Тема: Предмет и задачи психологии физического воспитания и спорта.




 

Задание: На основе прочитанной информации составить сравнительную таблицу по предложенному образцу

Линии сравнения Психология физической культуры Психология спорта
1. Определение (предназначение)    
2. Предмет    
3. Цель    
4. Задачи (отразить кратко)    

 

Предмет и задачи психологии физической

культуры

Физическая культура является одной из важнейших частей си­стемы культуры человека. Это определенная структура познания человеком своего физического Я, развития физических качеств, формирования двигательных умений, создания системы специ­альных знаний о физическом здоровье, проявлении двигательной активности, способах физического развития, становления и со­хранения здоровья и организации здорового образа жизни. Зна­чение имеют и вопросы создания условий физического соответ­ствия и долголетия в профессиональной деятельности, социальных и бытовых отношениях. Важным направлением, определяющим сущность физической культуры для человека, является формиро­вание особой системы умений и знаний самостоятельного обога­щения собственной жизнедеятельности ценностями и содержа­нием индивидуальной «соматической культуры». Термин «сома­тическая культура» следует понимать как культура человеческого тела.

Здесь проявляется педагогическая направленность физической культуры как части общей культуры обще­ства, которая имеет свое специфическое содержание и функции.

На практике такая деятельность определяется решением задач физического воспитания, в основном в учебных группах образо­вательных учреждений (занятия и уроки физической культуры в детском саду, школе, вузе и т.п.).

Система занятий в физическом воспитании соответствует об­щим дидактическим принципам и нормам организации педагоги­ческого процесса, однако она имеет свои специфические особен­ности. Во-первых, физическое воспитание — это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Во-вторых, содержание и формы этого процесса находятся в за­висимости от возрастных особенностей занимающихся им людей (формирование двигательных умений, физическое и психическое развитие осуществляются в соответствии с закономерностями он­тогенеза — желаем мы этого или нет). Известно, что физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональ­ных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изме­нения (увеличение размеров и массы тела, расширение функцио­нальных возможностей и т.д.). Однако этот процесс зависит и от конкретных условий жизни и деятельности человека, а также в значительной степени от его физической активности. Зная и уме­ло используя объективные законы и закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позво­ляющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств, двигательных умений, предпочтительных для формиро­вания личности как отдельного человека, так и общества в це­лом.

Психология — это наука о закономерностях развития и функ­ционирования психики. Соответственно основным предназначени­ем психологии физического воспитания является оптимизация вос­питательно-образовательного процесса, который осуществляется в типичных формах физической культуры, имеющей, в свою очередь, педагогическую направленность.

Однако физическая культура включает, как минимум, еще одно направление реализации. Она является неотъемлемой частью куль­турной жизни человека, где решаются задачи, не связанные с обу­чением и воспитанием (передачей общекультурного опыта от по­коления к новому поколению). Здесь предусматривается исполь­зование приобретенного опыта и умений в жизнедеятельности че­ловека.

В этом случае следует говорить о субъективной направ­ленности физической культуры как специфической ча­сти общекультурных ценностей человека.

Реализуется это направление в различных областях деятельно­сти человека. Например, в профессиональной деятельности, при исполнении воинского долга, во время индивидуальных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности, при посещении специальных центров физической культуры (фит­нес-клубы, залы тяжелой атлетики, учреждения оздоровительной или лечебной физической культуры, плавательный бассейн и т.д.). Стоит отметить занятия утренней гимнастикой в домашних усло­виях, самостоятельные прогулки и бег на природе. При этом вос­питательный и образовательный эффект, естественно имеющий место, играет второстепенную роль. На первый план выходят уже сформированный у человека уровень физической культуры и уме­ние, подкрепленное желанием, стремлением использовать его в повседневной жизни.

Предназначение физической культуры в отношении субъективной направленности — это оптимизация процесса занятий физической культурой в целях развития физических возможностей, совершенствования двигательных умений, укрепления и сохранения здоровья, а так же обогащения «соматической культуры» человека.

Таким образом, предметом психологии физической культуры является человек, сознательно овладевающий физической культурой, умело использующий ее формы, методы и средства в своей жизнедея­тельности с целью развития собственных физических возможностей (физические качества, навыки и умения), укрепления и сохранения здоровья, обогащения своей «соматической культуры».

Оптимизация условий достижения целей педагогической и субъективной направленности физической культуры в области психологического обеспечения связана с решением следующих задач:

1) определением психологических законов, закономерностей, механизмов и процессов, функций и состояний, явлений и прин­ципов, которые обеспечивают эффективность формирования фи­зической культуры человека (развитие физических качеств, фор­мирование двигательных навыков и умений, укрепление и сохра­нение здоровья, освоение и усвоение системы специальных зна­ний, формирование умений использовать собственную — имею­щуюся на данное времени жизни — физическую культуру, в том числе соматической направленности);

2) разработкой способов психологического обеспечения физи­ческой культуры человека (психолого-педагогические, психоло­гические системы, формы, методы, средства, приемы);

3) внедрением способов психологического обеспечения физи­ческой культуры человека в ­ существующую систему физического воспитания, практическую жизнедеятельность общества и его от­дельных субъектов.

 

Предмет и задачи психологии спорта

Спортивная деятельность весьма специфична: она существен­но отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, во-вторых, способами их достижения. Спортивная деятельность — это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, зна­ний и умений. Здесь существует необходимость предельного на­пряжения физических и духовных сил. Высшее спортивное до­стижение для спортсмена нередко сопряжено с риском потери своего здоровья.

Выполняя соревновательную деятельность, спортсмен зачас­тую попадает в экстремальные, стрессовые ситуации, так как его действия осуществляются в условиях дефицита времени, высокой ответственности, необходимости быстрого принятия решений в непредсказуемо изменяющейся обстановке, риска совершения не­поправимых ошибок. Экстраординарные условия деятельности оп­ределяют высокую степень значимости психологических факто­ров: психическое состояние спортсмена, его готовность к деятель­ности в сложной обстановке, мотивация, социальная и личная значимость спортивного результата, воздействия зрителей, парт­неров, соперников, тренера и т.д.

Тренировочная деятельность имеет свои психологические особенности. Спортсмен находится в специфических условиях адаптации к возрастающим физическим и психическим нагруз­кам, преодоления самого себя, подчинения строгой дисциплине и пр.

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях трени­ровок и соревнований. Она призвана обеспечивать эффективность деятельности спортсменов, тренеров и других специалистов спорта. В современном спорте психологический компонент нередко име­ет решающее значение для достижения намеченных целей как во время тренировок, так и в ходе соревновательной борьбы. Поэто­му сегодня психологическая компетентность тренера, спортсмена признается одной из важнейших составляющих их профессиональ­ного мастерства.

Сущность проблем, которые призвана решать психология спорта, определяет ее прикладное значение, прямую связь с прак­тическими задачами спортивной деятельности.

Психология спорта — это наука, исследующая специфический вид деятельности человека — спорт. Соответственно предметом психологии спорта является человек, сознательно занимающийся спортивной деятельностью с целью достижения наивысшего спортив­ного результата.

В пределах указанного предмета исследования основные цели психологии спорта связаны с изучением психологических зако­нов, закономерностей, механизмов, процессов формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и ка­честв, необходимых для успешного выполнения тренировочной и соревновательной деятельности, а также разработка психологиче­ски обоснованных форм, методов, средств подготовки к спортив­ным достижениям. Особый смысл имеет изучение психических состояний и явлений в спортивной деятельности.

Эти цели достигаются в процессе решения следующих задач:

1) изучения влияния спортивной деятельности на психику спортсмена (психологический анализ соревнований, выявление характера влияния соревнований на разных спортсменов, опреде­ление требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена, определение совокупности психических и психоло­гических качеств, свойств, процессов и состояний, которые необ­ходимы спортсмену для успешного выступления на соревновани­ях; психологический анализ условий тренировочной деятельно­сти и спортивного быта, способствующих формированию требуе­мых психологических качеств);

2) разработки психологических условий для повышения эф­фективности спортивной тренировки (психологическое обосно­вание существующих и поиск новых форм, методов и средств спортивной тренировки, определение путей максимального ис­пользования возможностей организма спортсмена в процессе раз­вития психических функций, разработка методов психологического описания отдельных видов спорта — психограмм, психодиагно­стики спортивных способностей, социальной структуры и психо­логического климата спортивной команды; подготовка научно обоснованных методов моделирования соревновательной обста­новки в условиях тренировок, выявление психологических фак­торов, сближающих условия тренировок с условиями соревнова­ний);

3) разработки психологических основ для подготовки спорт­смена к соревнованиям (изучение закономерностей функциони­рования психики в условиях соревнований и разработка методов, приемов повышения устойчивости и надежности соревнователь­ной деятельности, исследование состояния психики в предсоревновательных и соревновательных условиях и разработка методов, приемов, которые позволяют купировать неблагоприятные пси­хические состояния; развитие психопрофилактики с выявлением приемов, способов и путей психологической подготовки спорт­смена для повышения его устойчивости к психотравмирующим воздействиям);

4) разработки психологических условий гуманизации спортив­ной деятельности (определение психологических закономерностей, необходимых для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности — спортивная среда», выявление психологических проблем спортив­ной ориентации; изучение индивидуальных свойств личности спортсмена и его психических состояний, установление законо­мерностей динамики психических состояний в различных усло­виях спортивной деятельности; определение структуры мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и пе­рестройки этой деятельности в процессе спортивного совершен­ствования);

изучения социально-психологических явлений в спортив­ном коллективе (выявление истоков и механизмов формирования внутригрупповых феноменов, разработка способов и методов уп­равления этими феноменами с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах; определение закономерностей межличностного общения в спортивных коман­дах и разработка критериев психологической совместимости спорт­сменов; выявление социально-психологических мотивов поведе­ния и деятельности спортсменов, определение роли личности тре­нера и влияния стиля руководства на успехи команды, разработка методов укрепления авторитета тренера и капитана спортивной команды).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: