КОРРЕСПОНДЕНТ: Чем отличаются эти виды транспорта от привычных нам средств передвижения?




Каким его видит советский конструктор Роберт ди Бартини

 

Журнал «Советский Союз» №11 за 1974 г., стр. 50-51.

 

 

Рис. 1. Экрановоз и экранолёт

 

 

Наш век называют «автомобильным» – мировая сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием превышает 10 миллионов километров. Добавьте 1 миллион 300 тысяч километров железных дорог, около 3 миллионов километров воздушных линий. По земле и над землёй с грохотом и дымом носятся миллионы машин. Учёные серьёзно озабочены загрязнением окружающей среды, уменьшением площади лесов и пахотных земель, на которых вместо хлебных появляются бетонные поля аэродромов, дороги и сопутствующие им полосы отчуждения. Города во многих развитых странах уже опутаны асфальтовой паутиной, значительная часть территории покрыта сетью автострад, путепроводов, железных дорог в несколько ярусов, тем не менее, транспортная проблема становится всё сложнее.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ: Почему же?

Р. БАРТИНИ: Нужда в хороших дорогах, взлётно-посадочных полосах, судоходных реках и спокойном море снижает скорости транспортных средств, снижает их проходимость. Несмотря на рекорды гоночных автомобилей, колесо не в состоянии обеспечить устойчивое движение при скоростях выше 360 километров в час. На воде скорость судов также достигла предела, на её пути встал гидравлический барьер: чем сильнее двигатели разгоняют корабль, тем больше сопротивление воды. У авиации свои проблемы. Развивая в воздухе сказочную быстроту, самолёты становятся на земле «рабами» взлётных и посадочных площадок.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ: И нет никакой возможности снять эти естественные ограничители современного транспорта?

 

Р. БАРТИНИ: Человечество, как известно, в нужный момент обычно находит разумный выход. Появилась угроза энергетического кризиса – развилась и окрепла атомная энергетика; невыгодно стало перевозить нефть и газ – построили трансконтинентальные нефте- и газопроводы; возникла необходимость орбитальных полётов – создали ракеты. Решится и транспортная проблема. Можно даже сказать, уже решается. Я имею в виду так называемый бесконтактный транспорт: наземный – экрановозы и экраноходы, морской – экранопланы, воздушный – экранолёты.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ: Чем отличаются эти виды транспорта от привычных нам средств передвижения?

Р. БАРТИНИ: Чтобы это стало ясно, я должен напомнить вам озавоевавших уже права гражданства транспортных аппаратах на воздушной подушке. Собственно говоря, идея бесконтактного транспорта, по сути своей, довольно стара. Более ста лет назад архангельский архитектор Иванов предложил проект «духоплава», который, при «нагнетании» воздуха под его дно, может «плыть со значительной быстротой». Сейчас и за рубежом и у нас созданы аппараты, движущиеся над землёй и водой с помощью воздушной подушки, создаваемой специальными компрессорами и дополнительными двигателями. Такие аппараты разрабатываются в Англии, США, ФРГ, Японии. Английский «Ховеркрафт», например, перевозит пассажиров и грузы через Ла-Манш. В Советском Союзе эксплуатируются несколько типов судов на воздушной подушке – «Зарница», «Нева», «Орион», «Сормович».

Однако, хоть все эти машины и не касаются воды при движении, они пока не дают желаемых результатов. Их скорость не так велика, как хотелось бы, а небольшая высота над поверхностью воды ограничивает применение при плохой погоде. Поэтому воздушную подушку используют, главным образом, в тех местах, где без неё нельзя обойтись. Скажем, в Сибири, где расстояния огромны, а строительство новых дорог требует очень больших капиталовложений. Чтобы обеспечить перевозки по бездорожью и в любое время года, в Тюменской и Томской областях используются платформы-прицепы на воздушной подушке грузоподъёмностью в пять-восемь тонн. Однако, обходится это ещё дорого, скорость прицепов мала, они сложны в эксплуатации. И везде, где можно применить вездеходы, амфибии, самолёты, практики предпочитают традиционные, проверенные средства передвижения.

Между тем, идея транспорта на воздушной подушке ищет и находит новые пути претворения в жизнь. Для поддержания аппарата над поверхностью советские учёные и конструкторы уже используют не статическую, а динамическую воздушную подушку. Она образуется от газовоздушной струи самих тяговых двигателей и экранного эффекта – напора набегающего воздуха при полёте над «опорной поверхностью» – землёй, водой, эстакадой. Так, на экранолёте – самолёте несколько изменённой формы – часть двигателей, которые требуются и для горизонтального полёта, размещается в носовой части. При взлёте эти двигатели работают с небольшим наклоном, «отдувая» экранолёт от земли, и аппарат «бежит», опираясь на мощную струю под собой. Такая машина может мягко взлететь с любой неровной площадки и не нуждается в оборудованной посадочной дороге.

Будущее железнодорожного транспорта нам видится в освоении бесконтактного движения составов над эстакадными опорами. Воздушная или магнитная подушка вместо колёс позволит таким поездам мчаться со скоростью самолётов.

Правда, при создании наземных аппаратов на динамической воздушной подушке – экраноходов и экрановозов – целью будет не столько увеличение скорости, сколько улучшение проходимости. Тем не менее, они будут двигаться со скоростью до 200 километров в час. Что же касается морских экранопланов, то они смогут «лететь» над водой с большой скоростью, не боясь штормовой погоды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: