Именем Российской Федерации. 18 ноября 2016 года город Пермь




РЕШЕНИЕ

18 ноября 2016 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Лисовской В.В.,

при секретаре Чекменевой Д.М.,

с участием представителя истца Галкиной М.М., действующей на основании служебного удостоверения, законного представителя Буровой Ю.А.., действующих в интересах несовершеннолетней ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту проживания,

у с т а н о в и л:

Прокурор Дзержинского района г. Перми (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту - Департамент) с требованиями о возложении обязанности предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми.

В обоснование требований указал, что Департамент образования администрации г.Перми является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования, а одной из задач деятельности, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Бурова Ю.А. обращалась в отдел образования Дзержинского района департамента образования администрации г. Перми с просьбой предоставить ее дочери место в детском саду, однако, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрация г.Перми в лице Департамента образования обязан обеспечить реальную доступность дошкольного образования в той форме, которая выбрана родителями ребенка. Возраст ФИО2позволяет ей быть принятой в дошкольную образовательную организацию. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. В силу изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Перми, Конституцией Российской Федерации, полагает, что ответчика следует обязать предоставить несовершеннолетней место в муниципальной дошкольной образовательной организации.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, просила возложить на Департамент обязанность предоставить несовершеннолетней ФИО2 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группу полного дня (с 12-часовым пребыванием) в пределах <Адрес> с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Также пояснила, что ответчиком направлено предложение о возможности выдачи направления в МАДОУ «Детский сад №» <Адрес>. Предоставление несовершеннолетней ФИО2 места в МАДОУ «Детский сад №» <Адрес>, расположенном по адресу: <Адрес> нарушает конституционное право ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Время пути от места жительства ФИО2 до МАДОУ «Детский сад №» составляет свыше 1 часа. В связи, с чем ответчик требование по предоставлению ФИО2 места в дошкольном образовательном учреждении не исполнил, предложенное место не соответствует требованиям территориальной доступности.

Законный представитель ФИО2 – Бурова Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Просила требования удовлетворить, возложить на Департамент обязанность предоставить ее дочери место в детском саду в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием), с учетом территориальной доступности. Также пояснила, что ответчиком ей предложено место в МАДОУ «Детский сад №», с данным предложением не согласна, поскольку детский сад находится в <Адрес>, на значительном отдалении от их места жительства.

Департамент, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, согласно ранее представленному заявлению, ФИО2 предложено место в МАДОУ «Детский сад №» с 12-часовым пребыванием, в связи с чем, обязанность департамента по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес> исполнена (л.д. 15).

Суд, заслушав пояснения представителя истца, законного представителя, учитывая возражения ответчика, исследовав материалы дела, считает требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).

Из материалов дела следует, что Бурова ФИО6 является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 5 - копия свидетельства о рождении), которые зарегистрированы по месту жительства в <Адрес> (л.д.6 - свидетельство).

Из медицинской справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, противопоказаний к посещению дошкольной образовательной организации не имеет (л.д. 14).

Бурова Ю.А. обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Перми с заявлением о защите права на дошкольное образование несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку отделом образования Дзержинского района Буровой Ю.А. отказано в предоставлении ее дочери места в детском саду в связи с отсутствием мест.

Как следует из искового заявления и пояснений истца в настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении, в том числе, соответствующее требованиям территориальной доступности, ФИО2 не предоставлено.

Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя ФИО2 имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, ее законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетней ФИО2 на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.

Действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 № 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в МДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

Доказательств того, что Департаментом приняты исчерпывающие меры по обеспечению несовершеннолетней ФИО2 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департаментом суду не представлено. Предложение Департамента образования администрации г. Перми о возможности выдачи направления на 12-часовую услугу дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад №», который находится на значительном отдалении от места жительства ФИО2 – в Кировском районе, протяженность пути от <Адрес> до <Адрес> по доступным маршрутам на общественном транспорте составляет 22 км., время в пути без учета пробок свыше 1 часа, количество остановок общественного транспорта - 31, не является исчерпывающей мерой, фактически путевку в детский сад истец до настоящего времени не получила, предложенное место не соответствует требованиям территориальной доступности, международным правовым актам, нормам действующего законодательства РФ. Оснований считать обязанность Департамента по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес> путем предоставления несовершеннолетней ФИО2 места в МАДОУ «Детскийсад №» исполненной не имеется. Ответчиком не принят во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности право на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43), орган местного самоуправления своевременно обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений. Предпринимаемые в настоящее время действия ответчика по увеличению мест в дошкольных учреждениях, не означают исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению места в дошкольном учреждении именно несовершеннолетней ФИО2, поскольку такое право у последней уже возникло и до настоящего времени ответчиком не обеспечено. Действия ответчика по увеличению мест в детских учреждениях направлены на обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях в будущем и не оправдывают бездействия ответчика по отношению к несовершеннолетней в настоящее время. Для того чтобы обеспечить право ФИО2 на получение дошкольного образования ответчик должен был предоставить место в дошкольном учреждении в момент наступления такого права.

В соответствии с п. 2.8.5. Положения о порядке организации общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в муниципальных образовательных учреждениях города Перми, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 № 112 при отсутствии в МОУ г. Перми свободных мест в группах полного дня (с 12-часовым пребыванием) специалист районного отдела образования на основании заявления родителя (законного представителя) распределяет ребенка в группу кратковременного пребывания для получения 4-часовой услуги бесплатного дошкольного образования. При этом ребенок остается в регистре на получение 12-часовой услуги дошкольного образования.

Таким образом, предоставление 4-часовой бюджетной услуги в группе кратковременного пребывания вместо предоставления путевки в группу полного дня, возможно только по заявлению родителя, однако истец такого согласия не давала.

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224, основной задачей Департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 № 112, комплектование МДОУ осуществляется Департаментом образования администрации города Перми.

При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Кроме того, суд считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетней – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч., добровольного) федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», считает, что данный срок является разумным, позволяющим исполнить судебный акт.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию <Адрес> в лице Департамента образования администрации <Адрес> предоставить несовершеннолетней ФИО2 место в муниципальной дошкольной образовательной организации в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) на территории <Адрес> с учетом территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на Департамент образования администрации <Адрес> обязанность предоставить несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в пределах <Адрес> с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья подпись В.В. Лисовская

Копия верна. Судья В.В. Лисовская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: