Что понимают под правдой герои пьесы?




Что понимают под правдой герои пьесы?

Что лучше – жалость или истина?

Состав группы:

  Обязанности Фамилия имя Оценка
  Руководитель группы (организует работу, распределяет обязанности, следит за регламентом, отвечает за дисциплину)    
       
       
       
       
       
       

План урока.

1) Распределите обязанности в группе. Распределите вопросы между участниками группы.

2) Обсудите задания, запишите ответы и выводы в тетрадь (в виде тезисов)

3) Подготовьте устный связный ответ, обязательно цитируя произведение.

4) Выводы других групп запишите в тетрадь.

 

Регламент выступления – 8 минут

 

Группа №1

«Частная правда», или правда, которую отстаивают герои для себя.

В чем состоит РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА для ночлежников?

Что привело в ночлежку Барона, Клеща, Актера, Настю, Пепла? Какова предысто­рия этих персонажей?

НАСТЯ. Расскажите, в чем состоит правда реальности для Насти?

Как ночлежники относятся к Насте? К ее историям?

О чем Настя мечтает? Какие истории придумывает?

Верит ли она в рассказанные истории?

Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость рассказывать выдумки и убеждать в их реальности слушателей?
Справка: Анастасия [греч. «воскресшая, возрожденная»]
Связано ли с судьбой Насти значение ее имени? Если да, то как?
Как вы считаете, почему именно Настя завершает пьесу?

АКТЕР. В чем состоит правда реальности для Актера?

Способен ли Актер самостоятельно подняться со дна?

О чем мечтает Актер? Именно из уст Актера мы слышим стихотворение Беранже, считающееся лейтмотивом пьесы. Прочитайте его. Гимном чего его можно назвать? Как вы считаете, почему Актер «удавился»? Кто виноват в его смерти? Лука или кто-то другой?

КЛЕЩ.

Справка: Андрей [греч. «мужественный, храбрый»]; клещ — насекомое разных видов, впивающееся в кожу; кровосос

Как Клещ относится к обитателям ночлежки? К своей жене? Мечтает ли он вырваться отсюда? Что ему мешает?

Клещ поначалу кажется единственным не смирившимся со своим положением обитателем «дна». Почему ему не удалось вырваться на волю? Что тому виной — внешние обстоятельства или он сам?

Как вы считаете, почему в пьесе звучит мотив уподобления человека насекомому? Случайна ли эта перекличка? Докажите свое мнение, опираясь на текст

В чем состоит правда Клеща? Васьки Пепла, Наташи, Барона?

Сделайте выводы:

Докажите, что вопрос о правде многогранен, и у каждого героя своя правда.

Кто из героев, по-вашему, способен вырваться из ночлежки?

Что лучше – жалость или истина?

Максим Горький «На дне»

Что понимают под правдой герои пьесы?

Что лучше – жалость или истина?

Состав группы:

  Обязанности Фамилия имя Оценка
  Руководитель группы (организует работу, распределяет обязанности, следит за регламентом, отвечает за дисциплину)    
       
       
       
       
       
       

План урока.

1) Распределите обязанности в группе. Распределите вопросы между участниками группы.

2) Обсудите задания, запишите ответы и выводы в тетрадь (в виде тезисов)

3) Подготовьте устный связный ответ, обязательно цитируя произведение.

4) Выводы других групп запишите в тетрадь.

 

Регламент выступления – 8 минут

 

Группа № 4

«Мировоззренческая» правда

Правда Сатина

Что привело в ночлежку Сатина? Какова предысто­рия этого персонажа?

Как фамилия и имя помогает раскрыть его образ?

Справка:

Константин – «твердый, постоянный»

Сатин — от Сата, Сатя — сокращенные варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).
Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?
Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил» Правомерно ли такое уподобление?

Чем выделяется Сатин среди «бывших людей»? Как он относится к ночлежникам?

Найдите и зачитайте реплики Сатина, в которых выражается его отношение к правде и лжи, к человеку.

Почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами?

Прочитайте выразительно монолог Сатина о человеке (или можно послушать выступление актеров)

Подумайте, почему на самом деле Сатин восторгается не только смыслом слова «человек», но и звучанием (более десяти раз оно звучит в его монологе, причем дважды — вразбивку по слогам: «чело-век» и «че-ло-век») и даже зрительным образом, в который оно вмещается (недаром босяк «очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека»).

Прокомментируйте монолог Сатина о Человеке.

Докажите, что в нем звучат идеи ницшеанства.

О каком человеке говорит Сатин, провозглашая свой монолог? Почему его никто из ночлежников не понимает?

Как вы понимаете слова Сатина: «что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, магомет… в одном!»?

Известно, что многие мысли М.Горького высказывает в пьесе именно Сатин. Как вы думаете, какие?

Сделайте выводы:

В чем состоит правда Сатина? Согласны ли вы с его точкой зрения?

Что лучше – жалость или истина?

Максим Горький «На дне»

Что понимают под правдой герои пьесы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: