6. 18 сентября 2016 г. состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ седьмого созыва. В результате выборов было избрано 450 депутатов, из них 225 депутатов избрано в одномандатных округах и 225 депутатов в едином федеральном избирательном округе по спискам политических партий. На выборы по единому федеральному избирательному округу были зарегистрированы списки 14 политических партий. По итогам выборов депутатами Государственной Думы стали представители шести политических партий.
Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих данных?
На основании указанных данных сделайте вывод о том, по какой избирательной системе проходили выборы. Используя обществоведческие знания, укажите любые три политические партии, чьи представители были избраны в Государственную Думу седьмого созыва.
Ответы
Вариант 1
1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
1) духовные потребности;
2) духовное производство (производство идей);
3) потребление духовных ценностей.
2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
1) цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания его целостности»;
2) функции духовного производства:
- совершенствование остальных сфер жизни общества;
- производство знания о знаниях;
- его распространение (трансляция);
- производство общественного мнения.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность политико-правовых и нравственно-философских взглядов на общественно-историческую действительность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о типах политических идеологий, опирающейся на знания курса, например: «Учёные различают консервативную, либеральную, социалистическую, коммунистическую и др. идеологии»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о типах политических идеологий.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций политической идеологии, например: «Политическая идеология внедряет в сознание людей основополагающие представления об обществе, государстве и власти».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из функций политической идеологии в обществе
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:
1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);
2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);
3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).
Пояснение.
Могут быть названы другие виды норм, приведены другие примеры
Тип семьи: партнерская, демократическая.
Признаки:
1. Нет деления на мужские и женские обязанности (взаимозаменяют друг друга);
2. Оба участвуют в в воспитании детей.
Пояснение.
1) сфера общественной жизни — политическая;
2) тип избирательной системы — мажоритарная;
3) признаки мажоритарной избирательной системы:
Вариант 2
1. Опираясь на текст и знания по курсу обществознания, назовите составные элементы духовной сферы общества.
Мифология, религия, наука, литература, искусство, в мораль, правовые установки.
2. Назовите сходство и отличие философии от других элементов духовной сферы общества.
Сходство – создают средства для решения проблем, которые встают перед человечеством
Различия – философия в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде выражает сокровища исторического опыта
- она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.
- Многие из этих проблем принято называть «вечными».
4. Пояснение. 1) Смысл понятия, например: добровольная политическая организация, представляющая интересы определённой социальной группы и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).
2) Одно предложение, содержащее информацию об основных типах политических партий, например: политические партии делятся на различные типы, например, по отношении к власти, по принадлежности к определённой идеологии, по организационной структуре.
(Могут быть составлены любые другие предложения).
3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса одну из функций политической партии в жизни общества, например: Одной из функций политической партии в жизни общества является подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
(Могут быть составлены любые другие предложения).
4. Пояснение. 1 - Доход. (Уровень жизни крупных бизнесменов, благодаря их доходам, сильно отличается от уровня жизни основной массы населения.)
2 -Богатство. (У богатых людей больше шансов дать более качественное образование своим детям.)
3 - Власть (имеющий власть вправе принимать законы, изменять социальную структуру общества, влиять на политику государства)
4 - Профессия (Человек обладающий престижной профессией получает повышенную зарплату, имеет возможность продвижения по служебной лестнице)
5 - Образование (чем выше образование, тем больше возможностей получить качественные знания и престижную профессию
Еще один признак: учитывается мнение обоих супругов, решения принимаются на семейных советах, супруги равны.
4. Пояснение. Тип семьи: партнёрская (демократическая). Признаки:
1) когда муж уезжает по делам, жена берёт на себя его обязанности;
2) когда жене необходимо уехать, муж берёт на себя обязанности жены, помогает детям с уроками.
Признак: в семьях партнёрского типа муж и жена поровну делят домашние обязанности, совместно решают хозяйственные вопросы, вместе вместе занимаются воспитанием детей. Нет четкого разделения мужских и женских обязанностей.
4. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны следуюшие элементы:
1) сфера общественной жизни — политическая:
2) тип избирательной системы — смешанная,
3) партии, чьи представители были избраны в Государственную Думу седьмого созыва:
— «Единая Россия»; — Коммунистическая партия Российской Федерации; — Либерально-демократическая партия России; — «Справедливая Россия»;
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса...
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. (В. Кохановский)
21. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
22. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
23. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
24. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса - это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.
В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.
В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.
И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов - локальных, региональных и международных.
(В. Лавриненко)
21. Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
22. Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?
23. Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.
24. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всём том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве всё человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.
Я верю, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
(А. Д. Сахаров)
21. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.
22. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
23. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.
24. А. Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»
Постиндустриальная наука XXI в. – величайшее достижение человеческого интеллекта, которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.
Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь, вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.
Будем надеяться, что этого не произойдёт. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.
Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высоко квалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.
21. В чём суть стратегического выбора России, по мнению автора текста?
Через какие меры, по мнению автора, может быть реализована эта стратегия?
22. Назовите три основания, дающие автору текста уверенность в том, что Россия сможет перейти к постиндустриальному обществу. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни назовите ещё одно основание, не названное в тексте.
23. Какую роль, по мнению автора текста, играет наука в процессе модернизации? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера, раскрывающих роль науки при переходе к постиндустриальному обществу.
24. Как Вы понимаете слова автора «инновационное развитие, национальная инновационная система»? Приведите два объяснения, в чём состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий.
Вариант 1
Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
21 Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало.
Можно привести такое пояснение:
"В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса..."
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.
Факторы, повлиявшие на изменение критериев:
1) глобальные проблемы;
2) нарастание нестабильности в мире.
22 Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
Критерии:
- уровень материнской и детской смертности,
- показатели физического и душевного здоровья,
- чувство удовлетворённости жизнью
Можно привести следующие критерии:
- структура занятости населения;
- уровень жизни;
- средняя продолжительность жизни
23 Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
- рост науки; (В мире растет число ученых, наука оказывает все большее влияние на жизнь людей: полеты в космос, лечение ранее неизлечимых болезней, компьютерная революция и т.д.
- рост производительности труда; (Благодаря росту производительности труда резко уменьшилось количество людей занятых в сельском хозяйстве, падает постоянно доля людей занимающихся физическим трудом)
- освобождение от эксплуатации человека человеком. (нашей стране была сделана попытка избавиться от эксплуатации человека человеком в советское время, но она потерпела неудачу, вместо эксплуатации конкретным человеком, осуществлялась эксплуатация со стороны государства)
24 Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
аргументы в подтверждение:
1) сфера применения норм морали становится все шире
2) повышается нравственный протест в обществе против бездуховности и аморальности
3) повышается мера гуманности нашей жизни.
аргументы в опровержение:
1) понятие прогресса неприменимо к духовной сфере, так как неуклонно происходит падение нравственности в обществе;
2) в сфере морали наблюдается регресс
3) нельзя трактовать прогресс однозначно: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой — к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д.
Вариант 2
Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
21. Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
Субъекты исторического процесса:
1) человек;
2) социальная группа;
3) человечество в целом.
Должно быть указано отличие:
- его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса.
22. Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?
- он считает государственный строй и материальное производство объективными, так как каждое новое поколение застаёт их уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей.
Могут быть приведены следующие объективные факторы:
- природные условия жизни общества,
объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни,
- существующая социальная структура общества,
23. Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.
- обеспечения всеобщего мира,
- сохранения и развития природной среды,
- создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.
Могут быть приведены собственные примеры:
1) сокращение количества биологических видов;
2) глобальное потепление;
3) истощения природных ресурсов;
4) рост потребностей человечества, из-за роста народонаселения и ограниченность ресурсов.;
5) борьба с международным терроризмом.
24. В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.
В правильном ответе могут быть приведены следующие организации:
- ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.
Региональными организациями коллективной безопасности являются
- Лига арабских государств (ЛАГ) - с целью взаимодействия арабских стран,
- Организация африканского единства (ОАЕ) - с целью содействия развитию африканских стран,
- Организация американских государств (ОАГ),
- Организация Североатлантического договора (НАТО),
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 г.),
- Содружество Независимых Государств (СНГ).