Л10. Подростковый возраст.




Существуют разные точки зрения о смысловом содержании и возрастных границах подросткового возраста. Кто-то считает его промежутком между детством и взрослостью, кто-то приравнивает его к пубертату, т.е. половому созреванию, в советской психологии делался акцент на социальных аспектах развития. В подростковом возрасте растущий человек выходит на качественно новую социальную позицию, здесь реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит очень многое в становлении социальных установок человека. И именно данное обстоятельство актуализирует задачи разработки психологических основ построения системы воспитательных воздействий, направленных на формирование всесторонне развитой личности (Фельдштейн, 1983).

Возрастные границы ВОЗ определяет как период от 10 до 19 лет. Они указывают, что границы в значительной мере подвержены культурным и социо-экономическим влияниям. Так за последнее время произошло снижение возраста наступления половой зрелости и значительное увеличение возраста вступления в брак. https://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/adolescence/dev/en/

В российской психологии наиболее часто указываются границы: 12-15 лет у девочек и 13-16 у мальчиков. В.Н. Дружинин считал, что эти границы обусловлены биологическими, психологическими и социальными процессами, характерными для данного периода человеческой жизни.

К биологическим особенностям организма подростка относят физиологические и морфологические, в том числе половые характеристики. Физиологические особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции всех соматических функций, а также настроения. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Часты скачки давления и изменения на ЭКГ. В этом возрасте происходит значительное увеличение роста и часто веса подростка, наступает скелетная зрелость (по рентгенограмме левой руки оценивается степень окостенения кисти, запястья и предплечья – до 18 лет). Появляются почти все постоянные зубы, развиваются вторичные половые признаки. Потенциально подростки могут стать родителями.

Изменения во внешности приводят и к изменениям в социальном положении подростков. Причем чуть более раннее или наоборот запаздывающее созревание может приводить к серьезной дезадаптации.

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Цель подростка - избавление от родительской опеки. Но избавление это должно произойти не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

В социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент —дисгармония отношений в значимых содержательных областях: в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Его проявления:

• чувствительность к оценке посторонних своей внешности

• крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

• внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Выготский выделяет следующие виды наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

“эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Мышление

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника.

Подросток овладевает способностью к обобщению, к сложным логическим операциям, у него формируется когнитивный контроль. Основными особенностями мышления подростка является умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно; развитие опережающего мышления, умение планировать будущее; формирование гипотетико-дедуктивного мышления, т.е. способности делать логические выводы на основе правила от общего к частному; анализ своей способности к мышлению, идеализация себя и других.

С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в иерархизированные системы.

Целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления должно явиться основной задачей развития учащихся средней школы, начиная с младшего подросткового возраста.

Перестраиваются функции внимания и памяти. Если для дошкольника типичными психическими функциями являются непроизвольные, т.е. непосредственные формы запоминания и внимания, например, мгновенная реакция на громкий звук или свет, то подростки все больше и больше начинают регулировать запоминание, сознательно фокусировать внимание на предмете своих занятий.

Эмоциональная жизнь подростка трудна. Она поразительно непохожа, на достаточно спокойную жизнь предыдущего периода. Возрастает количество событий, оцениваемых негативно. Сами эмоции приобретают длительный и интенсивный характер.

Особенно заметна такая чувствительность у девочек. Они болезненно переживают даже самые незначительные события. Уровень напряжения очень высок в 13-14 лет, потом он слегка снижается с тем, чтобы опять подняться около 18 лет.

Преобладают меланхолические эмоции – грусть, печаль, разочарование, которые могут быстро сменяться бурными проявлениями радости, счастья, надежды. Такое маниакально-депрессивное состояние девочки связано с гормональными сдвигами, которые значительно опережают процессы осознания и принятия себя. Девочка часто не может интегрировать себя прошлую и сегодняшнюю. Она не может ответить на вопрос КТО Я? Характеристики ребенка – возраст, пол, родители, любимые вещи и люди – теряют свое значение. Свойства взрослого человека – моральные качества, свойства характера – значимыми еще не стали.

Именно стремление получить о себе информацию от «товарищей по несчастью», а не от родителей, лежит в основе резко возрастающей роли общения со сверстниками, неформальных объединений, увлечений оригинальными идеями.

Вчерашний ребенок пытается понять свое место в мире. Самоанализ в отдельных случаях доходит до самокопания и «умственной жвачки».

Подростковая речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Общение со сверстниками выполняет ряд важных функций:

• Взаимную передачу опыта взросления,

• Формирование половой идентичности, принятие гендерной роли, половых предпочтений, сексуальной ориентации.

• В то же время общение позволяет освободиться от растущего внутреннего напряжения.

• Подростки, объединяясь, как бы выходят из-под родительской опеки.

Иногда думают, что подростки отвергают все советы, потому что в них не нуждаются. Но это не так. Им крайне необходима обратная связь, но не навязчивая, не назидательная.

Самое важное завоевание подросткового возраста – инициатива и ответственность.

Инициатива – это выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта в соответствии с внутренними потребностями и внешней необходимостью и своевременностью ее проявления.

Ответственность – добровольное, т.е. внутренне принятое осуществление этой необходимости. (К.А. Абульханова, 1991).

Для подросткового и юношеского возраста особую актуальность имеет «информационное измерение» содержания социализации.

Это связано, во-первых, с задачами развития данного возраста – расширение круга общения и взаимодействия, активный поиск референтных групп, различные линии конструирования социальной идентичности.

Во-вторых, именно данный возраст становится «проводником» норм и правил взаимодействия информационной эпохи в другие возрастные когорты.

Исследования последних лет убедительно доказывают, что средства массовой информации становятся одним из ведущих институтов социализации. При этом за последние три года значительно выросла степень критичности подростков и молодежи по отношению к информации, получаемой из электронных СМИ, преимущественно телевизионной. Эта критичность распространяется на все виды информации – реклама, развлечения, новости. При этом доверие к информации, получаемой из Интернета, не уменьшилось.

 

Проблема выбора профессии была изучена Н.Велумян на подростках и юношах и девушках, учащиеся 9-11 классов в возрасте с 15 до 18 лет: https://www.ipras.ru/engine/documents/document3835.doc

В исследуемой выборке старшеклассники продемонстрировали довольно низкую устойчивость учебных предпочтений. Наиболее ярко выраженные сдвиги в структуре школьных интересов происходили у десятиклассников. Так, если в десятом классе интересы изменились у половины учащихся, то уже к одиннадцатому классу эта цифра уменьшилась. Произошли и более глобальные изменения: существенное переструктурирование профессиональных предпочтений старшеклассников в десятом классе - 2/3 подростков при переходе из девятого в десятый класс сменили профессиональную направленность.

Анализ устойчивости активностных и эмоциональных характеристик темперамента, а также черт характера (за исключением дистимности) показал их высокую корреляцию на протяжении трех лет, причем если при переходе от 9 к 10 классу некоторые изменения выявляются, то между 10 и 11 классами они минимальны. Автор делает из этого вывод о завершении формировании черт характера уже к десятому классу.

Автор продемонстрировала устойчивые связи между свойствами темперамента, когнитивных стилей и предпочтениями школьных предметов в 11-ом классе.

Например, старшеклассникам, склонным к алгебре, были свойственны низкие значения коммуникативной активности и общей эмоциональности, акцентуация застревания, дистимности и деакцентуация гипертимности, эмотивности, возбудимости. Им одновременно присущи низкие показатели по шкалам узкого диапазона эквивалентности и рефлективности, а также высокие значения по шкале конкретной концептуализации. Для этих учащихся характерна низкая потребность в общении, замкнутость, речевая заторможенность. Они уверенны в себе, целеустремленны, у них отсутствует беспокойство. Для них характерен высокий уровень притязаний, упорство, ригидность аффекта, сочетающаяся с хладнокровием и высоким контролем эмоциональных реакций и отношений. В когнитивной сфере им будут свойственны склонность к черно-белому мышлению, нетерпимость к неопределенности, высокие показатели непроизвольного и произвольного запоминания, хорошая обучаемость при освоении критериев классификации геометрических фигур.

Любители физкультуры умеют адекватно контролировать свое поведение и желания, проявляют эмоциональную холодность и отчужденность, всегда ощущают себя в безопасности, решительны. Им свойственна познавательная ригидность, низкий темп обучаемости, помехоустойчивость, отсутствие любознательности, адаптивность к неопределенности и независимость от статуса и авторитета.

Анализ характеристик подростков с различной профессиональной направленностью показал, что те учащиеся, которые интересовались профессиями категории «Человек-Художественный Образ», проявляли устойчиво низкую активность в психомоторной сфере темперамента, акцентуацию по шкалам гипертимности, эмотивности, тревожности и демонстративности. Им также были свойственны высокие показатели по шкале широкого диапазона эквивалентности и низкие показатели по трем шкалам: ригидности, конкретной и абстрактной концептуализации. Эти старшеклассники отличаются заторможенностью психомоторики, слабым мышечным тонусом, высокой креативностью, развитым этическим комплексом, эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью во всех сферах жизнедеятельности, артистичностью, обаянием, непредсказуемостью поведения. Их когнитивными отличительными чертами будут любознательность, способность оперировать более обобщенными понятийными структурами, гибкая система оценок, оригинальность идей и суждений.

 

Агрессия – обычно осознанные действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. В разных определениях идея причинения ущерба другому субъекту присутствует практически всегда.

Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий:

• физическая – вербальная

• активная – пассивная

• прямая - косвенная

• доброкачественная – злокачественная

• враждебная – инструментальная

Враждебная: цель – причинение вреда, страданий жертве.

Инструментальная – при нападении человек преследуют иные цели, тогда агрессия не самоцель, а средство достижения других целей, реализации желаний и потребностей. Примеры.

Существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий

Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте – это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок.

Агрессия – откуда берется. Когнитивно-бихевиоральная концепция (Бандура). Научение требует подкрепления и мотивационного процесса (сильный стимул к действию). Основания развития и закрепления агрессивного поведения нужно искать в семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: