Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Архангельской области «Детская музыкальная школа №1 Баренцева региона» филиал «Плесецкая детская школа искусств»
План -конспект открытого урока по музыкальной литературе с учащимися 4-го и 2 - го класса, 1 год обучения на тему:
«Музыкальные инструменты»
Автор: Вебер Любовь Евгеньевна,
Преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Высшей квалификационной категории
п. Плесецк
2021 г.
Тема урока:
Музыкальные инструменты.
Цель урока:
Закрепить, обобщить и углубить ранее полученные знания, а также жизненные представления учащихся об уже известных музыкальных инструментах.
Задачи урока:
Образовательные - Закрепление и расширение знаний о музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Развивающие - Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, артистизма, творческой инициативы, воображения.
Воспитывающие - Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки, повышение мотивации обучающихся.
Форма урока: урок углубления и систематизации знаний.
Оборудование: ноутбук, экран с проектором, музыкальный центр, плакат «Музыкальные инструменты», наглядный материал.
Методы обучения: словесные; стимулирование музыкально-творческой деятельности; наглядно-слуховые; анализ; творческое задание; ситуации успеха.
Музыкальный материал:
Аудио – записи
Г. Ф. Телеман Фантазия для скрипки – соло № 12 а – moll (скрипка),
Л. В. Бетховен Симфония №5, I часть (соло гобоя),
|
С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», тема утки (гобой)
К.Сен-Санс «Карнавал животных», Лебедь (виолончель),
С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», тема кошки (кларнет),
А. Скрябин Этюд № 12 (труба соло),
С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», тема дедушки (фагот),
Н. А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (домра),
К.Сен-Санс «Карнавал животных», Слон (контрабас соло).
Видео – записи
М. И. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (симфонический оркестр)
Уолт Дисней «Час симфонии» мультфильм (отрывок)
Группа: (9 человек) - Свириденко Н., Богданова С., Маташина А., Никитина Д., Огольцова И., Зайкова А., Кокорина К., Федотова К., Первушина В.
План урока:
1. Вступительное слово
2. Деление на команды («бочонки лото» – чётные и нечётные)
3. Разминка
4. «Из истории инструментов» (сценки)
5. «Собери название инструмента по форме фигур»
6. «Составь название инструмента из букв»
7. Устройство инструментов
8. Загадки про инструменты
9. «В доме мастера»
10. «Переведи слово»
11. «Третий лишний»
12. «Оркестры»
Ход урока
Вступительное слово
Я слушал музыку, следя за дирижёром. Вокруг него сидели музыканты – У каждого особый инструмент… (Солоухин «Дирижёр») |
Тема сегодняшнего контрольного урока – музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты… Без них невозможно ничего в музыке: ни композиторское творчество, ни исполнительское искусство. Без музыкальных инструментов музыка практически не существует.
Какие только инструменты не создавали люди за несколько тысяч лет. И у каждого своя история, свои предки и свои наследники.
|
К сожалению, нам с вами познакомиться со всеми просто невозможно. На это ушли бы не дни, а месяцы и даже годы. Но с некоторыми вы познакомились на уроках музыкальной литературы и, конечно, каждый из вас обучается игре на каком-либо инструменте. И вот сегодня вы блеснёте своими знаниями об истории, устройстве, технике игры на разных музыкальных инструментах. В контрольных заданиях будет говориться и об инструментах симфонического оркестра, и о русских народных инструментах и, конечно, о тех, которые не вошли в состав оркестров, но они также интересны, прекрасны и известны. Между заданиями будут звучать отрывки из произведений композиторов, в которых нужно узнать тембры инструментов.
Деление на команды
Итак, для начала разделимся на две команды. (Учащиеся вытягивают бочонки «лото» и группируются по принципу чётные – нечётные)
3. Разминка:
№ | Вопросы: | Ответы учащихся: |
Назовите инструменты, которые имеют струны. | Скрипка, виолончель, контрабас, балалайка, домра, арфа, гитара, клавесин, фортепиано, гусли. | |
Назовите инструменты, в которых звучит воздух. | Флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, орган, баян, аккордеон. | |
Назовите инструменты, которые имеют гриф. | Скрипка, альт, виолончель, контрабас, балалайка, домра, гитара. | |
Назовите инструменты, которые имеют меха. | Баян, аккордеон, орган, волынка. | |
Назовите инструменты, на которых звук извлекается щипком. | Балалайка, домра, гусли, арфа, клавесин. | |
Назовите инструменты, на которых есть струны и педали | Фортепиано, рояль, арфа. | |
Какой музыкальный инструмент изобрела богиня Афина? | Флейта. | |
Вспомните любимый инструмент бога Аполлона. | Лира. | |
Первые клавиши этого инструмента были огромными и тяжёлыми, музыканты играли на них кулаками и даже локтями, чтобы рукам не было больно, одевали перчатки. | Орган. |
|
Ответь, если правильное утверждение – «да», если неправильное – «нет»:
В симфоническом оркестре 4 основные группы инструментов | Да | |
У органа есть специальная клавиатура для ног | Да | |
К группе деревянно-духовых относятся: флейта, гобой, фагот, валторна | Нет | |
К группе струнно-смычковых относятся: скрипка, виолончель, арфа, контрабас | Нет | |
Самый низкий по звучанию деревянно-духовой инструмент: контрабас | Нет | |
Медно-духовые инструменты: труба, туба, тромбон, валторна | Да | |
Свирель, трещётка, скрипка, балалайка – инструменты народного оркестра | Нет | |
Гусли, домра, арфа, гудок– струнно-щипковые инструменты | Нет |
Следующее задание.
Из истории инструментов
Если бы музыкальные инструменты умели рассказывать нам свою историю, мы услышали бы много интересного о странах, где они появились, о людях, которые их придумывали и делали, о тех приключениях и превращениях, которые с ними происходили.
Итак, задание будет связано с историей музыкальных инструментов.
Простите, к нам в гости пришли знаменитый музыковед с прекрасной незнакомкой.
1.О чём они говорят? (Сцена 1, Свириденко Н. и Богданова С.)
Сцена 1
̶ Прекрасная незнакомка, как Ваше имя?
̶ Меня зовут, а впрочем, я хотела бы, чтобы имя моё отгадали, внимательно послушав мою историю.
̶ Ваш возраст?
̶ Лет, пожалуй, тысяч пять, десять, а может и все двадцать. Кто знает?
̶ Прекрасно выглядите для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки. Смотритесь по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на тонкой колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн. Ваше происхождение?
̶ Божественное! Один учёный монах писал, что меня изобрёл бог Меркурий. Другие утверждали, что меня подарил людям сын Зевса Амфион. А третьи утверждали, что я инструмент египетского бога Тота.
̶ Неужели Вы всерьёз верите в своё божественное происхождение?
̶ Признаться, это очень мне льстит. Так приятно, когда поклоняются твоей красоте. Вам известно. Что древние египтяне писали иероглифами, которые изображали целое слово. Так вот… Когда они хотели написать слово «Прекрасное», то рисовали именно мой портрет.
̶ А кто же первым сделал Вас?
̶ Ну, если Вы так настаиваете… Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил, так получился многострунный щипковый инструмент. Где много струн – там я!
̶ Есть ли у Вас родственники?
̶ О да, мои сестрички – лира и лютня. Я принесла их фотографии. Ой, они перемешались вместе с другими инструментами. Я очень прошу вас, ребята, помогите найти их фотографии и, конечно же, мою. (арфа)
2.А вот и ещё один гость. (Сцена 2,Маташина А.)
Сцена 2
Я поведу свою историю с моего происхождения. Что ж, не буду скрывать, я животного происхождения. В далёком первобытном прошлом я – обыкновенный рог, может буйвола, а может дикого барана. От рождения телосложение моё было хрупким, а голос – противный. Для укрепления организма я пошёл служить в армию.
… И вот я на военной службе в руках древнегреческих и древнеримских воинов. Вместо хрупкой кости – звонкий металл: медь, бронза. Участвовал в сражениях, псовых охотах.
… Ещё несколько веков минуло. Вид изменился, голос стал ясным, чистым. В общем, охотники были чрезвычайно мною довольны, и дали мне имя – лесной рог. Некоторое время я служил на почте. Но больше всего мне хотелось петь. И придумали такое хитроумное устройство, что я смог укорачивать и удлинять своё туловище прямо во время игры. А вы знаете, какой мой рост? Если развернуть всё моё туловище-улитку, то это будет три с половиной метра. Я очень красив, мой голос солнечно ясный, величавый. Кто готов назвать моё имя? (валторна)
3. Следующий гость. (Сцена 3, Никитина Д.)
Сцена 3
Родина этого инструмента неизвестна. Предполагают, что возникла она в древней Греции, но вторую родину обрела в Испании, где уже в VIII-IX веках получила широкое распространение и стала неотъемлемой частью быта испанцев. Её любили в Италии, Германии, Франции, России. А потом, она переплыла океан и оказалась в Америке. Имя этого инструмента пошло от кифары, на которой играл Орфей. Назовите этот инструмент и найдите его изображение. (гитара)
4. А вот и ещё один гость. (Сцена 4, Огольцова И.)
Сцена 4
Более двух тысяч лет тому назад любое празднество открывалось звучанием этого инструмента. Ещё в Элладе призывным звучанием фанфар сопровождалось торжественное начало Олимпийских игр. В средние века в рыцарском войске человек, игравший на этом инструменте, сидел на лучшем коне с богатым седлом. Меч его был обломан, что означало – это не воин, но уважать его нужно как истинного воина. А в польском городе Кракове до сих пор в 12 часов по полудню звучат позывные, обрывающиеся на последнем звуке в память о человеке, ценою жизни возвестившем сигналом на этом инструменте о приближении врага. Что это за инструмент? (труба)
5. Сцена 5 (преподаватель)
В XVII веке в итальянском городе Кремоне, – рассказывает одна старинная легенда, – волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошел внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.
– Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твое желание, – сказал волшебник.
– Я хочу жить вечно, – ответил юноша.
– Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь 999 таких же прекрасных инструментов, но на 1.000 ты умрешь.
– Я согласен!
Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к 1.000 (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:
– Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.
Имя этого мастера известно всему миру. Кто же это? (Антонио Страдивари)
И конечно, сейчас речь пойдёт о скрипке…Каждый народ называл её по-своему: то фиалкой, то анютиными глазками и даже «окороком». Она звучала и в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке – везде, где были танцы. Её даже прятали в карманах камзолов, чтобы в нужный момент была под рукой учителя танцев. А такой, какая она сейчас, сделали её три с половиной века назад кремонские мастера. Назовите их имена? (Амати и Страдивари)
Собери название инструмента по форме фигур
Данное задание выполняется на скорость, т.е. кто быстрее. Итак, сейчас по 2 представителя от каждой команды выберут каждый по одной фигуре. Надо составить название музыкальных инструментов, обратив внимание на форму фигур, в которых заключены буквы.