Заключение - это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите курсовой работы. Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и кратко излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку при защите КР. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав (разделов), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы. Заключение носит форму синтеза полученных в процессе учебного исследования результатов теоретического, аналитического и прикладного или рекомендательного характера. В заключении сосредоточены обоснованные выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, полученные результаты проведенного исследования, общий результат проделанной работы и предложения автора, которые излагаются на 3-4 страницах. Здесь же можно поместить найденные студентом сведения о путях или направлениях решения проблемы, освещенной в работе. Также в заключении должна быть сделана оценка степени достижения поставленной цели курсовой работы и выполнения задач учебного исследования, указанных во введении.
В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы. Это ключ к источникам, которыми пользовался студент при выполнении работы. Он отражает самостоятельную творческую работу студента и позволяет судить о степени его осведомленности в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Список использованной литературы размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами.
|
Согласно действующему ГОСТу, вначале списка использованной литературы располагаются описания официальных материалов в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Затем приводятся библиографические описания книг, статей из сборников, справочной (энциклопедии, словари, справочники) и иной литературы (строго по алфавиту библиографического описания).
Далее включается описание литературы на иностранных языках. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов - в порядке алфавита.
В последнюю очередь приводится описание электронных ресурсов. Расположение документов – в порядке алфавита.
Нумерация в списке использованной литературы – сквозная.
Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Образец библиографического описания и составления списка использованной литературы содержатся в Приложении 6 и 7.
Обратите внимание!
- После фамилии автора ставится запятая.
- Между точкой и двоеточием в обозначении издательства ставится пробел (М.:)
- После названия источника ставится пробел [Текст] пробел и через слеш указываются инициалы и фамилия автора. Только затем пишутся выходные данные.
|
- Указание количества страниц в источнике обязательно.
Например:
Васильев, К.А. Латиноамериканские уроки для России [Текст] / К.А. Васильев; Курсовой работы. акад. МИД Рос. Федерации. – М.: Междунар. отношения, 1999. – 394 с.
Сведения о нормативных актах должны включать его: наименование; вид; дату вступления в силу; источник официальной публикации.
Описание статьи в сборнике должно включать следующие сведения: фамилию и инициалы автора; полное название статьи; название сборника; место издания; издательство; год издания; номера начальной и конечной страниц статьи по тексту.
При описании статьи из журнала приводятся следующие данные: автор статьи; полное название статьи; название периодического издания; год издания; номер журнала; номера начальной и конечной страниц статьи.
Если приводится описание статьи из газеты, обязательными являются следующие элементы описания: автор статьи; полное название статьи; название газеты; год издания; дата выхода газеты.
Последний лист курсовой работы является обязательным, подписывается автором с указанием инициалов и фамилии, а также даты завершения работы (Приложение 8).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по макроэкономике.
Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому осмыслению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.
Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.
|
Поэтому при написании курсовой работы для данного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:
- изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;
- знать законы и указы Президента Российской Федерации, постановления правительства по экономическим проблемам;
- ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и в статистических сборниках;
- изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Вестник Московского университета», «Экономист», в еженедельнике «Экономика и жизнь» и др.
Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка у нас нет. Поэтому о законченной теории рыночных отношений на отечественной почве говорить не приходится. Следовательно, возникает потребность обращения к имеющемуся в мире опыту. Но, изучая опыт других стран, хотелось бы предостеречь студента от попытки его абсолютизирования или бездумного копирования.
Экономические исследования в настоящее время ищут выход из деформации хозяйственной жизни нашего общества. Практика начала ставить проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текста из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг. Разновидностью такою рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как оно приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.
Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме - это новый важный этап в выполнении курсовой работы, следующая ступень формирования знаний, систематизации и сознательного их усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовать самоконтроль знаний - логически, последовательно, стройно в письменной форме, раскрыть вопросы плана избранной темы.
Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что:
- студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме;
- правильно использует и комментирует цитаты, не перегружает ими текст;
- не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных;
- приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы;
- увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.
К языку курсовой работы предъявляются определенные требования. Здесь используется научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица, недопустимо использование местоимения «я». Не допускается использование оборотов разговорной речи, излишней эмоциональности, экспрессивности. Недопустимо сокращение слов, если это не определяется нормативными положениями (ГОСТ 7.12-93).
Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтении, играют высокую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются. Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно, потому что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется пользование современными изданиями словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранных словарей, политико-экономическим, философским и др.
Таблица 1 – Основные характеристики курсовой работы
№ пп | Критерий | Характеристики курсовой работы |
Объем | Не менее 25 страниц компьютерного текста | |
План | Простой Выделение пунктов | |
Анализ теоретических источников по теме исследования | Не менее 20 источников – анализ общетеоретической, методической литературы | |
Изучение проблемы | Общие подходы к ее разрешению | |
Выдвижение гипотезы | Описательная | |
Характер опытно-экспериментальной работы | Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне | |
Уровень обобщения | Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за социально-экономическими процессами. Обобщения носят эмпирический характер |