производства, но они не фактор производства.
Четвёртый фактор производства — предпринимательство — соединяет названные три фактора (труд, землю, капитал). Предпринимательство — инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска. Это сам предприниматель, а также его идеи, новшества, ноу-хау, умение принимать решения и идти на риск. Условно к этому фактору относят и время.
Доход предпринимателя — прибыль. Вкладывая средства в покупку факторов производства, предприниматель не имеет гарантии, что бизнес будет успешным, прибыльным. Он рискует, открывая свою фирму. Прибыль предпринимателя — это плата не только за предпринимательство, но и за риск.
Некоторые авторы выделяют ещё информацию как самостоятельный фактор производства. Однако информация сама по себе не участвует в процессе производства, она является частью факторов производства. Так, определённой информацией обладают наёмные работники; информация о технологических процессах является неотъемлемой частью реального, физического, капитала; предприниматели используют деловую информацию, идеи, новшества, ноу-хау. Независимо от отнесения информации к той или иной группе факторов производства, значение её в экономике велико. Как говорил британский премьер-министр Б. Дизраэли, «в жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией».
О Распределите по группам факторов производства ресурсы, которые необходимы для выпечки пирога.
Помимо основных четырёх факторов производства, большую роль в экономике играют также наука, общая культура, правовая культура, состояние нравственности.
^4. Ограниченность ресурсов
Говоря в начале этой темы о потребностях, мы отмечали, что потребности растут безгранично. В отличие от них факторы производства ограничены. Доступных ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограниченными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресурсов. Проблема ограниченности принципиально не может быть решена. Эта проблема присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; постоянно растущие потребности опережают доступные обществу ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов — главная проблема экономики.
Теперь мы можем дать более полное определение экономики как науки.
Экономика — наука, которая занимается различными областями хозяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.
Выводы
• Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограниченными.
• Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.
• Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.
Основные понятия
Экономика
Микроэкономика
Макроэкономика
Потребности
Блага свободные и экономические Комплементарные блага Субституты Факторы производства Ограниченность ресурсов
Вопросы и задания
1. Что изучает микро- и макроэкономика?
2. Какие факторы влияют на потребности человека?
3. Верно ли, что экономические блага делятся на свободные и ограниченные?
4. Перечислите факторы производства. Как называется доход собственника каждого фактора производства?
5. В чём состоит главная проблема экономики?
6. Может ли проблема ограниченности быть решена, если люди сократят свои потребности? если научно-технический прогресс позволит существенно повысить производство экономических благ?
7. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Р. Кирхоф). Объясните смысл этого высказывания.
Проблема выбора
Множественность потребностей создаёт проблему выбора. Мы делаем выбор, когда идём за продуктами или выбираем подарок другу, когда решаем, как встретить Новый год или куда поехать отдыхать. Почему вообще мы должны выбирать? Причина выбора была сформулирована в предыдущем параграфе: это ограниченность доступных ресурсов.
^1. Рациональное поведение людей в экономике
Принимая решения в условиях ограниченности ресурсов, люди ведут себя рационально. Это означает, что любой человек руководствуется принципом «наименьшие затраты при данном результате» или, что, в сущности, то же самое, «максимальный результат при заданных затратах». Например, если вы выиграли в лотерею некоторую сумму денег, то постараетесь так потратить эти деньги, чтобы получить максимальное удовлетворение.
Поведение каждого субъекта в экономике определяется личным эконо- мическим интересом.
Объясните, в чём состоит экономический интерес следующих субъектов: предпринимателей, землевладельцев, наёмных работников, покупателей, продавцов.
Рациональность подразумевает также постановку цели и наличие критерия выбора. Например, вы хотите купить хороший костюм. Но что значит «хороший»? Одни покупатели могут руководствоваться престижностью модели, другие — соображениями практичности, третьи — ценой. Кто из них поступит рационально? Каждый покупатель поступит рационально, отвечая собственным представлениям о «хорошем» костюме.
Отметим, что рациональное поведение не всегда отвечает нормам морали. Так, производство шуб из натурального меха может быть очень эффективным, но оно вызывает протест у защитников животных.
О Приведите свои примеры, когда эффективный бизнес противоречит нормам морали.
^2. Альтернативная стоимость
Осуществляя выбор, человек определяет цену этого выбора, т. е. оценивает то, чем приходится жертвовать. Цена выбора, или альтернативная стоимость, — это то, от чего отказались, что принесли в жертву.
SjSJIcJ I а
Пример. Допустим, вы идёте в кино, по пути увидели книгу, которую давно искали. Она стоит сто рублей. У вас есть сто рублей, но на кино уже денег не хватит. В такой ситуации вы должны сделать выбор, на что потратить деньги.
Предположим, вы выбираете книгу. То, чем вы пожертвовали, называется альтернативной стоимостью. В данном случае киносеанс — это альтернативная стоимость книги.
Пример. Вы хотите купить:
• книгу за 100 рублей;
• билет в кино за 150 рублей;
• цветы за 130 рублей.
Денег хватает только на что-то одно. Допустим, вы выбрали цветы. Что является альтернативной стоимостью? Оговоримся, что альтернативной стоимостью может быть только один вариант. Какой именно? Когда приходится чем-то жертвовать, нас волнует самая большая жертва. Это и будет альтернативная стоимость. Таким образом, если вы выберете цветы, альтернативной стоимостью будет билет в кино. Если бы купили билет в кино, то альтернативной стоимостью был бы букет. При покупке книги альтернативной стоимостью был бы билет в кино.
Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, лучший из вариантов, которые были отвергнуты в силу ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость может измеряться как в количестве товара, от которого пришлось отказаться, в натуральном выражении, так и в денежном выражении. Например, студент может зарабатывать репетиторством в день 500 рублей; если он откажется от такой работы, то альтернативная стоимость его досуга равна 500 рублей в день. Это денежная оценка альтернативной стоимости. Можно было бы выразить упущенную выгоду в определённом количестве товаров, которые студент не сможет себе позволить, если откажется от работы, например: три билета в кино, или четыре обеда, или один новый галстук и т. д.
Понятие альтернативной стоимости является одним из ключевых экономических понятий. Всякий раз, когда мы стоим перед проблемой выбора, возникает необходимость жертвовать чем-либо, т. е. приходится оценивать альтернативную стоимость.
^3. Производственные возможности
Осуществляет выбор не только отдельный человек, проблема выбора стоит и перед обществом, страной в целом. Уровень жизни населения определяется способностью страны производить товары и услуги.
Производственные возможности — это возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне развития техники и технологии.
Экономическая модель даёт описание экономической ситуации при определённых допущениях.
Экономисты часто используют экономические модели для описания различных процессов. Модели: содержательные, графические, математические, — хотя и упрощают реальную действительность, но позволяют в наглядной форме получать и демонстрировать определённые результаты. Использование экономических моделей позволяет облегчить анализ и прогнозирование экономических процессов, даёт возможность применить общие методы и математические инструменты к изучению экономических ситуаций.
С помощью модели кривой производственных возможностей (КПВ) можно оценить максимально возможный объём производства двух товаров в каждый момент времени.
Кривая производственных возможностей — это экономическая модель, показывающая различные комбинации выпуска двух товаров при данном объёме ресурсов и определённом уровне развития техники. При построении КПВ используем следующие данные.
Пример. Страна может производить хлеб и порох. Соотношение объёмов выпуска этих товаров может быть различным.
Производственные возможности страны
|
По этим данным построим график. |
Хлеб, млн т 10 9 8
7
Проанализируем производственные возможности страны на модели КПВ. Любая точка под графиком (например, точка А) и на самом графике (точка В) принадлежит области производственных возможностей. Такие комбинации объёмов производства товаров возможны в данной стране. В точке А ресурсы данной страны будут задействованы неполностью. Точка В показывает, что страна может произвести такое сочетание товаров при условии, что все ресурсы будут использованы. Точка С находится за границей производственных возможностей, для данной страны такое сочетание объёмов выпуска недоступно.
Если по количеству производимого товара страна занимает положение, соответствующее точке В на графике, и при этом желает увеличить выпуск хлеба, ей не удастся этого сделать, поскольку она окажется в точке С, т. е. за границей производственных возможностей. Но она сможет увеличить производство хлеба и остаться на КПВ при условии, что сократит выпуск пороха (точка D).
Альтернативная стоимость дополнительного выпуска товара
КПВ показывает, что если ресурсы задействованы полностью, то увеличение производства одних благ возможно только при условии сокращения объёма производства других благ. Чтобы увеличить производство хле
ба на т тонн, необходимо сократить производство пороха на п тонн. Это снижение выпуска пороха на п тонн есть плата, «жертва» ради дополнительного выпуска т тонн хлеба, т. е. альтернативная стоимость.
Кривая производственных возможностей имеет вид выпуклой дуги: с ростом выпуска одного товара приходится жертвовать всё большим количеством другого товара, альтернативная стоимость возрастает по мере выпуска товара.
Закон возрастающих альтернативных затрат: если ресурсы задействованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать всё большим количеством другого блага.
Товар X Вид КПВ при полной взаимозаменяемости ресурсов, частный случай |
Товар X Вид КПВ при неполной взаимозаменяемости ресурсов, общий случай |
При данном количестве и качестве ресурсов кривая производственных возможностей не может сдвинуться или изменить форму, так как, по определению, КПВ показывает производственные возможности при полном использовании ресурсов. Если количество доступных ресурсов возрастёт, например будет освоено новое месторождение алмазов, то производственные
возможности ювелирной отрасли возрастут. Они также возрастут, если будут внедрены новые технологии обработки драгоценных камней, т. е. если повысится качество ресурсов. В случае глобальных катастроф или великих научно-технических открытий кривая производственных возможностей страны сдвигается полностью, соответственно влево-вниз или вправо-вверх.
Не всякое событие может повлиять на положение кривой производственных возможностей. Так, если произойдёт остановка крупных предприятий, это означает, что в стране будут неполностью использованы ресурсы. В этом случае КПВ данной страны не изменит своего положения: КПВ иллюстрирует возможности страны при полном использовании ресурсов, а эти возможности остались прежними. Ситуация будет соответствовать точке под КПВ. Но когда количество или качество ресурсов изменится, положение КПВ тоже изменится.
Пример. Страна производит два товара: хлеб и порох. Если будет хороший урожай пшеницы, возможности для производства хлеба возрастут. Если же в стране случится землетрясение, то возможности производства обоих товаров снизятся.
Сдвиг КПВ при хорошем Сдвиг КПВ после урожае пшеницы землетрясения |
Выводы
• При выборе возникает необходимость жертвовать чем-либо в силу ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, лучший из вариантов, которые были отвергнуты.
• Кривая производственных возможностей — это экономическая модель, показывающая ограниченность ресурсов, компромиссный выбор, альтернативную стоимость.
• Закон возрастающих альтернативных затрат: если ресурсы задействованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать всё большим количеством другого блага.
Основные понятия
Выбор
Альтернативная стоимость Экономическая модель Производственные возможности
Вопросы и задания
1. Почему мы вынуждены делать выбор?
2. В каких единицах, денежных или натуральных, измеряется альтернативная стоимость? Приведите пример.
3. Что показывает кривая производственных возможностей? В какой степени используются ресурсы на КПВ?
4. Как изменится положение кривой производственных возможностей, если в стране эпидемия гриппа? при демографическом спаде? при открытии нового источника энергии?