Все вы любите играть в игру, когда из букв одного слова составляются другие слова. В нашей музыкальной игре шаловливый котёнок разорвал все карточки с верными названиями инструментов…И теперь надо из этих «непонятных» слов составить название инструмента.
Устройство инструментов
Каждый музыкальный инструмент обладает своим неповторимым тембром (окраской звука), которая впрямую зависит от материала, из которого он сделан и, конечно же, от его устройства. Следующее задание связано с устройством музыкальных инструментов.
Вопросы задаются на фоне звучания загаданных инструментов:
1. Этот инструмент очень изящен с плавными закруглениями, тонкой «талией». Корпус покрывают лаком разных оттенков. На верхней деке красивые вырезы – «эфы». Гриф, сделанный из чёрного дерева, заканчивается «головкой». (скрипка)
2. Он представляет собой инструмент с треугольным корпусом, довольно длинной «шейкой» и слегка отогнутой назад лопатообразной «головкой». Струны раньше – жильные, затем металлические, сейчас нейлоновые. (балалайка)
3. Этот инструмент имеет металлический корпус в виде котла, в верхней части натянута мембрана из кожи. Внизу имеются педали для перестройки мембраны. (литавры)
4. Набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих разным по высоте звукам. На нём играют деревянными палочками. (ксилофон)
5. К его деревянному корпусу, который представляет собой связку труб, плотно насаживается металлическая трость в виде латинской буквы S. (фагот)
6. Его сделали из старинной свирели. Инструмент представляет собой деревянную трубку, заканчивающуюся своеобразным «клювом-насосом», на котором укрепляется тонкая камышовая пластинка «трость» или «язычок». (кларнет)
|
7. Корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей. Звук извлекают колотушкой с войлочными шарообразными наконечниками. (барабан)
8. По форме этот инструмент напоминает пионерский горн, но имеет вентильный механизм, позволяющий извлекать 33-35 звуков. (труба)
Загадки про инструменты
Все вы, наверное, любите загадывать, а ещё больше отгадывать загадки. Перед вами «вернисаж» музыкальных инструментов (стенд с изображениями). Ваша задача: найти и назвать загаданный инструмент.
1. Я во Франции родился, и уж триста с лишним лет
Я играю и в оркестрах и как сольный инструмент.
Сам Чайковский очень много мне мелодий посвящал,
Замечательный мой голос его часто вдохновлял.
Лучше всех мне удаются чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу.
Кто в оркестре самый главный? Я – настройщик-камертон.
Звук мой «Ля» перед концертом задает оркестру тон (гобой).
2. Сверху кожа, снизу тоже, зазвучать так громко сможет.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит, в ногу всем идти велит… (барабан)
3. В лесу выросла, из лесу вынесена, на руках плачет, на полу скачет… (балалайка)
4. Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!
Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)
5. Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)
|
6. Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть – их нужно все перебирать… (арфа)
7. Обтяни котел ты кожей – будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать… (литавры)
8. Инструмент тот с давних пор украшал собой собор.
Украшает и играет, весь оркестр заменяет. (орган)
9. На моей клавиатуре столь широк диапазон,
Что могу запеть, как флейта, иль звучать как саксофон.
И оркестром многозвучным я бываю иногда.
А в концертах фортепьянных я солирую всегда.
Мой приятель – пианино. Инструмент он небольшой,
Поскромнее и потише. Не сравниться он со мной (рояль).
10. Это медный духовой, то короче, то длиннее, ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он. Как зовут его? (тромбон)
11. Бычий пузырь, деревянные трубочки –
Трубочкой это не назовёшь.
Но если историю музыки знаешь,
Вспомни – и всё сразу поймёшь. (волынка)
12. Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я важная фигура… (треугольник)
13. Рояль с баяном подружились и навсегда объединились.
А ты названье угадаешь, содружество мехов и клавиш? (аккордеон)
14. Чудесная трубочка, не простая дудочка.
Бывает деревянной, фарфоровой и золотой.
Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт. (флейта)
В доме мастера
Теперь я прошу вас представить великолепный дом, где живёт мастер, дающий музыкальным инструментам голос. Его искусство окружено тайнами, у него свои секреты, а главный из секретов – любовь к прекрасному. Заглянув в мастерскую, по отдельным деталям угадайте: какие инструменты находятся в доме мастера?
|
Переведи слово
Музыка – это особый вид искусства, который говорит на языке понятном людям любой национальности. А вот термины в музыку пришли из разных языков – французского, итальянского, немецкого и других.
Я буду говорить музыкальный термин, связанный с нашей темой – инструменты, а вы их переводите:
· Флейта – дуновение, · Фагот – вязанка дров, · Кларнет – маленькая труба, · Балалайка– балалар, балаболка, | · Скрипка– маленькая violini, · Гобой – высокое дерево, · Фортепиано – громко, тихо, · Валторна – лесной рог, · Челеста – небесная. | · |
Третий лишний
Музыкальные инструменты отличаются друг от друга: по возрасту, по географическому происхождению, по внешнему виду. Но есть общие признаки, по которым они объединяются в группы:
1) из чего сделаны, 2) что звучит, 3) как извлекается звук.
На экране изображены три инструмента, один из которых будет лишний, не подходящий по одному из выше перечисленных признаков. Надо назвать этот инструмент и объяснить, почему он оказался «третьим лишним».
Оркестры
Последнее задание, как итог нашей игры, собирает инструменты вместе. У каждого инструмента своя мелодия, а собранные в оркестр, все они вместе подарят настоящее чудо музыки, передающее настроение и чувства человека.
Вы знаете, что существует много различных типов оркестров: военный, состоящий из духовых инструментов, оркестр народных инструментов, струнный, эстрадный и т.д. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр. Другой, не менее богатый по колориту звучания, является оркестр русских народных инструментов. У его создателя – Андреева была идея «соединить фрак с балалайкой», создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные инструменты.
Ваша задача, выбрать на столе инструменты и посадить на верное место в оркестр: первой команде – инструменты симфонического оркестра, второй команде – народного оркестра. Самый смелый в каждой команде «превратится» в дирижёра и рассадит своих «оркестрантов» по схеме оркестров.
Просмотр мультфильма Уолта Диснея «Час симфонии».