Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в настоящее время.
Актуальность проекта продиктована самой жизнью. В сложившейся экономической ситуации значительные изменения претерпевает выбор профессии: на рынке труда появились новые и качественно изменились старые профессии. Возникло множество альтернативных учебных заведений. Процесс выбора профессии приобрел другую направленность. Выбор профессии – один из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека.
Данный проект направлен на профессиональное информирование подрастающего поколения, способствует реализации сетевого взаимодействия различных организаций, занимающихся вопросами образования, воспитания, занятости детей и молодёжи. Предполагает организацию разносторонней системной работы с ребёнком. Проект адресуется специалистам, ведущим профориентационную работу в библиотеках и общеобразовательных учебных заведениях.
Проект предназначен для решения нескольких проблем.
Первая проблема – недостаток знаний о мире профессий.
Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии. Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что представляет собой, та или иная профессия в настоящее время.
Сегодня, как никогда, профориентационная деятельность актуальна для
библиотек, работающих с подрастающим поколением (подростками,
старшеклассниками, выпускниками). Выбор профессии - один из
|
ответственных моментов в жизни молодого человека, определяющий
дальнейший жизненный путь. В современный международный стандарт
занесено 9333 профессий, в нашей стране специалисты насчитывают около
7 000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление
около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают» либо меняются до неузнаваемости.
Подросткам необходимо очень продуманно подходить к выбору, как
специальности, так и учебного заведения для поступления.
Хорошо, когда дело, которым подросток интересуется и любит, будет
его профессией, но мир профессий такой большой, и так трудно решить, по
какому пути идти.
Поэтому наша основная задача восполнить этот недостаток знаний среди подрастающего поколения.
В связи с этим основной целью профориентационной работы современной библиотеки является развитие у молодежи готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор.
Особенность библиотеки, как профориентационного учреждения, состоит в том, что профориентация ведётся, главным образом, через источники информации, прежде всего, книги, периодическую печать и современные информационные ресурсы.
Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодёжи в сельской местности. Там, библиотека зачастую единственное место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.
Вторая проблема – выбор профессии и путей самореализации среди молодёжи.
|
Как свидетельствует статистика, до 40 % учащихся, оканчивающих школу, ввиду отсутствия опыта выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, способностям, внутренним убеждениям; 45 % абитуриентов профшколы не уверены, что их выбор правильный; каждый третий выпускник вузов не удовлетворён своей специальностью.
Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.
Особенно остро эти проблемы встают перед юношами и девушками, живущими на селе. Им чаще всего свойственна заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, что в известной степени определяется осознанием недостаточности своей образовательной и культурной подготовки, которая не позволяет конкурировать с городскими ровесниками. Вышесказанное свидетельствует о важности разработки специального проекта, направленного на решение проблемы профессионального самоопределения подрастающего поколения, основной целью которого станет подготовка молодежи к работе и жизни в новых условиях, по развитию не только профессиональных знаний и умений, но и таких качеств, как готовность к труду, способность к планированию и реализации деятельности, правильному изложению своих идей и умению работать в команде.
Несомненно, в современных условиях библиотека является важным звеном в этой деятельности, так как относится к доступным для населения и достаточно распространённым источникам накопления информации о профессиях, путях приобретения специальности, об учебных заведениях, рынках труда.
|
Цели и задачи проекта
Цели проекта: Основная цель - развитие у подрастающего поколения готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор. Систематизировать работу по профориентации, объединёнными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи проекта:
- оказать помощь школьникам в осознанном выборе будущей профессии;
- сделать доступной для подрастающего поколения разностороннюю информацию о мире, наиболее востребованных профессий в ближайшем будущем;
- обновить формы профориентационной работы на основе внедрения новых информационных технологий.
-изучить потребности рынка труда области и профессиональные предпочтения подростков;
-сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
-вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;
-сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;
-раскрытие личностных качеств и реализация творческих способностей участников проекта;
-формирование круга комфортного общения подростков;
-обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.
3.Механизм реализации (план мероприятий)
Этапы работы над проектом (подготовительный, основной, итоговый)
Описание проекта:
Для реализации проекта «Ступени к будущей профессии» скоординирована деятельность МКОУ «Якшангской школьной библиотеки», МКУК МЦБС Якшангской детской публичной библиотеки, МУК РКДЦ Якшангский сельский Дом Культуры, привлечены педагог - психолог школы и педагог - организатор по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители. Центр занятости населения.
В рамках проекта будет проведена работа с учащимися школы, родителями учащихся, педколлективом.
Данное методическое пособие разработано в помощь библиотекарям и специалистам, работающим с детьми и юношеством, с целью помочь ориентироваться в важнейших аспектах проблемы выбора профессии, показать возможности массовой работы библиотеки в профессиональной ориентации, представить формы и методы библиотечной работы в этом направлении.
Следует отметить, что работа в библиотеках по профориентации ведется в основном в направлениипрофессионального информирования - предоставление информации о различных профессиях, путях их получения и встречи с ведущимиспециалистами, состоявшимися в той или иной профессии в родном городе илисельской местности. А вот профессиональное консультирование – помощь юношеству в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей исостояния здоровья, анкетирование и организация встреч с психологом испециалистами центров занятости и центров профессиональной ориентациимолодежи встречается не часто.
Данный проект включает в себя тематические занятия и внеклассные мероприятия, используются все методы и формы библиотечной работы в направлении профессионального информирования и профессионального консультирования. Формирование интереса к изучаемому материалу и личностное развитие детей и подростков.
Не секрет, что библиотечные фонды недостаточно обеспечены литературой по
профориентации и мы - библиотекари очень часто связываем профориентацию с различными мероприятиями, проходящими в библиотеках и календарными праздниками.Выставки и тематические полки по профориентации дополняем художественной литературой, в которой говорится о представителях той или
иной профессии.
Для создания тематических папок используем Интернетресурсы, адаптируя для библиотек профориентационные материалы и информацию, с которой работают школы и учебные заведения.
Для подростков будет работать кружок профессиональной ориентации «Горизонт».
Для достижения результатов и поддержания интереса участников проекта к данной деятельности будем использовать следующие формы работы:
1. Деловая игра, позволяющая сблизить участников, но одновременно
вызывающая чувство соперничества, желание проявить свои индивидуальныекачества, нестандартность в решении проблем.
2. Обзор литературы для знакомства с интересными книгами и публикациями.
3.Встреча с людьми разных профессий, которая убеждает в важности и
необходимости множества сфер труда.
5. Викторина, как интересная игровая форма работы
6. Использование видеофильмов, мультфильмов из серии «Калейдоскоп
профессий»
7. Анкетирование.
На мероприятия будут приглашены подростки с родителями.
Планируется организовать «Дни труда в библиотеке» - ежемесячные краеведческие встречи. Основная задача не просто рассказать опрофессиях, востребованных в районе, но и показать, чего могут достичь люди,выбравшие эти профессии. Впереди у библиотеки Дни труда, посвященныепрофессиям малого бизнеса, промышленности, сельского хозяйства и конечно,библиотечной профессии.
Ситуация с библиотечными кадрами на сегодня такова, что необходимо
самим заботиться о новых и молодых специалистах. Библиотекарями области
не очень активно, но все же ведется популяризациябиблиотечной профессии.
Итогом этой работы будет составление методико-библиографического пособия, выпуск буклетов, распространение полученного опыта. Информирование через районную газету и социальные сети. Составить сборник психологических тестов, наиболее точно позволяющих определить профессиональные интересы в сотрудничестве со школьным психологом.
План мероприятий
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
6.04. 2020. | Совместное совещание библиотекаря школьной библиотеки и библиотекаря детской библиотеки п. Якшанга Поназыревского района | Привалова Т.В. педагог - библиотекарь школьной библиотеки и Белозёрова О.В. библиотекарь детской библиотеки. |
7. 04 – 10.04. 20. | Организация рабочих групп для создания и реализации проекта. | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. |
11. 04 – 20. 04. 20 | Работа над созданием проекта и планирование основных мероприятий. | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. |
Основной этап. | ||
24. 04.20 постояннодействующая | Онлайн -выставка-обзор ««Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь». | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. |
30.04 20 – 11.05. 20 | Онлайн -анкетирование «Школа... А дальше?» (9-11 кл) | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Доброзорова Л.Е. педагог - психолог |
С 25.05.20 – 24.10 20. ежемесячные встречи | Краеведческие встречи «Дни труда в библиотеке» | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Качина И.А. социальный педагог |
30.06.20 – 3.07.20 | Деловая игра ««Как найти себя?» (8-10 кл) | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Лямина Н.В. директор |
4.08.20 – 7.08. 20 | Викторина «От успеха к учебе – к успеху в жизни» (5-7кл) | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Классные руководители. |
15.09.20- 15.10.20 | Видеопросмотры из серии «Калейдоскоп профессий» | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Корягина Н.Н. педагог- организатор. |
24.09. 20 – 24.10.20. | Составление методико-библиографического пособия,сборника психологических тестов,выпуск буклетов | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Доброзорова Л.Е. педагог – психолог. Классные руководители. |
Заключительный этап | ||
16.10.20. | Поощрение активных участников проекта. | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Классные руководители |
20.10.20 | Подведение итогов реализации проекта | Белозёрова О.В. Привалова Т.В. |
Ресурсное обеспечение
Условия | Содержание деятельности |
Организационные | Координация деятельности субъектов образовательного процесса, школьная библиотека, детская публичная библиотека, специалист Центра занятости населения. Определение темы и актуальности проекта, определение ресурсного потенциала, оформление материалов проекта. Разработка и реализация проекта. Подведение итогов проекта. |
Нормативно-правовые | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон о библиотечном деле Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 11.12.17г. о реализации проекта Соглашение о межбиблиотечном сотрудничестве от 23.11.17г.(ЦБС и КСОШ) · https://oubelostok.odes.obr55.ru/files/2018/10/Приказ-Министерства-о-самых-востребованных-профессиях.pdf · https://www.eduportal44.ru/npo/MPROFK/DocLib7/Рег._программа%20%20развития%20профориент.%20работы%202018_2025.pdf Об утверждении региональной программы развития профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018-2025 годы · https://www.eduportal44.ru/npo/MPROFK/DocLib7/ПРОЕКТ%20%20концепции.pdf Региональная концепция развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области на период до 2030 г. |
Информационные | Интернет- порталы, художественная, публицистическая, научно-популярная и методическая литература, наглядные пособия |
Методические | Курсы повышения квалификации «Организация совместной проектной деятельности школьных и публичных библиотек» (очный семинар) Материалы дистанционных курсов повышения квалификации «Организация совместной проектной деятельности школьных и публичных библиотек» (вебинары) Проект «БиблиоЛига» (межведомственное взаимодействие школьных и публичных библиотек) |
Кадровые | Привалова Т.В. педагог - библиотекарь школьной библиотеки Белозёрова О.В. библиотекарь детской библиотеки Доброзорова Л.Е. педагог – психолог Корягина Н.Н. педагог- организатор. Качина И.А. социальный педагог Классные руководители Специалист Центра занятости населения. |
Материально-технические | Книжный фонд школьной и детской библиотек, сетевое обеспечение, оргтехника, мобильная библиотека, мультимедийный класс школы. |
Финансовые | Бюджет МКОУ Якшангская СОШ и МКУК МЦБС Поназыревского района Костромской области. |
5. Планируемый результат:
- Создание единого информационного образовательного пространства школы и публичных библиотек;
- Расширение доступа к ресурсам и услугам библиотек;
- Повышение информационной и методической грамотности библиотекарей в результате совместной работы над проектом;
- Совместное участие в проекте детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними.
- Увеличение основных показателей библиотеки.
По итогам окончания проекта обучающиеся овладеют навыками и умениями:
– предварительного профессионального самоопределения (выбор или не выбор определенной профессии);
– самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;
– научатся эффективным формам установления межличностного контакта;
– расширят кругозор;
– воспитают в себе такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности.
– разовьют способность анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию;
– реализуют навыки успешной социализации.