Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.
Личностные причины проявляются так:
• ребенок чувствует себя одиноко;
• неуверенный в себе;
• раздражается без особой причины и обижается;
• чувствует себя во всем виноватым;
• активизируются гормоны вследствие полового созревания;
• постоянно думает о худшем.
Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:
• заболевание;
• просмотр жестоких фильмов;
• долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
• неправильное питание,
• при умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.
Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения родителей:
• часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
• не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
• проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
• не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
• контролируют каждый шаг подростка;
• мало говорят о своей любви.
Наказания. Чем строже наказание, тем больше агрессии. Вмешательнство родителей при агрессии между сиблингами может усиливать агрессию. Нейтральная позиция самая эффективная. Самая неэффективная – наказание старших сиблингов.
Активное наказание – может затормозить агрессию, но они могут проявиться в ситуациях с меньшей угрозой наказания – смещенная агрессия (Миллер).
Игнорирование (неподкрепление) агрессии – работает в детском возрасте, но подростки могут, пробуя на прочность границы решить, что это допустимое поведение и игнорирование окажется подкреплением. Наименее агрессивные юноши в 18 лет – те, кого в 8 лет наказывали умеренно.
Предупреждение агрессии. Важно развитие привязанности. Одним из условий развития привязанности является фрустрация при отсутствии родительской любви и наказаниях. (Об агрессии в раннем развитии и ее роли; что могут принимать за нее).
Половые различия. У мальчиков два пика – 12 и 14-15 лет. У девочек 11 и 13 лет. У мальчиков более выражена прямая физическая и вербальная агрессия, а у девочек – прямая и косвенная вербальная агрессия. Кросс-культурная тенденция, возможно. Во всех возрастах у мальчиков агрессия выражена сильнее. Тестостерон (?)
Развитие агрессии.
У 10-11 летних подростков преобладает физическая агрессия, у 14-15-летних – вербальная (но и физической тоже много).
В 12-13 лет выражена такая форма агрессии, как негативизм. Это оппозиционная манера поведения, обычно против авторитета. Пассивное сопротивление или активная борьба.
В 14-15 лет у мальчиков негативизм и вербальная агрессия, у девочек – вербальная агрессия.
Агрессия и самооценка. Чем выше самооценка, тем выше уровень агрессии. Вербальная агрессия связана с высокой самооценкой интеллекта и самостоятельности. Однако у агрессивных подростков чаще встречается крайняя самооценка – очень высокая или очень низкая. Фрустрация, если высокая самооценка не поддерживается окружением.
Аутоагрессия – деструктивное, саморазрушающее поведение.
Аутоагрессивный паттерн личности - сложный личностный комплекс, функционирующий на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности, как показывают наши эмпирические исследования, выделяются характерологический, самооценочный, интерактивный и социально-перцептивный субблоки.
Характерологический субблок аутоагрессивного паттерна. Как оказалось, аутоагрессия имеет множественную систему достоверных связей с целым рядом характерологических особенностей личности (все связи здесь и далее значимы на уровне р=0,01 и р=0,05). Так, уровень аутоагрессии положительно коррелирует с интроверсией, педантичностью, а также с депрессивностью, невротичностью. Он отрицательно связан с демонстративностью личности.
Самооценочный субблок аутоагрессивного паттерна. Самооценке и самоотношению принадлежит центральное место в структуре личности. Поэтому не вызывает удивления то, что в аутоагрессивном паттерне выделяется самостоятельный самооценочный блок. Уровень аутоагрессии, как нами установлено, отрицательно коррелирует как с уровнем общей самооценки личности, так и с отдельными ее составляющими. Так, чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценки собственных когнитивных способностей (память, мышление), тела ("физическое Я"), способности к автономности поведения и деятельности.
Интерактивный субблок аутоагрессивного паттерна. Аутоагрессия связана со способностью-неспособностью к успешной социальной адаптации личности, с успешностью-неуспешностью межличностного взаимодействия в микросоциуме. Уровень аутоагрессии личности, по нашим данным, положительно коррелирует с необщительностью и с застенчивостью. Аутоагрессия - это низкая самооценка и неприятие себя. Уже этого вполне достаточно для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и продуктивным общением, что и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и необщительности.
Социально-перцептивный субблок аутоагрессивного паттерна. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Однако связи эти являются далеко не тривиальными, а на первый взгляд даже парадоксальными. Аутоагрессия, по нашим данным, практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых "других". Наиболее сильно эта тенденция проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и собственных родителей (дифференцированно изучалось отношение к отцу и к матери тенденция оказалась общей). Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, "каким меня видят другие" (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии, тем негативнее представления об оценке другими его личности. Данный социально-перцептивный феномен прямо связан с зафиксированными выше особенностями самооценочного субблока аутоагрессивного паттерна личности.
Аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии (всего исследовании использовалось 10 таких субшкал), за исключением положительной корреляции со шкалой "Обида". Это еще раз подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии.