Состав группы:
Обязанности | Фамилия имя | Оценка | |
Руководитель группы (организует работу, распределяет обязанности, следит за регламентом, отвечает за дисциплину) | |||
План урока.
1) Распределите обязанности в группе. Распределите вопросы между участниками группы.
2) Обсудите задания, запишите ответы и выводы в тетрадь (в виде тезисов)
3) Подготовьте устный связный ответ, обязательно цитируя произведение.
4) Выводы других групп запишите в тетрадь.
Регламент выступления – 8 минут
Группа № 2
«Мировоззренческая» правда
Правда Бубнова
Что привело в ночлежку Бубнова? Какова предыстория этого персонажа? Как он относится к работе?
Что Бубнов говорит о себе? Как относится к другим обитателям ночлежки?
Найдите и зачитайте реплики Бубнова, в которых выражается его отношение к правде и лжи, к человеку, к жизни людей, к разговорам Луки.
Как Бубнов загоняет Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытается разобраться в себе?
Как он отреагировал на смерть Анны?
Есть ли у Бубнова что-либо святое в этой жизни (вера, мечты, дорогие люди и т.д.)?
Существуют ли для него такие понятия, как честь и совесть?
Докажите, что Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях. Его правда – это обнажение изнаночной стороны бытия, это «правда факта», это полное неверие в человека, скептицизм.
Просмотрите авторские ремарки, относящиеся к тону, которым Бубнов произносит свои реплики. Как вы это объясните?
Как фамилия помогает раскрыть его образ?
|
Справка: прозвище Бубен давали:
1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.
В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
«В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки не согласиться нельзя. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом, — та, которую «испортил» Актер. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?
В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы, — житье ваше — о-ой!..» — Бубнов
отвечает: «Такое житье, что как по утру встал, так и за вытье». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житье — вставши, да и за вытье». В чем смысл такого изменения?
Сделайте выводы:
Как понимает правду Бубнов?
Принимаете ли вы такую правду? Согласны ли вы с ней?
Можно ли назвать этот персонаж вестником зла и олицетворением низшего мира? (Обоснуйте)
Что лучше – жалость или истина?
Максим Горький «На дне»
Что понимают под правдой герои пьесы?
Что лучше – жалость или истина?
Состав группы:
Обязанности | Фамилия имя | Оценка | |
Руководитель группы (организует работу, распределяет обязанности, следит за регламентом, отвечает за дисциплину) | |||
План урока.
|
1) Распределите обязанности в группе. Распределите вопросы между участниками группы.
2) Обсудите задания, запишите ответы и выводы в тетрадь (в виде тезисов)
3) Подготовьте устный связный ответ, обязательно цитируя произведение.
4) Выводы других групп запишите в тетрадь.
Регламент выступления – 8 минут
Группа № 3
«Мировоззренческая» правда
Правда Луки
Расскажите о Луке. Как он появился в ночлежке? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»?
Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы?
Как отнеслись ночлежники к его появлению?
К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитайте высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.
Лжет ли Лука Насте, Актеру, Пеплу? Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?
Прочитайте, как Лука отвечает Насте, почему он такой добрый?
Расскажите притчу о праведной земле. Какова ее роль в пьесе?
Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?
Что изменилось в беспросветно – безрадостном существовании ночлежников с появлением Луки?
Как вы считаете, какое понятие о человеке имеет Лука? Выпишите из текста пьесы все реплики старца, где упоминается человек (люди). Сопоставьте их и скажите, уважает ли Лука человека, действительно ли жалеет его? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? Совпадает ли смысл, который старец вкладывает в слово «уважать», с тем, который придаете этому слову вы? (Справка: уважать — почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко). Как вы понимаете слово «жалость»?
|
Что происходит в ночлежке после ухода старца?
Как вы думаете, почему Лука исчезает после убийства Костылева? Почему он не вмешался в драку, не остановил Пепла, не удержал от непоправимого шага Актера? Виноват ли Лука в смерти Актера?
Как вы считаете, почему Горький дает персонажу такое имя?
Справка: а) Лука<Лукиан [лат. «светлый, светящийся»].
б) Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук., X. 1), автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчеркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам: они дороже Ему, чем гордецы, хотя бы и справедливо кичащиеся своей добродетелью (притча о блудном сыне, мытаре и фарисее).
в) Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный.
Сделайте выводы:
Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе? Как относится к Луке автор?
Помог или навредил Лука? Спас или подтолкнул к пропасти?
В чем правда Луки? Кто он: шарлатан или мудрый утешитель? врачеватель душ или лжец?
Что лучше – жалость или истина?