Приготовление кистей из мягкого волоса.




Кисти.

Кисти использовались с глубокой древности. На одной помпейской картине изображен человек, который чистит щеткой сукно. А известно, что производство кистей произошло из щетинно-щеточного производства. В сочинениях 14 века описывается выделка кистей из беличьих хвостиков их варка, связывание и вставка в перья: орлиные, гусиные, куриные или голубиные. Во времена Ван Эйка все художники не только сами терли краски, но и готовили кисти вручную.

Первые кисти появились в Китае, использовались для каллиграфии. Самые дорогие кисти делали из щетины соболя и лисицы, дешевые – из щетины кошки или крысы. Пучок волосков крепко перевязывался нитью, основание обмазывалось канифолью и вставлялись в прорезь бамбуковой палочки. На ручке делалась инкрустация из серебра и золота, нефрита, глазури. Так же в Древнем Китае и Японии использовали волос лани, енота, куницы, зайца.

ЧениноЧенини придерживался мнения что, только хвостовой волос белки годится для изготовления кистей. В других работах упоминается волос барсука, причем использовался только волос с кончика хвоста. Так же в древних записях есть упоминание о кистях из волоса собаки, мангуста, козы и даже гривы орлов. Встречались так же кисти с названием «рыбий волос». Этому названию даются разные интерпретации: переводят это название как волос выдры, или волос тюленя. Предполагают, что название идет от формы кисти напоминающий рыбу, но возможно и что это просто неправильный перевод.

Щетинные кисти.

Чаще всего использовалась свинина – белая, серая, реже черная. Лучшей щетиной считалась немецкая – мягкая и обладающая средней прочностью. До середины 18 века в Германии свиней пасли на свободном выпасе – в лесу. Под влиянием природных условий щетина у свиней была прочная и длинная. Качество щетины от свиней, выращенных в хлеву значительно ниже.

В наши дни лидером по производству щетины считается Китай. Так как основной целью выращивания свиней стало мясо, это значит, что животное забивают в раннем возрасте, из-за этого длинная щетина стала редкостью.

Кисти художественные.

Кисти – это простейший инструмент, помогающий художнику выполнять задуманное.

Художественные кисти состоят из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы (капсуля) и деревянной ручки. Волосяной пучок – это натуральный или синтетический волос, собранный в пучок определенной формы и размера. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Ручка хорошего качества – из твердых пород дерева (бук, береза, дуб).

Виды кистей.

Круглые - универсальная кисть. Она предназначена для нанесения краски линией с неизменяемой толщиной. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями.

Плоские – изготавливаются путем сдавливания обоймы круглой кисти так, чтобы образовался пучок плоской. Кисть оставляет широкие ровные мазки. Кистями хорошо работать на крупных участках картины. Благодаря густоте и длине волоса кисть удерживает больше краски.

Контурные – вид кистей близких плоским, форма похожа. Однако пучок короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над мазком. Позволяет передавать переходы от одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Кошачий язык – это плоская кисть с заостренным концом. Этой кистью можно писать, как плоской, а при перпендикулярном положении – как круглой кистью.

Ретушные – кисти для нанесения очень тонких мазков. Подрезанная под углом плоская кисть с коротким ворсом.

Трафаретные – кончик волоса тупой и плоский. Кисти используются для торцовки, подходят для лессировок.

Флейц – кисть широкая или очень широкая, плоская. Используется для свободной живописи заливками, чаще используется в акварели (как правило, из белки или колонка), или для работы «сухой кистью» в масленой живописи (из мягкой щетины).

Шрифтовые – используются с жидкими красками, являются вариацией круглой кисти с очень длинным волосом. Удерживают много краски, кисти из упругого волоса (колонок или синтетика). Работа ими требует опыта и навыка.

Шлипперы или отводные кисти- удлиненные кисти для каллиграфии. Изготавливаются из волоса белки или колонка.

Линейные – представляют собой малую шрифтовую кисть. Оставляют тонные линии, длинные мазки, используются для нанесения надписей, каллиграфии.

Веерные – плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. Используются для цветовых растяжек и для смягчения контуров и фактур.

Кисти обладают общими конструктивными характеристиками.

Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенный, плоской формы мазок.

По виду использованного волоса кисти разделяются на: щетинные, песчаниковые, барсучьи, медвежьи, колонковые, беличьи, ушные (ушной коровий волос) и синтетические.

Щетинные кисти.

Щетина – лучший выбор для масла и акрила. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского борова, более дешевые – из свиной щетины, используются для создания широкоформатных картин с интенсивной работой кистью. В акварельной живописи щетинные кисти могут применяться для размыва краски или для создания фактурных эффектов. Щетинные кисти хорошо подходят для работы густыми красками.

Упругая крепкая щетина подвергается обработке – щетину кипятят и отбеливают, только белый волос идет на изготовление кистей. Еще один признак качественной щетинной кисти – расщепленный кончик. Это способствует наполнению кисти краской и ровному нанесению краски на поверхность. Лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков. Щетинные контурные кисти разработаны для техники масленой живописи «а ля прима». Полукруглые (или плоско - овальные кисти) имеют плоскую обойму, но изготавливаются как круглые и сплющиваются. Щетинные кисти недолговечны и художнику часто приходится их восполнять.

Барсучьи кисти – мягкая щетина. Она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Барсучьими кистями хорошо работать маслом и акрилом. Волос этой кисти имеет коническую форму, а «брюшко» волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Лучшие кисти из барсука имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют барсучьи кисти, окрашивая свиную щетину или кисти из козьего волоса. Если вы не уверенны в подлинности кисти – обратите внимание на строение волоса кисти. Если у волоса нет «брюшка» и тонкого кончика, а по всей длине кисти имеются скрученные волоски – то это кисть из козьего волоса, а если расщеплены волоски, то это свиная щетина.

Медвежьи кисти – изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме бывают только плоские с удлиненным или укороченным волосом. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, чем свиная щетина, обладают высокой упругостью и мягкостью. Они применимы для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.

Кисти из ушного волоса – кисти из волоса внутренней части уха коровы, быка. Отличаются упругостью и шелковистостью (мягче щетины). Кисти либо плоские, либо полукруглые (сплющенные). Они предназначены для работы гуашью, темперой, акрилом. Кисть хорошо впитывает воду, поэтому подходит для водорастворимых красок.

Колонковые кисти – изготовлены из обработанного волоса хвоста колонка. Колонок – хищный пушной зверек из семейства куньих. Для изготовления кистей используется ворс хвостовой части куницы, обитающей в долинах сибирских рек Амур, Тобол и Уссури, а также в Китае и Корее. Самые качественные кисти производятся из ворса самцов куницы, добытого зимой. Волос колонковых кистей имеет коническую форму с тонким кончиком. По форме бывают круглыми и плоскими. Универсальные кисти, подходят для всех видов живописи, а также для работы тушью. Отличаются исключительной упругостью и эластичностью. Позволяют удерживать большой объём краски (даже акварельной), не теряют форму. Незаменимы для тонкой работы.

Беличьи кисти – изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. Кисти очень мягкие. Бывают плоскими или круглыми. Используются для водорастворимых красок.

Кисти из волоса пони используются в каллиграфии (восточной), для акварели, гуаши и туши. Более плотные и упругие, чем белка, и дешевле последних.

Песчаниковые кисти – изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме – только плоские. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в темперной живописи, акварели и гуаши. В масляной живописи – для лессировок и нанесения лака.

Приготовление кистей из мягкого волоса.

Волос, употребимый для кисти, должен быть обезжирен, иначе кисть не сможет смачиваться водой. После чего волосяные пучки вымачивают в теплой воде в течение суток. Вынутый из воды волос кладут на чистое полотенце, расчесывают частым гребнем, сушат, после чего подрезают у самой шкурки и снимают пучками. Отбирают сначала самые длинные волоски (равные между собой), составляют пучок. Потом из оставшихся выбирают самые длинные, и таким образом составляют несколько пучков разной длины. Пучки выравнивают, обвязывают, обрезают с корня и вставляют в обойму металлической гильзы (раньше вставляли в распаренное перо). В хорошо сделанной кисти верхние концы сходятся, образуя вершину. В плохой – образуется несколько вершинок, или вся кисть не держится прямо. Вполне удачные кисти удаются редко. Вместо очень тонких кистей некоторые художники использовали маленькие острые перышки из хвоста бекаса. Круглых кистей из мягкого волоса фабрикуется 18 номеров, плоских – 12-18 номеров, то есть до 18 мм. толщины.

Щетинные кисти готовят так – щетину отбеливают в растворе сернистой кислоты (2-3 дня), связывают в пучки и кладут в нагретую (до 60 гр.) золу. Пучки утрясают, обмакивают в жидко разведенную глину и после высыхания шлифуют на наждаке. Затем обрезанный конец вклеивают в оправу при помощи расплавленного черного вара, затем деревянную ручку заостренным концом втыкают в пучок и крепко обматывают нитками (иногда покрывают столярным клеем) и оправляют в железные кольца. Трафаретные кисти оправляют в длинную жестяную оправу.

Кисти для масляной живописи (круглые и плоские) делают из лучшей мягкой щетины. Щетина при одной и той же ширине кисти бывает длинная или короткая. Круглые кисти имеют конический конец. Это достигается тем, что натуральные концы щетинок тоньше, чем основания. Эти концы не должны быть срезываемы, так как срезанные щетинки оставляют при употреблении след и портят мазок. То же самое можно отметить и про плоские кисти, в которых ширина верха ровна основанию, и кисть имеет вид лопаточки. Некоторые производители делают плоские щетинные кисти такой формы, что с одного края щетинки ниже, чем с другого, или располагаются зубчато. Это делается с целью облегчить технику живописи. Однако, форма этих кистей, после непродолжительного использования, изменяется, и кисть перестает удовлетворять своему назначению. Круглых и плоских кистей фабрикуется до 20 номеров тех и других.

Щетинные кисти хороши для тонирования основы (грунтов) и для нанесения самого грунта. Используются для выполнения подмалевка в технике алля-прима. Щетинные кисти хорошо подходят для работы густыми красками. Кисть имеют хорошую износостойкость и незаменимы в работе над большими поверхностями холста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: