Задание: На основе прочитанной информации составить сравнительную таблицу по предложенному образцу
Линии сравнения | Психология физической культуры | Психология спорта |
1. Определение (предназначение) | ||
2. Предмет | ||
3. Цель | ||
4. Задачи (отразить кратко) |
Предмет и задачи психологии физической
культуры
Физическая культура является одной из важнейших частей системы культуры человека. Это определенная структура познания человеком своего физического Я, развития физических качеств, формирования двигательных умений, создания системы специальных знаний о физическом здоровье, проявлении двигательной активности, способах физического развития, становления и сохранения здоровья и организации здорового образа жизни. Значение имеют и вопросы создания условий физического соответствия и долголетия в профессиональной деятельности, социальных и бытовых отношениях. Важным направлением, определяющим сущность физической культуры для человека, является формирование особой системы умений и знаний самостоятельного обогащения собственной жизнедеятельности ценностями и содержанием индивидуальной «соматической культуры». Термин «соматическая культура» следует понимать как культура человеческого тела.
Здесь проявляется педагогическая направленность физической культуры как части общей культуры общества, которая имеет свое специфическое содержание и функции.
На практике такая деятельность определяется решением задач физического воспитания, в основном в учебных группах образовательных учреждений (занятия и уроки физической культуры в детском саду, школе, вузе и т.п.).
|
Система занятий в физическом воспитании соответствует общим дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако она имеет свои специфические особенности. Во-первых, физическое воспитание — это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Во-вторых, содержание и формы этого процесса находятся в зависимости от возрастных особенностей занимающихся им людей (формирование двигательных умений, физическое и психическое развитие осуществляются в соответствии с закономерностями онтогенеза — желаем мы этого или нет). Известно, что физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, расширение функциональных возможностей и т.д.). Однако этот процесс зависит и от конкретных условий жизни и деятельности человека, а также в значительной степени от его физической активности. Зная и умело используя объективные законы и закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств, двигательных умений, предпочтительных для формирования личности как отдельного человека, так и общества в целом.
Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Соответственно основным предназначением психологии физического воспитания является оптимизация воспитательно-образовательного процесса, который осуществляется в типичных формах физической культуры, имеющей, в свою очередь, педагогическую направленность.
|
Однако физическая культура включает, как минимум, еще одно направление реализации. Она является неотъемлемой частью культурной жизни человека, где решаются задачи, не связанные с обучением и воспитанием (передачей общекультурного опыта от поколения к новому поколению). Здесь предусматривается использование приобретенного опыта и умений в жизнедеятельности человека.
В этом случае следует говорить о субъективной направленности физической культуры как специфической части общекультурных ценностей человека.
Реализуется это направление в различных областях деятельности человека. Например, в профессиональной деятельности, при исполнении воинского долга, во время индивидуальных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности, при посещении специальных центров физической культуры (фитнес-клубы, залы тяжелой атлетики, учреждения оздоровительной или лечебной физической культуры, плавательный бассейн и т.д.). Стоит отметить занятия утренней гимнастикой в домашних условиях, самостоятельные прогулки и бег на природе. При этом воспитательный и образовательный эффект, естественно имеющий место, играет второстепенную роль. На первый план выходят уже сформированный у человека уровень физической культуры и умение, подкрепленное желанием, стремлением использовать его в повседневной жизни.
Предназначение физической культуры в отношении субъективной направленности — это оптимизация процесса занятий физической культурой в целях развития физических возможностей, совершенствования двигательных умений, укрепления и сохранения здоровья, а так же обогащения «соматической культуры» человека.
|
Таким образом, предметом психологии физической культуры является человек, сознательно овладевающий физической культурой, умело использующий ее формы, методы и средства в своей жизнедеятельности с целью развития собственных физических возможностей (физические качества, навыки и умения), укрепления и сохранения здоровья, обогащения своей «соматической культуры».
Оптимизация условий достижения целей педагогической и субъективной направленности физической культуры в области психологического обеспечения связана с решением следующих задач:
1) определением психологических законов, закономерностей, механизмов и процессов, функций и состояний, явлений и принципов, которые обеспечивают эффективность формирования физической культуры человека (развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений, укрепление и сохранение здоровья, освоение и усвоение системы специальных знаний, формирование умений использовать собственную — имеющуюся на данное времени жизни — физическую культуру, в том числе соматической направленности);
2) разработкой способов психологического обеспечения физической культуры человека (психолого-педагогические, психологические системы, формы, методы, средства, приемы);
3) внедрением способов психологического обеспечения физической культуры человека в существующую систему физического воспитания, практическую жизнедеятельность общества и его отдельных субъектов.
Предмет и задачи психологии спорта
Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, во-вторых, способами их достижения. Спортивная деятельность — это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений. Здесь существует необходимость предельного напряжения физических и духовных сил. Высшее спортивное достижение для спортсмена нередко сопряжено с риском потери своего здоровья.
Выполняя соревновательную деятельность, спортсмен зачастую попадает в экстремальные, стрессовые ситуации, так как его действия осуществляются в условиях дефицита времени, высокой ответственности, необходимости быстрого принятия решений в непредсказуемо изменяющейся обстановке, риска совершения непоправимых ошибок. Экстраординарные условия деятельности определяют высокую степень значимости психологических факторов: психическое состояние спортсмена, его готовность к деятельности в сложной обстановке, мотивация, социальная и личная значимость спортивного результата, воздействия зрителей, партнеров, соперников, тренера и т.д.
Тренировочная деятельность имеет свои психологические особенности. Спортсмен находится в специфических условиях адаптации к возрастающим физическим и психическим нагрузкам, преодоления самого себя, подчинения строгой дисциплине и пр.
Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Она призвана обеспечивать эффективность деятельности спортсменов, тренеров и других специалистов спорта. В современном спорте психологический компонент нередко имеет решающее значение для достижения намеченных целей как во время тренировок, так и в ходе соревновательной борьбы. Поэтому сегодня психологическая компетентность тренера, спортсмена признается одной из важнейших составляющих их профессионального мастерства.
Сущность проблем, которые призвана решать психология спорта, определяет ее прикладное значение, прямую связь с практическими задачами спортивной деятельности.
Психология спорта — это наука, исследующая специфический вид деятельности человека — спорт. Соответственно предметом психологии спорта является человек, сознательно занимающийся спортивной деятельностью с целью достижения наивысшего спортивного результата.
В пределах указанного предмета исследования основные цели психологии спорта связаны с изучением психологических законов, закономерностей, механизмов, процессов формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной и соревновательной деятельности, а также разработка психологически обоснованных форм, методов, средств подготовки к спортивным достижениям. Особый смысл имеет изучение психических состояний и явлений в спортивной деятельности.
Эти цели достигаются в процессе решения следующих задач:
1) изучения влияния спортивной деятельности на психику спортсмена (психологический анализ соревнований, выявление характера влияния соревнований на разных спортсменов, определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена, определение совокупности психических и психологических качеств, свойств, процессов и состояний, которые необходимы спортсмену для успешного выступления на соревнованиях; психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта, способствующих формированию требуемых психологических качеств);
2) разработки психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки (психологическое обоснование существующих и поиск новых форм, методов и средств спортивной тренировки, определение путей максимального использования возможностей организма спортсмена в процессе развития психических функций, разработка методов психологического описания отдельных видов спорта — психограмм, психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата спортивной команды; подготовка научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявление психологических факторов, сближающих условия тренировок с условиями соревнований);
3) разработки психологических основ для подготовки спортсмена к соревнованиям (изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов, приемов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности, исследование состояния психики в предсоревновательных и соревновательных условиях и разработка методов, приемов, которые позволяют купировать неблагоприятные психические состояния; развитие психопрофилактики с выявлением приемов, способов и путей психологической подготовки спортсмена для повышения его устойчивости к психотравмирующим воздействиям);
4) разработки психологических условий гуманизации спортивной деятельности (определение психологических закономерностей, необходимых для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности — спортивная среда», выявление психологических проблем спортивной ориентации; изучение индивидуальных свойств личности спортсмена и его психических состояний, установление закономерностей динамики психических состояний в различных условиях спортивной деятельности; определение структуры мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой деятельности в процессе спортивного совершенствования);
изучения социально-психологических явлений в спортивном коллективе (выявление истоков и механизмов формирования внутригрупповых феноменов, разработка способов и методов управления этими феноменами с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах; определение закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработка критериев психологической совместимости спортсменов; выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов, определение роли личности тренера и влияния стиля руководства на успехи команды, разработка методов укрепления авторитета тренера и капитана спортивной команды).