1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.
ВИД ОРГАНИЗМА | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) серая крыса Б) зубр В) уссурийский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.
ПРИЗНАКИ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
3. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСОСОБЛЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ |
А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
4. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
A) возникновение семени у растений Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте Г) утрата пищеварительной системы у цепней Д) приспособленность растений к опылению ветром Е) появление копыт у лошадей | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |
5. Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.
|
ПРИМЕРЫПРОЦЕССА | ПРОЦЕСС |
A) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши B) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки | 1) дивергенция 2) конвергенция |
6. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.
ПРИЗНАК | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
A) четырёхкамерное сердце Б) окраска оперения B) теплокровность Г) наличие перьевого покрова Д) ласты у пингвинов Е) длинный клюв у птиц болот | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
7. Установите соответствие между ароморфозом и типом животных, у которого он впервые появился.
АРОМОРФОЗ | ТИП ЖИВОТНЫХ |
A) вторичная полость тела Б) расчленение тела на равные сегменты B) деление тела на два или три отдела Г) кровеносная система Д) брюшная нервная цепочка Е) наружный скелет из хитина | 1) Кольчатые черви 2) Членистоногие |
8. Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы | 1) дивергенция 2) конвергенция |
9. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) появление лёгочного дыхания у земноводных Б) удлинение клюва у насекомоядных птиц В) редукция пищеварительной системы у цепней Г) появление перепонок между пальцами у водоплавающих Д) появление вторичной полости тела у кольчатых червей | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) дегенерация |
10. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
|
ИЗМЕНЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) удлинение ушей у зайцеобразных Б) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей Г) развитие маскирующей окраски у тигров Д) формирование хорды у хордовых | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) дегенерация |
11. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
А) ведёт к видообразованию Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов В) происходит в популяциях Г) сопровождается мутационным процессом Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет) Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом | 1) микроэволюция 2) макроэволюция |
12. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) рыжий таракан Б) мышь полевая В) сизый голубь Г) латимерия Д) секвойя | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
13. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
ОРГАНИЗМЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) страус эму Б) дождевой червь В) домовая мышь Г) комнатная муха Д) уссурийский тигр | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
14. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) крыса серая Б) снежный барс В) амурский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
15. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | УРОВЕНЬ |
А) формируются новые виды Б) формируются надвидовые таксоны В) изменяет генофонд популяции Г) прогресс достигается путём частных приспособлений Д) прогресс достигается путём ароморфозов Е) прогресс достигается путём дегенерации | 1) микроэволюционный 2) макроэволюционный |
16. Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ |
А) возникновение ласт у дельфина Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных В) исчезновение пищеварительной системы у цепней Г) ухудшение зрения у крота Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений Е) отсутствие листьев и настоящих корней у повилики | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |
17. Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПРОЦЕССЫ |
А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков. Б) Форма тела акулы и дельфина. В) Появление аналогичных органов. Г) Различия в форме черепа у млекопитающих. Д) Крылья бабочек и летучих мышей. Е) Различные породы голубей. | 1) дивергенция 2) конвергенция |
18. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) редукция зрения у крота Б) появление грудной клетки у рептилий В) отсутствие хлорофилла у растения петров крест Г) редукция нервной системы асцидий до одного узелка Д) формирование кровеносной системы у кольчатых червей Е) удлинение ушной раковины у зайцев | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |
19. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ВИД |
А) слабое выживание слишком мелких и слишком крупных детёнышей млеко- питающих Б) гибель яиц птиц с слишком тонкой и слишком толстой скорлупой В) увеличение размеров ушной раковины у зайцев в ряду поколений Г) появление размножающихся осенью и весной популяций полёвок Д) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах Е) увеличение длины ствола светолюбивых растений в ряду поколений | 1) движущий 2) стабилизирующий 3) разрывающий |
20. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ |
А) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня Б) обтекаемая форма тела у китов В) появление теплокровности у птиц Г) появление плотной оболочки яйца у рептилий Д) редукция хорды у асцидий | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |
21. Установите соответствие между примерами и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
А) появление семян у семенных папоротников Б) редукция пищеварительной системы у ленточных червей В) формирование ловчего аппарата у венериной мухоловки Г) формирование роющих конечностей у медведки Д) возникновение теплокровности у млекопитающих Е) отсутствие листьев у растения повилики | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |
22. Установите соответствие между признаками эволюционного процесса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ПРОЦЕСС |
А) формируются новые виды Б) формируются надвидовые таксоны В) изменяет генофонд популяции Г) прогресс достигается путем частных приспособлений Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации | 1) микроэволюционный 2) макроэволюционный |
Основные ароморфозы
1. Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе эволюции. 1) Млекопитающие 2) Хрящевые рыбы 3) Земноводные
4) Костные рыбы 5) Пресмыкающиеся
2. Установите, в какой последовательности должны располагаться растения в соответствии с их усложнением в процессе эволюции.
1) полевой хвощ 2) береза бородавчатая 3) ель обыкновенная 4) кукушкин лен
3. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение их организации в процессе эволюции классов, к которым они принадлежат
1) орел 2) черепаха 3) жаба 4) акула 5) волк 6) ланцетник
4. Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в процессе эволюции систематических групп, к которым они принадлежат.
1) хламидомонада 2) псилофит 3) сосна обыкновенная
4) папоротник орляк 5) ромашка лекарственная 6) ламинария
5. Расположите животных в последовательности, отражающей усложнение их нервной системы в процессе эволюции
1) ланцетник 2) жаба 3) гидра 4) акула 5) крокодил 6) орангутанг
6. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их головного мозга в процессе эволюции 1) карп 2) коршун 3) кобра 4) корова 5) квакша
7. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы. 1) образование диффузной нервной системы 2) развитие коры мозга 3) возникновение переднего мозга 4) стволовая нервная система 5) узловая нервная система
8. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца
9. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности
3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
4) расчленение тела на множество сегментов
10. Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции. 1) появление тканей 2) возникновение полового процесса
3) образование хорды 4) формирование пятипалых конечностей
11. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли перечисленные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые
3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы
12. Установите правильную последовательность возникновения перечисленных классов животных. 1) Многощетинковые кольчецы 2) Насекомые 3) Саркодовые 4) Сосальщики
5) Пресмыкающиеся 6) Хрящевые рыбы
13. Установите правильную последовательность появления на Земле перечисленных групп растений. 1) Зелёные водоросли 2) Голосеменные 3) Покрытосеменные
4) Папоротникообразные 5) Псилофиты
14. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных. 1) Членистоногие 2) Кольчатые черви 3) Бесчерепные
4) Плоские черви 5) Кишечнополостные
15. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений. 1) фотосинтез 2) образование семян 3) появление вегетативных органов 4) возникновение цветка и плода 5) возникновение многоклеточности
16. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение многоклеточности 2) появление корней и корневищ 3) развитие тканей 4) образование семени 5) возникновение фотосинтеза 6) возникновение двойного оплодотворения
17. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.
18. Определите, какой эволюционный процесс изображен на схеме, что является движущими силами (факторами) данного процесса и какая форма естественного отбора ему соответствует.
19. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.