Тема: Понятие проблемы исследования
Вид учебного занятия: лекция
Цель: изучить понятие проблемы в научном исследовании и ответить письменно на контрольные вопросы
План
Понятие проблемы. Постановка проблемы
Цели научного исследования. Постановка задач исследования
Понятие проблемы. Постановка проблемы
Постановка проблемы – начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.
В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке.
Проблема – это мост известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.
Проблема – это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем философскую трактовку понятия «проблема». Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Проблема исследования должна быть актуальна, отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована.
Сущность проблемы – заключается в противоречии между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями и интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:
· выявление нехватки в научном знании о реальности;
· описание проблемы на уровне обыденного языка;
· формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Цели научного исследования. Постановка задач исследования
Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности.
Значит исследовательская цель в исследовании – это результат целеобразующей деятельности. Цель не является плодом мечты, фантазии или только благих пожеланий исследователя. Она является результатом предвидения, основанного на сопоставлении идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений профессиональной действительности.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это цель преобразования конкретной ситуации, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели.
Задача всегда содержит известное и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5 – 6.
Однако обязательно должны быть выделены три группы основных задач: историко-диагностическая, теоретико-моделирующая и практически-преобразовательная. Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие проблеме исследования.
2. Опишите, почему необходимо грамотно формулировать проблему исследования.
3. Определите в чем состоит сущность исследования
4. Проанализируйте, как поэтапно формируется проблема.
5. Дайте свое понятие цели исследования.
6. Опишите, что в конечном результате является целью исследования.
7. Охарактеризуйте задачу исследования.
8. Определите, сколько оптимально может быть задач в исследовательской работе.
Рекомендуемая литература
1.Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособ./ Е. В. Бережнова, В. В. Краевкий. – 10-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 128 с. - https://www.academia-moscow.ru.
2.Виноградова, Н. А. Научно-исследовательская работа студента: технология написания и оформление доклада, рефератов, курсовой и выпускной квалификационной работы [Электронный ресурс] /Н. А. Виноградова. – 11-е изд. – М.: Академия, 2015. – 128 с. – URL: https://www.academia-moscow.ru