Часть I. Экономика и человек. Экономика фирмы




Содержание

Введение............................................................................. 7

Часть I. Экономика и человек. Экономика фирмы

§ 1. Что изучает экономика.................................................. 9

1. Экономика: наука и хозяйство.................................. 10

2. Потребности и блага................................................ 11

3. Факторы производства............................................ 13

4. Ограниченность ресурсов........................................ 15

§ 2. Проблема выбора......................................................... 17

1. Рациональное поведение людей в экономике 17

2. Альтернативная стоимость....................................... 17

3. Производственные возможности.............................. 18

§ 3. Экономическая система.................................................. 23

1. Главные вопросы экономики................................... 23

2. Типы экономических систем..................................... 24

3. Смешанная экономическая система 27

§ 4. Спрос........................................................................... 30

1. Закон спроса......................................................... 30

2. Спрос и величина спроса........................................ 32

3. Неууеновые факторы спроса.................................... 33

§ 5. Предложение............................................................... 37

1. Закон предложения................................................ 37

2. Предложение и величина предложения 39

3. Неценовые факторы предложения 40

§ 6. Рыночное равновесие................................................... 44

1. Равновесная цена и равновесное количество 44

2. Нарушение рыночного равновесия 46

§ 7. Конкуренция и её виды.................................................. 49

1. Совершенная конкуренция....................................... 50

2. Монополистическая конкуренция............................. 51

3. Олигополия............................................................ 52

4. Монополия............................................................. 53 § 8. Формы организации бизнеса................................................... 57

1. Бизнес и предпринимательство................................. 57

2. Индивидуальная деятельность.................................. 59

3. Хозяйственные товарищества и общества 60

4. Акционерное общество........................................... 61

§ 9. Экономика фирмы......................................................... 65

1. Выручка, издержки и прибыль фирмы 66

2. Виды издержек фирмы............................................ 67

3. Средние издержки.................................................. 69

§ 10. Источники финансирования фирмы................................. 73

1. Внутренние и внешние источники финансирования 73

2. Виды ценных бумаг................................................. 74

3. Надёжность и доходность ценных бумаг 76

§ 11. Рынок труда................................................................... 78

1. Особенности рынка труда....................................... 78

2. Заработная плата................................................... 79

3. Производительность труда...................................... 82

§ 12. Семейный бюджет........................................................... 86

1. Зачем нужно составлять семейный бюджет 86

2. Доходы семьи......................................................... 87

3. Расходы семьи........................................................ 87

4. Неравномерность распределения доходов 90

Часть II. Государство и экономика

§ 13. Предмет макроэкономики................................................ 95

1. Макроэкономические агенты.................................... 96

2. Макроэкономические рынки.................................... 97

3. Экономический кругооборот.................................... 98

§ 14. Валовой внутренний продукт............................................ 100

1. Что включается в состав ВВП.................................... 101

2. Измерение ВВП......................................................... 104

3. Номинальный и реальный ВВП................................... 106

§ 15. Экономический рост...................................................... 108

1. Содержание экономического роста............................ 109

2. Факторы экономического роста................................. 110

§ 16. Экономический цикл...................................................... 112

1. Фазы экономического цикла....................................... 112

2. Причины экономических циклов................................. 113

3. Виды экономических циклов..................................... 114

§ 17. Денежное обращение......................................... 117

1. Возникновение денег и виды денег............................. 117

2. Функции денег.......................................................... 119

3. Ликвидность............................................................. 121

§ 18. Инфляция....................................................................... 123

1. Сущность инфляции.................................................. 124

2. Виды и причины инфляции........................................ 125

3. Социально-экономические последствия инфляции 127

§ 19. Банковская система в России......................................... 129

1. Из истории банковского дела.................................... 129

2. Коммерческие банки................................................. 131

3. Банк России............................................................. 132

4. Монетарная политика Банка России........................... 133

5. Другие финансовые организации................................ 136

§ 20. Роль государства в экономике........................................ 138

1. Экономические функции государства......................... 138

2. Государственный бюджет........................................... 140

3. Бюджетно-налоговая политика государства 142

§ 21. Налоги.......................................................................... 145

1. Функции налогов....................................................... 146

2. Виды налогов........................................................... 149

3. Системы налогообложения......................................... 150

4. Кривая Лаффера....................................................... 152

§ 22. Безработица.................................................... 154

1. Занятые и безработные.............................................. 154

2. Типы безработицы..................................................... 155

3. Уровень безработицы................................................ 157

§ 23. Международная торговля.................................. 160

1. Абсолютное и сравнительное преимущество 160

2. Современные тенденции развития мирового хозяйства... 162

3. Государственная политика в области международной торговли 164

Проверьте себя....................................................... 169 Словарь 183 Интернет-ресурсы.................................................... 192


Введение

Дорогие друзья!

Среди школьных предметов есть несколько особенных, так называ­емых социально активных предметов, которые помогают лучше адапти­роваться к современным условиям жизни и подготовиться к трудовой деятельности. Одним из таких предметов является экономика.

Ваши ровесники иногда говорят: зачем мне экономика? я не собираюсь быть продавцом или бизнесменом, я буду художником (врачом, учёным, программистом). Вероятно, они думают, что, выбрав неэкономическую про­фессию, будут застрахованы от конкуренции, инфляции и безработицы, что им не придётся иметь дело с семейным бюджетом, налогами и банков­скими кредитами. Это заблуждение.

Изучая экономику, вы узнаете «правила игры», действующие в рыноч­ной системе. Вам уже знакомы многие экономические термины: прибыль и предпринимательство, доходы и расходы, спрос и предложение, рынок, деньги, банк, фирма, монополия и т. д. Однако весь этот «багаж» необходи­мо аккуратно «разложить по полочкам», чтобы увидеть целостную картину современной жизни.

Экономически грамотный человек способен не только выдвигать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные реше­ния в условиях ограниченности ресурсов. Экономические знания помогут вам сориентироваться в выборе профессии, дальнейшего образования. Во­оружившись этими знаниями, вы сможете наиболее полно реализовать свои способности в любой сфере деятельности. Художник с экономическим образованием окажется более конкурентоспособным, чем остальные художники. То же сймое можно сказать и о враче, учёном, программисте и т. д.

Работая с учебником, вы получите представление об основных поняти­ях рыночной экономики, о механизме конкуренции, формах организации бизнеса, формировании доходов населения, государственном бюджете, де­нежном обращении и многом другом. В учебнике рассматриваются приме­ры из российской действительности, приводится статистический материал, характеризующий экономическую ситуацию в России в сравнении с други­ми странами.

Текст учебника иллюстрирован схемами, которые помогут вам по­нять структуру излагаемого материала, запомнить состав и взаимосвязи экономических понятий, а при подготовке к экзамену — быстро повто­рить тему.

Изучая экономику, вы увидите, как тесно она переплетается с другими школьными предметами, прежде всего с историей и обществознанием. Эти

Введение

предметы дополняют друг друга, позволяя по-новому взглянуть на уже из­вестные вам события.

Современная экономика не может обойтись без построения моделей, применения формул, графиков, расчётов. Выполняя предложенные в учебнике задания, вы сможете овладеть элементарными навыками ре­шения экономических задач, и для этого вам очень пригодится знание ма­тематики. Следует обратить внимание, что многие экономические термины даются на русском и английском языках, так как существуют общеприня­тые международные обозначения. Чтобы быть в курсе экономических со­бытий, вам необходимы знания по информатике, навыки работы с интер­нет-ресурсами. Кроме того, практика показывает, что изучение экономики повышает самооценку и помогает преодолевать трудности в постижении других наук.

В конце учебника приведён раздел для повторения всего курса. Это таблицы, включающие верные и неверные утверждения. Каждая правиль­но заполненная таблица добавит в ваш актив 50 «условных единиц». Накоп­ленная сумма будет вашим «стартовым капиталом» в экономическом обра­зовании, который, поверьте, вам придётся наращивать всю жизнь незави­симо от вашей будущей профессии.

Экономика — развивающаяся наука. Имея базовое экономическое об­разование и постоянно пополняя багаж знаний на основе имеющихся ис­точников информации, вы сможете со знанием дела оценивать события об­щественной и политической жизни (даже делать некоторые прогнозы на будущее), свободно ориентироваться в новейших тенденциях рынка и ис­пользовать его возможности для улучшения своего благосостояния.

Вы получили счастливую возможность уже в школьные годы оценить свои способности к экономике. Некоторые из вас задумаются о собственном бизнесе. Для них сделаем уточнение: возможно, главным препятствием развития предпринимательства является не столько ограниченность ре­сурсов, сколько ограниченность наших идей. Мы зачастую не смеем меч­тать, ошибочно полагая, что всё равно ничего не выйдет. «Никакой ветер не бывает попутным для того, у кого нет порта назначения» (М. Монтень). Практика показывает, что, как только появляется настоящая цель, сразу находятся и необходимые ресурсы.

Пусть этот учебник всегда будет у вас под рукой, и он ещё не раз выру­чит вас.

Авторы

Часть I. Экономика и человек. Экономика фирмы

В чём заключается главная проблема экономики?

Почему люди, фирмы и целые страны вынуждены делать выбор и чем-

то жертвовать при принятии экономических решений?

Кто главнее на рынке: продавцы или покупатели?

Кому выгодна конкуренция?

Что влияет на нашу зарплату, какие доходы может иметь семья, о чём

говорят наши расходы?

Вы сможете ответить на эти вопросы, когда прочтёте часть 1 учебника.

Что изучает экономика

Кого могут волновать экономические проблемы? Вероятно, всех, кто за­нимается экономической деятельностью. Активными участниками эконо­мической деятельности являются:

• те, кто производят товары и услуги: работники заводов и фабрик, электростанций и строительных организаций, ресторанов и больниц, теат­ров и телевидения, транспорта...

• те, кто занят торговлей в универсамах и палатках, на оптовых базах и в торговых сетях...

• те, кто занят в^фере денежного обращения: работники банков, об­менных пунктов, валютных бирж...

• государство: оно устанавливает «правила игры» и собирает налоги, финансирует науку и образование, армию и милицию, выплачивает пенсии и пособия...

• те, кто потребляет товары и услуги: это каждый из нас, в том числе и вы, уважаемые читатели.

Все перечисленные процессы подчиняются определённым законам. Чтобы принимать грамотные решения в повседневной практике, необходи­мо изучить эти законы и принципы поведения участников экономической деятельности.


^1. Экономика: наука и хозяйство

В переводе с греческого слово «экономика» буквально означает «искус­ство ведения домашнего хозяйства». В современном мире хозяйство ведёт­ся и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах ре­гиона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориально­му, но и по производственному признаку, в рамках предприятий, отраслей, корпораций, многие из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных стран.

В современном русском языке это слово имеет два значения: «экономи­ка как хозяйство страны» и «экономика как научная дисциплина, экономи­ческая теория».

Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе традиционный образ жизни, формы собствен­ности.

Экономика как наука изучает экономические отношения, законы и ка­тегории производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ. Более полное определение экономики как науки мы сможем сформулировать, когда выясним, в чём заключается главная проблема эко­номики.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдель­ных фирм, а также отраслевые и региональные рынки, рынки факторов производства, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Например, объектами изучения микроэкономики являются рынки велосипедов, мобильных теле­фонов и МРЗ-плееров, местный рынок рыбы и рынок пшеницы, рынок зем­ли, рынок капитала, рынок автомобильной промышленности и электро­энергии и т. д.


 

Макроэкономика изучает экономику страны как единое целое. Объек­тами изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, денежное обращение, налоговая система, государственный бюджет, международная торговля.


 

Микро- и макроэкономика связаны между собой. Выводы, которые мо­гут быть сделаны в результате микроэкономического анализа, используют­ся в макроэкономике, и наоборот, государственные решения макроэконо­мического уровня непосредственно влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

^2. Потребности и блага

Из курса обществознания вы помните, что каждый из нас имеет по­требности: в еде и одежде, в учёбе и развлечениях и т. д.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуще­ствления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего должны быть удовлетворенв1 потребности, которые являются условием жизни, — это потребности в воздухе, воде, еде, одежде, жилище. Условно их называ­ют первичными. Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность читать книги, слушать музыку, смот­реть фильмы, ходить в театры, путешествовать. Социальные потребно­сти — это потребности в дружбе, любви, уважении, самоуважении. Люди испытывают потребность в образовании, в изучении природы и общества. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными. Для кого-то из вас приоритет составляют компью­терные игры или модная одежда, для других — учёба, карьера, а кто-то на­зовёт дружбу, любовь...

Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени разви­тия производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влияни­ем информации. Новая информация создаёт новые потребности и способст­вует качественному изменению уже существующих потребностей. Важную роль в формировании наших потребностей играет реклама, которая инфор­мирует о новых товарах, их качествах. Потребности растут безгранично.

^ Вспомните ситуацию, когда информация повлияла на круг ваших по­требностей.

Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ. Блага — это средства, удовлетворяющие потребности. Различают блага свободные и экономические.

Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода, родниковая вода, энергия ветра, ягоды в лесу, рыба в море и т. д.

Большинство благ являются ограниченными, платными. Это экономи­ческие блага. Именно с этим типом благ имеет дело экономическая теория. Экономическими благами являются пищевые продукты, одежда, жильё, мебель и пр. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар — это продукт, произведённый для потребления или обмена, на­пример мороженое, куртка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира.

Услуга — это деятельность, обладающая определённой ценностью, на­пример образование, медицинское обслуживание, кино, театр, транспорт­ные услуги.

Блага, дополняющие друг друга, называются комплементарными бла­гами, или комплементами. Например: компьютер — принтер — сканер — звуковые колонки.

Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка — пальто; автобус — такси.

Более наглядно классификация благ может быть представлена с по­мощью схемы.

Приведите свои примеры товаров-комплементов и товаров-субститутов.

 

^3. Факторы производства

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: трудовые, природные, материальные.

О1 Какие ресурсы потребуются, чтобы испечь пирог?

Вероятно, вы назовёте муку, масло, сахар, молоко, а ещё плиту, посуду, воду. Если подумаете, то вспомните про повара с поварёнком, электроэнер­гию, кухню, в которой они будут печь пирог, даже время, необходимое для выпечки, и ещё десяток необходимых предметов.

Экономисты объединяют все ресурсы, необходимые для производства любого товара, в четыре группы так называемых факторов производства. Факторы производства — ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг. Это труд, земля, капитал и предпринима­тельство.

Труд — это непосредственное приложение физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора в целом по стране определяется количеством населения в трудоспособном возрасте, уровнем образования людей, их квалификаци­ей, мотивацией к труду. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый заработной платой.

Трудовые ресурсы — это люди любых специальностей: рабочие, инже­неры, учёные, учителя, врачи и т. п. Даже безработный является трудовым ресурсом, поскольку он готов работать. Не являются трудовыми ресурсами дети, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы населения. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Безработица».

О Является ли трудовым ресурсом робот, используемый на производ­стве? собака, охраняющая территорию завода?

Земля — это условное название всех видов природных ресурсов, вклю­чающих участки земли, а также леса, водные ресурсы рек, морей, океанов, месторождения полезных ископаемых. Собственник природных ресурсов получает доход, который называется рентой.

Капитал — это созданные человеком средства производства: здания, сооружения, оборудование, транспорт, материалы, полуфабрикаты. Доход собственника капитала — процент.

Чтобы не ошибиться в классификации тех или иных ресурсов, следует иметь в виду, что земельные ресурсы созданы природой, а капитальные — человеком; в капитальных ресурсах заложен прошлый человеческий труд. Например, нефть и бензин: что из них является земельным ресурсом, а что — капитальным? Нефть — это природный ресурс, земля, а бензин — капитал, произведённый человеком. Вода в озере и вода в водопроводе: природным ресурсом является вода в озере, капитальным — водопроводная вода. Рыба в море — это природный ресурс, рыба на консервном заводе — капитал.

О Верно ли утверждение, что мука, кастрюля, кухня, электричество — это всё капитал?

Физический, или реальный, капитал, который является фактором про­изводства, следует отличать от денежного капитала. Деньги — это средство для покупки факторов производства, но они не фактор производства.

Четвёртый фактор производства — предпринимательство — соединя­ет названные три фактора (труд, землю, капитал). Предприниматель­ство — инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска. Это сам предприниматель, а также его идеи, новше­ства, ноу-хау, умение принимать решения и идти на риск. Условно к этому фактору относят и время.

Доход предпринимателя — прибыль. Вкладывая средства в покупку факторов производства, предприниматель не имеет гарантии, что бизнес будет успешным, прибыльным. Он рискует, открывая свою фирму. При­быль предпринимателя — это плата не только за предпринимательство, но и за риск.

Некоторые авторы выделяют ещё информацию как самостоятельный фактор производства. Однако информация сама по себе не участвует в процессе производства, она является частью факторов производства. Так, определённой информацией обладают наёмные работники; информа­ция о технологических процессах является неотъемлемой частью реально­го, физического, капитала; предприниматели используют деловую инфор­мацию, идеи, новшества, ноу-хау. Независимо от отнесения информации к той или иной группе факторов производства, значение её в экономике ве­лико. Как говорил британский премьер-министр Б. Дизраэли, «в жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей ин­формацией».

О Распределите по группам факторов производства ресурсы, которые не­обходимы для выпечки пирога.

Помимо основных четырёх факторов производства, большую роль в экономике играют также наука, общая культура, правовая культура, со­стояние нравственности.



 

^4. Ограниченность ресурсов

Говоря в начале этой темы о потребностях, мы отмечали, что потребно­сти растут безгранично. В отличие от них факторы производства ограниче­ны. Доступных ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограничен­ными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресур­сов. Проблема ограниченности принципиально не может быть решена. Эта проблема присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; по­стоянно растущие потребности опережают доступные обществу ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов — главная проблема экономики.


Теперь мы можем дать более полное определение экономики как науки.

Экономика — наука, которая занимается различными областями хо­зяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ре­сурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.

Выводы

• Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограничен­ными.

• Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

• Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.

Основные понятия

Экономика

Микроэкономика

Макроэкономика

Потребности

Блага свободные и экономические Комплементарные блага Субституты Факторы производства Ограниченность ресурсов

Вопросы и задания

1. Что изучает микро- и макроэкономика?

2. Какие факторы влияют на потребности человека?

3. Верно ли, что экономические блага делятся на свободные и ограничен­ные?

4. Перечислите факторы производства. Как называется доход собственника каждого фактора производства?

5. В чём состоит главная проблема экономики?

6. Может ли проблема ограниченности быть решена, если люди сократят свои потребности? если научно-технический прогресс позволит существенно повы­сить производство экономических благ?

7. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Р. Кирхоф). Объясните смысл это­го высказывания.

Проблема выбора

Множественность потребностей создаёт проблему выбора. Мы делаем выбор, когда идём за продуктами или выбираем подарок другу, когда реша­ем, как встретить Новый год или куда поехать отдыхать. Почему вообще мы должны выбирать? Причина выбора была сформулирована в предыдущем параграфе: это ограниченность доступных ресурсов.

^1. Рациональное поведение людей в экономике

Принимая решения в условиях ограниченности ресурсов, люди ведут себя рационально. Это означает, что любой человек руководствуется прин­ципом «наименьшие затраты при данном результате» или, что, в сущности, то же самое, «максимальный результат при заданных затратах». Напри­мер, если вы выиграли в лотерею некоторую сумму денег, то постараетесь так потратить эти деньги, чтобы получить максимальное удовлетворение.

Поведение каждого субъекта в экономике определяется личным эконо- мическим интересом.

Объясните, в чём состоит экономический интерес следующих субъек­тов: предпринимателей, землевладельцев, наёмных работников, поку­пателей, продавцов.

Рациональность подразумевает также постановку цели и наличие кри­терия выбора. Например, вы хотите купить хороший костюм. Но что значит «хороший»? Одни покупатели могут руководствоваться престижностью модели, другие — соображениями практичности, третьи — ценой. Кто из них поступит рационально? Каждый покупатель поступит рационально, отвечая собственным представлениям о «хорошем» костюме.

Отметим, что рациональное поведение не всегда отвечает нормам мора­ли. Так, производство шуб из натурального меха может быть очень эффек­тивным, но оно вызывает протест у защитников животных.

О Приведите свои примеры, когда эффективный бизнес противоречит нормам морали.

^2. Альтернативная стоимость

Осуществляя выбор, человек определяет цену этого выбора, т. е. оцени­вает то, чем приходится жертвовать. Цена выбора, или альтернативная стоимость, — это то, от чего отказались, что принесли в жертву.

SjSJIcJ I а


 

Пример. Допустим, вы идёте в кино, по пути увидели книгу, которую давно искали. Она стоит сто рублей. У вас есть сто рублей, но на кино уже денег не хватит. В такой ситуации вы должны сделать выбор, на что потра­тить деньги.

Предположим, вы выбираете книгу. То, чем вы пожертвовали, называ­ется альтернативной стоимостью. В данном случае киносеанс — это альтер­нативная стоимость книги.

Пример. Вы хотите купить:

• книгу за 100 рублей;

• билет в кино за 150 рублей;

• цветы за 130 рублей.

Денег хватает только на что-то одно. Допустим, вы выбрали цветы. Что является альтернативной стоимостью? Оговоримся, что альтернативной стоимостью может быть только один вариант. Какой именно? Когда прихо­дится чем-то жертвовать, нас волнует самая большая жертва. Это и будет альтернативная стоимость. Таким образом, если вы выберете цветы, аль­тернативной стоимостью будет билет в кино. Если бы купили билет в кино, то альтернативной стоимостью был бы букет. При покупке книги альтерна­тивной стоимостью был бы билет в кино.

Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, лучший из вари­антов, которые были отвергнуты в силу ограниченности ресурсов. Альтер­нативная стоимость может измеряться как в количестве товара, от которо­го пришлось отказаться, в натуральном выражении, так и в денежном вы­ражении. Например, студент может зарабатывать репетиторством в день 500 рублей; если он откажется от такой работы, то альтернативная стои­мость его досуга равна 500 рублей в день. Это денежная оценка альтерна­тивной стоимости. Можно было бы выразить упущенную выгоду в опреде­лённом количестве товаров, которые студент не сможет себе позволить, если откажется от работы, например: три билета в кино, или четыре обеда, или один новый галстук и т. д.

Понятие альтернативной стоимости является одним из ключевых эко­номических понятий. Всякий раз, когда мы стоим перед проблемой выбора, возникает необходимость жертвовать чем-либо, т. е. приходится оценивать альтернативную стоимость.

^3. Производственные возможности

Осуществляет выбор не только отдельный человек, проблема выбора стоит и перед обществом, страной в целом. Уровень жизни населения опре­деляется способностью страны производить товары и услуги.

Производственные возможности — это возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне развития техники и техно­логии.

Экономическая модель даёт описание экономической ситуации при оп­ределённых допущениях.

Экономисты часто используют экономические модели для описания различных процессов. Модели: содержательные, графические, математи­ческие, — хотя и упрощают реальную действительность, но позволяют в наглядной форме получать и демонстрировать определённые результаты. Использование экономических моделей позволяет облегчить анализ и про­гнозирование экономических процессов, даёт возможность применить об­щие методы и математические инструменты к изучению экономических ситуаций.

С помощью модели кривой производственных возможностей (КПВ) можно оценить максимально возможный объём производства двух товаров в каждый момент времени.

Кривая производственных возможностей — это экономическая мо­дель, показывающая различные комбинации выпуска двух товаров при данном объёме ресурсов и определённом уровне развития техники. При по­строении КПВ используем следующие данные.

Пример. Страна может производить хлеб и порох. Соотношение объё­мов выпуска этих товаров может быть различным.

Производственные возможности страны
Точка на кривой - производственных возможностей Производство хлеба, млн т Производство пороха, млн т
     
     
     
     
     

По этим данным построим график.


Хлеб, млн т 10 9 8

7

Проанализируем производственные возможности страны на модели КПВ. Лю­бая точка под графиком (например, точ­ка А) и на самом графике (точка В) при­надлежит области производственных возможностей. Такие комбинации объё­мов производства товаров возможны в данной стране. В точке А ресурсы дан­ной страны будут задействованы непол­ностью. Точка В показывает, что страна может произвести такое сочетание това­ров при условии, что все ресурсы будут использованы. Точка С находится за границей производственных возможностей, для данной страны такое со­четание объёмов выпуска недоступно.

Если по количеству производимого товара страна занимает положение, соответствующее точке В на графике, и при этом желает увеличить выпуск хлеба, ей не удастся этого сделать, поскольку она окажется в точке С, т. е. за границей производственных возможностей. Но она сможет увеличить производство хлеба и остаться на КПВ при условии, что сократит выпуск пороха (точка D).

Альтернативная стоимость дополнительного выпуска товара

КПВ показывает, что если ресурсы задействованы полностью, то уве­личение производства одних благ возможно только при условии сокраще­ния объёма производства других благ. Чтобы увеличить производство хле­


ба на т тонн, необходимо сократить произ­водство пороха на п тонн. Это снижение вы­пуска пороха на п тонн есть плата, «жерт­ва» ради дополнительного выпуска т тонн хлеба, т. е. альтернативная стоимость.

Кривая производственных возможно­стей имеет вид выпуклой дуги: с ростом вы­пуска одного товара приходится жертво­вать всё большим количеством другого то­вара, альтернативная стоимость возрастает по мере выпуска товара.

Закон возрастающих альтернативных затрат: если ресурсы задейст­вованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать всё большим количеством другого блага.

Товар X Вид КПВ при полной взаимозаменяемости ресурсов, частный случай
Это связано с тем, что ресурсы, необходимые для производства двух благ, не полностью взаимозаменяемы. В частном случае, когда ресурсы полностью взаимозаменяемы, КПВ имеет вид прямой линии.

Товар X Вид КПВ при неполной взаимозаменяемости ресурсов, общий случай

 

При данном количестве и качестве ресурсов кривая производственных возможностей не может сдвинуться или изменить форму, так как, по опреде­лению, КПВ показывает производственные возможности при полном ис­пользовании ресурсов. Если количество доступных ресурсов возрастёт, на­пример будет освоено новое месторождение алмазов, то производственные


возможности ювелирной отрасли возрастут. Они также возрастут, если бу­дут внедрены новые технологии обработки драгоценных камней, т. е. если по­высится качество ресурсов. В случае глобальных катастроф или великих на­учно-технических открытий кривая производственных возможностей стра­ны сдвигается полностью, соответственно влево-вниз или вправо-вверх.

Не всякое событие может повлиять на положение кривой производст­венных возможностей. Так, если произойдёт остановка крупных предпри­ятий, это означает, что в стране будут неполностью использованы ресурсы. В этом случае КПВ данной страны не изменит своего положения: КПВ ил­люстрирует возможности страны при полном использовании ресурсов, а эти возможности остались прежними. Ситуация будет соответствовать точке под КПВ. Но когда количество или качество ресурсов изменится, положение КПВ тоже изменится.

Пример. Страна производит два товара: хлеб и порох. Если будет хоро­ший урожай пшеницы, возможности для производства хлеба возрастут. Ес­ли же в стране случится землетрясение, то возможности производства обо­их товаров снизятся.

Сдвиг КПВ при хорошем Сдвиг КПВ после урожае пшеницы землетрясения

 

Выводы

• При выборе возникает необходимость жертвовать чем-либо в силу ограни­ченности ресурсов. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, луч­ший из вариантов, которые были отвергнуты.

• Кривая производственных возможностей — это экономическая модель, по­казывающая ограниченность ресурсов, компромиссный выбор, альтернатив­ную стоимость.

• Закон возрастающих альтернативных затрат: если ресурсы задействованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать всё большим количеством другого блага.

Основные понятия

Выбор

Альтернативная стоимость Экономическая модель Производственные возможности

Вопросы и задания

1. Почему мы вынуждены делать выбор?

2. В каких единицах, денежных или натуральных, измеряется альтернативная стоимость? Приведите пример.

3. Что показывает кривая производственных возможностей? В какой степе­ни используются ресурсы на КПВ?

4. Как изменится положение кривой производственных возможностей, если в стране эпидемия гриппа? при демографическом спаде? при открытии ново­го источника энергии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: