Технологии решения социальных проблем




НКО России накопили заметный опыт в решении социально значимых задач в самых разных областях. В силу специфики своей деятельности (получение грантов на реализацию конкретных программ) этот опыт в основном позитивен. Активное взаимодействие с иностранными организациями позволяет НКО знакомиться, осваивать и внедрять мировой опыт решения различных социальных проблем. Ограничения в использовании ресурсов требуют от НКО нахождения технологичных и недорогих решений, прямо ориентированных на потребности их клиентов. К сожалению, этот опыт слабо распространяется и пропагандируется. Он в большинстве своем не востребован властями, зачастую из-за принципиальных “идеологических” расхождений. Для местных властей ориентация на обслуживание интересов граждан, рассмотрение граждан в качестве своих заказчиков и клиентов не стало правилом.

Взаимодействие с общественностью

Некоммерческие организации имеют дело с населением напрямую, без посредников. Поэтому сотрудники НКО хорошо представляют интересы и потребности тех людей, с которыми они работают. Люди больше доверяют таким организациям, поскольку они дистанцированы от власти и ориентированы на решение простых и понятных обычному человеку задач. В силу своего положения и предназначения, НКО могут стать для широких масс населения посредником и защитником их коренных интересов.

Взаимодействие между секторами

Особую роль общественные организации играют в отношении мобилизации ресурсов сообщества, как организаторы взаимодействия между властью и бизнесом в интересах местного развития. Интересы организаций третьего сектора не вступают в сильные противоречия с интересами властных структур и бизнес-организаций, в отличие от собственных интересов последних. НКО отстаивают интересы граждан и уже накопили технологии организации эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Обращает на себя внимание обычная логика определения конфликтов и затруднений во взаимодействии общественного (некоммерческого сектора) и местных властей. Она строится на констатации недостаточного внимания властей к деятельности некоммерческих организаций и слабому привлечению этих организаций для решения местных задач. При этом из поля зрения выпадают такие важные вопросы, как развитие нормативно-правовой базы местного самоуправления, фиксация в городских уставах положений, которые вынуждали бы органы местного самоуправления опираться при принятии ключевых решений на местные сообщества. Мировой опыт показывает, что ключевым направлением деятельности на местном уровне, способном консолидировать все местные сообщества и местную власть, является разработка планов социально-экономического развития. Успешность реализации таких планов, в значительной мере, зависит от того, удалось ли достичь согласия всех групп населения в выбранной модели местного развития и существуют ли группы (сообщества), заинтересованные в реализации этих планов как условии реализации их личных проектов благополучия.

Обсуждение роли малого и среднего бизнеса в муниципальном экономическом развитии демонстрирует, что бюджетный кризис является благоприятным фоном для повышения роли данного сектора в эффективном использовании средств бюджета в оказании услуг населению. Значительные издержки крупных предприятий, традиционно являвшихся подрядчиками муниципалитетов, сегодня непосильны для местных бюджетов. Местные власти ищут возможности снизить свои расходы. Средством снижения расходов является система муниципального заказа, гарантирующая, в том числе, привлечение предприятий малого и среднего бизнеса в систему муниципального подряда. Там, где сегодня малому и среднему бизнесу удастся закрепиться в качестве подрядчиков муниципалитетов, будет сформирована благоприятная перспектива развития малого и среднего бизнеса.

Не менее важным фактором развития малого и среднего бизнеса является его участие в работе различных общественных объединений, нацеленных на сотрудничество с местными властями и разработке планов социально-экономического развития.

Основные организационно-управленческие решения, принятые и осуществленные в городах в качестве реакции на “августовский кризис” 1998 года позволили удержать экономическую и социальную ситуацию и, не доведя ее до грани развала основных систем жизнеобеспечения населения.

Сегодня налицо - негативная тенденция локализации товарных и финансовых рынков. С другой стороны, следствием кризиса банковской системы и усугубления кризиса неплатежей является повышение инициативы местных властей в использовании региональных и муниципальных финансовых инструментов (создание губернских банков, банковских союзов, расчетно-кассовых центров, муниципальных казначейств и схем взаимозачета). Задачи, которые до кризиса не смогла решить государственная финансовая система и, по разным причинам, не спешили решать коммерческие банки, в условиях кризиса пришлось – в порядке собственной инициативы – решать городским властям. Острота кризиса, ощущение близости порога управляемости, выступили в роли своеобразного катализатора инициативы. Опыт внедрения этих сравнительно новых для российской практики финансовых инструментов может послужить толчком для будущего развития финансовой инфраструктуры местного самоуправления.

В качестве антикризисных мер сегодня называются также решения по организации продовольственного снабжения населения и формированию продовольственных запасов на зиму 1998-1999 гг. и весну 1999 г. Подчеркивается, что, с управленческой точки зрения, такие “мобилизационные” решения не стоит оценивать негативно (как свидетельство возврата к командно-административному стилю руководства), что в них ценен опыт инициативности, который может быть использован и в посткризисной ситуации.

В ином ключе, безотносительно к обстоятельствам конкретного кризиса, обсуждается ситуация с развитием технологических и социально-институициональной инфраструктур и их использованием для стимулирования экономического роста.

Отмечается прогрессивная роль практики муниципального заказа для диверсификации, повышения качества и удешевления жилищно-коммунальных и других услуг, оказываемых населению, создания конкурентной среды для их производства. В выборе между созданием специализированных муниципальных предприятий и конкурсным муниципальным заказом предпочтение отдается второму варианту, как обеспечивающему большую прозрачность решений и мотивацию к снижению тарифов на услуги.

С другой стороны, отмечается роль “справедливой цены” на услуги более высокого качества. Население, например, готово платить большую цену за гарантированно более чистую воду или комплект информационных услуг (телефон + многоканальное кабельное телевидение + Интернет), предоставляемых через один квартирный ввод.

Подчеркивается, что:

инвестиционную деятельность следует переориентировать на использование внутригородских инвестиций и поддержку, в первую очередь, местных производителей;

эффективная деятельность фондов инвестиционных программ, формируемых, в том числе, за счет бюджетов развития, невозможна без единых реестров городской недвижимости;

хорошие результаты дает создание муниципальной службы, обеспечивающей регистрацию недвижимости “из одних рук”.

Отмечается важная роль в стимулировании городской экономики практики долевого участия в строительстве муниципального жилья.

Перспективы стимулирования городской экономики за счет развития транспортной инфраструктуры, социально-пространственной дифференциации территории и “благоустройства” городской среды оцениваются относительно противоречиво. Среди причин, тормозящих использование этих возможностей, помимо плохой наполняемости городских бюджетов, называется слабая солидарность (идентичность) местного сообщества в оценке положительной роли средовых и инфраструктурных объектов для повышения качества жизни и почти повсеместная недооценка их как ресурсов городского развития.

Отмечается необходимость помощи местной власти в институциональном развитии некоммерческих организаций. В частности, необходимо обеспечить их доступ к конкурсам на муниципальный заказ, что позволит не дожидаться принятия региональных законов о муниципальном заказе.

Серьезные критические суждения высказываются в адрес действующей в России системы муниципальной статистики, не позволяющей увидеть, что происходит с городом: богатеет он или беднеет, сколько денег приходит на территорию и сколько уходит из нее и т.п. В свою очередь, это не позволяет выстраивать обоснованный маркетинг территорий и городов.

Признается целесообразной разработка, публикация и широкое общественное обсуждение Финансовой хартии местного самоуправления, в рамках которой со стороны были бы сформулированы стратегические намерения и предложения муниципальных образований в области финансовой политики.

Многократно подчеркивается возрастающая роль негосударственных ассоциаций муниципальных образований в укреплении нормативно-правовых основ местного самоуправления. Судя по всему, лозунг “Нужно начать действовать вместе!” продолжает быть актуальным, несмотря на то, что создано уже немалое число таких ассоциаций разного уровня. Основные задачи деятельности таких ассоциаций связаны с тем, чтобы добиваться внятного разграничения прав собственности между федеральным, субфедеральным (субъектно-региональным) и муниципальным уровнями власти.

Назревшим признается учреждение муниципальных пенсионных фондов и страховых компаний, доверие населения к которым будет большим, чем к аналогичным государственным и коммерческим институтам.

Идущие дискуссии подтверждают предположение, что самоопределение активных субъектов развития местного самоуправления, в нынешней ситуации, во многом зависит от того, как фиксируются причины развернувшего кризиса. Если его причины связываются исключительно с деятельностью органов государственной и местной власти, то есть понимаются как независящие от собственных действий, то и акцент в суждениях переводится с собственных проектов и намерений на действия других. Если причины кризиса связываются, в том числе, с реализацией собственной (в том числе личной) позиции, то критический анализ становится основанием для новых проектов и намерений.

С экспертной точки зрения, очевидно, что горизонты нашего понимания и способность улавливать суть проблемы сильно ограничены общим уровнем понимания роли и места местных сообществ в муниципальном экономическом развитии. Наличие глубокого отчуждения местных сообществ от местных органов власти является негативным фактором общественной жизни. Безусловно, малый бизнес и некоммерческий сектор, в том числе общественные организации и объединения, способны повысить синергию на местном уровне и значительно расширить набор традиционных ресурсов муниципального экономического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: