ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»




ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»

ВАРИАНТ 1

1. Установите соответствие между эволюционными процессами и уровнями, на которых эти процессы начинаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ   ЭВОЛЮЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
А) формируются новые виды Б) возникновение насекомых В) изменяет генофонд популяции Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций особей популяции Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации Е) развитие плавательных перепонок у уток   1) микроэволюционный 2) макроэволюционный

2. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1) возникновение мутаций и рекомбинаций 2) ароморфоз 3) обмен генами между популяциями 4) биологический регресс 5) идиоадаптация 6) колебания численности популяций

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями. (4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни. (5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.

4. Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции».

1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции

2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми

4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части

5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида

6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра.

5. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

1) воз­ник­но­ве­ние мутации 2) вли­я­ние му­та­ген­ных факторов 3) внеш­нее про­яв­ле­ние признака

4) пе­ре­да­ча му­та­ции потомству 5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным отбором 6) по­яв­ле­ние приспособления

6. Установите соответствие между характеристиками вида обыкновенная белка и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ   КРИТЕРИИ ВИДА
А) уши длинные, с кисточками Б) белка линяет 2 раза в год В) основу её питания составляют семена древесных пород Г) образ жизни преимущественно древесный Д) в помёте от 3 до 10 детёнышей Е) молоком выкармливаются до полутора месяцев   1) экологический 2) физиологический 3) морфологический
       

 

7. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ   ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)
А) поставляет основной элементарный материал для эволюции Б) процесс резко изменяет численность популяции В) носит случайный и ненаправленный характер Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи Д) формирует резерв наследственной изменчивости Е) обладает определённой периодичностью   1) мутационный процесс 2) популяционные волны

 

8. Выберите признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие есте­ствен­ный отбор как дви­жу­щую силу эволюции.

1) ис­точ­ник эво­лю­ци­он­но­го материала 2) обес­пе­чи­ва­ет ре­зерв на­след­ствен­ной изменчивости 3) объ­ек­том яв­ля­ет­ся фе­но­тип особи 4) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию генотипов 5) фак­тор на­прав­лен­но­го действия 6) фак­тор слу­чай­но­го действия

 

9. Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

Согласно ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная изменчивость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям существования. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции - есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний организма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца - вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный характер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся макроэволюцией.

10. Какой критерий свидетельствует о принадлежности этих жуков к разным видам? Какой тип окраски выработался у этих жуков в процессе приспособленности к среде? С какой физиологической особенностью этих жуков связано развитие такой окраски? Дайте обоснованный ответ.

11. Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы. Объясните, руководствуясь этой схемой, образование длинной шеи у предков современного жирафа.

12. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

13. Известны примеры роста численности популяций в геометрической прогрессии. Например, это распространение средиземноморской плодовой мухи в Калифорнии, размножение бактерий в пищеварительном тракте новорожденного млекопитающего, рост в США популяций одуванчиков, завезённых из Европы. Приведите четыре причины, по которым возможен такой рост популяции.

14. Существование большого числа видов вьюрков на Галапагосских островах считают примером адаптивной радиации (формирование большого числа сходных видов из одного предкового). Объясните, под действием каких сил произошло формирование разнообразных видов вьюрков (на этапе становления)? Какие формы естественного отбора действовали? Ответ поясните.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»

ВАРИАНТ 2

1. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са и процессом, ко­то­ро­му со­от­вет­ству­ет дан­ная характеристика.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
А) ведёт к видообразованию Б) ведёт к фор­ми­ро­ва­нию над­ви­до­вых таксонов В) про­ис­хо­дит в популяциях Г) со­про­вож­да­ет­ся му­та­ци­он­ным процессом Д) про­ис­хо­дит в те­че­ние дли­тель­но­го ис­то­ри­че­ско­го пе­ри­о­да (миллионы лет) Е) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся био­ло­ги­че­ским про­грес­сом или регрессом   1) микроэволюция 2) макроэволюция

2. Какие фак­то­ры вли­я­ют на видообразование?

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ные изменения 2) есте­ствен­ный отбор 3) изоляция 4) мутации 5) конвергенция

6) воз­раст­ной со­став популяции

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида животного соболь.

(1)В настоящее время соболь встречается по всей таёжной части России от Урала до побережья Тихого океана к северу до пределов лесной растительности. (2)Длина тела соболя — до 56 сантиметров, окраска шкурки изменчива, от очень светлой, песчано-жёлтой или палевой до коричневой с более светлыми боками. (3)Ведёт наземный образ жизни, как правило, обитает в верховьях горных рек, в зарослях, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. (4)Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение развито слабее. (5)В питании преобладают мышевидные грызуны, главным образом — красные полёвки, белки, бурундуки. (6)Кроме того, соболь питается растительной пищей, отдавая предпочтение кедровым орехам, рябине, голубике, бруснике и чернике.

4. Выберите утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции.

1) Мик­ро­э­во­лю­ция — процесс, про­ис­хо­дя­щий в популяциях.

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за существование.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся неопределённая изменчивость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за существование.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

5) Определённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся наследственной.

6) Вид со­сто­ит из популяций.

5. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

1) воз­ник­но­ве­ние мутации 2) вли­я­ние му­та­ген­ных факторов 3) внеш­нее про­яв­ле­ние признака 4) пе­ре­да­ча му­та­ции потомству 5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным отбором 6) по­яв­ле­ние приспособления

6. Установите со­от­вет­ствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА
А) оби­та­ние в по­строй­ках че­ло­ве­ка Б) окрас­ка по­кро­вов тела В) рас­се­ле­ние по бе­ре­гам рек Г) пи­та­ние раз­но­об­раз­ной пищей Д) на­ли­чие ко­неч­но­стей ко­па­тель­но­го типа Е) раз­ви­тие сле­пой кишки   1) эко­ло­ги­че­ский 2) мор­фо­ло­ги­че­ский

 

7. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и процессом, в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Харди-Вайнберга.

СОБЫТИЕ   ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ
А) му­та­ци­он­ный про­цесс отсутствует Б) от­сут­ству­ют ми­гра­ции и эмиграция В) число до­ми­нант­ных ал­ле­лей на­мно­го пре­вы­ша­ет число ре­цес­сив­ных аллелей Г) вы­со­кая го­мо­зи­гот­ность популяций Д) от­сут­ству­ет дав­ле­ние есте­ствен­но­го отбора Е) идёт обмен ге­на­ми с дру­ги­ми популяциями   1) по­пу­ля­ция эволюционирует 2) по­пу­ля­ция счи­та­ет­ся «идеальной»

8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы — изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.

9. Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они сделаны. Ис­правь­те их.

1. Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ламарку. 2. Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и её есте­ствен­ном развитии. 3. Он был первым, кто в ка­че­стве дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое вли­я­ние среды на организм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное учение, в ко­то­ром дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал неопределённую изменчивость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние бла­го­при­об­ре­тен­ных признаков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии утверждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми - кон­вер­ген­ция признаков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность организмов.

10. Рас­смот­ри­те схему дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра в по­ко­ле­ни­ях F1, F2, F3. На­зо­ви­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра, ука­жи­те, в каких усло­ви­ях он дей­ству­ет, какие особи имеют пре­иму­ще­ства и каков его ре­зуль­тат. При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров дей­ствия та­ко­го от­бо­ра в при­ро­де.

11. Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы. Объясните, руководствуясь этой схемой, образование лёгких семян с «парашютом» у предковых форм современного одуванчика.

12. Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.

13. Что такое дрейф генов? При каких условиях он происходит? К какому эффекту может привести дрейф генов?

14. В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: