Проект Семейный клуб «Планета Здоровья»
Автор – составитель:
Кринина Ольга Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Все мы знаем, что здоровье человека закладывается с детства, но кто научит ребёнка быть здоровым и по возможности поможет ему в этом? Ребёнок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья. Одним из важных факторов влияющих на воспитание детей и приобщению их к ЗОЖ является: личный пример родителей, их заинтересованность и информированность.
И поэтому темой моего педагогического поиска стала: «Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи в формировании навыков здорового образа жизни у дошкольников». Наша современная жизнь очень насыщена и очень сложно уделять время своим детям, а уж тем более побеседовать за одним столом о здоровом питании или поиграть в подвижные игры на свежем воздухе. И я решила создать семейный клуб, главной целью которого стало повышение интереса и активности родителей, к оздоровлению и физическому развитию детей.
На основе темы самообразования был составлен авторский проект «Семейный клуб
«Планета Здоровья»» Проект рассчитан на два года обучения (с 5 до 7 лет) на 2013 – 2015 г. А также был разработан перспективный план работы клуба на каждый год обучения.
|
Цель проекта:
- Установить взаимодействие между семьёй и детским садом;
- Способствовать возникновению партнёрских отношений с общими целями оздоровления ребёнка;
- Повысить интерес и активность родителей к оздоровлению и физическому развитию детей.
Задачи проекта:
- Создавать положительную эмоциональную среду между детьми, родителями и педагогами.
- Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
- Формировать разумное отношение к своему здоровью с раннего детства.
- Развивать взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
- Воспитывать интерес к совместным оздоровительным мероприятиям.
Принципы работы клуба:
-Целенаправленность
- Вариативность форм и методов
- Сотрудничество
- Комплексность
- Толерантность
- Интерактивность
- Систематичность
Тип проекта: Практико – ориетированный, открытый, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 2013 – 2015 г.
Участники проекта: дети 5- 7 лет, родители, педагог
Режим заседаний: 1 раз в квартал
Ожидаемые результаты проекта:
- Изменение отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья;
- Обогащение детей знаниями о пользе совместных оздоровительных мероприятий для нашего организма;
- Создание информационного центра (включающего в себя советы, консультации, опросы, конкурсы и т.д.)
- Сплочение родителей в единый коллектив.
2. Перспективный план проекта
Месяц, год | Тема | Цель | Ход заседания |
Октябрь 2013 | «Полезной пищей питайся – здоровым оставайся!» | Согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и дома. | • Организация питания в ДОУ, требования к выполнению возрастных норм. • Выставка блюд и дегустация. • Памятка «Секреты хорошего аппетита». • Обмен семейным опытом «А я делаю так». |
Январь 2014 | «Малые зимние Олимпийские игры» | Развивать у детей и взрослых интерес к зимним видам спорта и играм, поддерживать дружеские отношения взаимопомощь. | •Открытие олимпийских игр. •Эстафеты •Подведение итогов. Награждение участников олимпиады. |
Апрель 2014 | «Мы здоровью скажем Да!» КВН | Укрепить знания у детей и взрослых о здоровом образе жизни. Воспитывать желание беречь своё здоровье и окружающих. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей. | · Игра Клуб Весёлых и Находчивых |
Июнь 2014 | Музыкальная сказка «Как муравьишка здоровье искал» | Развитие творческих способностей детей и взрослых. •Развитие выразительной монологической и диалогической речи; •Развитие вокальных, танцевальных и актерских способностей • Воспитание здорового образа жизни (закрепление правил общего оздоровления, личной гигиены, закрепление понятия «витамины», их значения для здоровья) | · Подведение итогов работы клуба. · Совместный показ сказки детьми и родителями. |
Ноябрь 2014 | «Закаляйся если хочешь быть здоров!» | Согласование вопросов закаливания дошкольников в детском саду и дома. | •Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» • Выставка блюд и дегустация. • Памятка «Секреты закаливания». • Обмен семейным опытом закаливания в семье. |
Январь 2015 | «Я самый счастливый!» | Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, укрепление детско-родительских отношений, поддерживать дружеские отношения, взаимопомощь | • выставка детских рисунков “Мой самый радостный день”, • Тренинг “Как сделать ребенка счастливым”, рисуночный тест, обучение тактильным “играм-массажам”. • Совместная деятельность - игра “Комплименты”. |
Март 2015 | «Туберкулёз – угроза для планеты!» | Ознакомление с информацией об особенностях туберкулезной инфекции. | • Видеосюжет «Осторожно - туберкулёз”. Рекомендации родителям. • Мастер – класс для родителей и детей “В стране мыльных пузырей”. |
Май 2015 | «Путешествие на планету Здоровье» | Осуществлять связь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьёй, воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах, развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции. | • Подведение итогов работы клуба • Веселые старты |
Реализация авторского проекта «Семейный клуб «Планета Здоровья»
|
|
Работа по реализации проекта осуществляется поэтапно – каждый квартал проводится заседание клуба. Каждое заседание посвящено теме оздоровления. Так дети, в форме игры викторины, конкурсов или беседы вместе с родителями узнали, что такое здоровое питание, закаливание, физическое здоровье, личная гигиена, познакомились с факторами ведущими к значительному снижению или даже потере здоровья, а также получают советы – как этого избежать. Главное в моей практике дать доступные знания о здоровом образе жизни. Основной принцип: знания должны приходить к детям как бы «между прочим», они не должны чувствовать, что их специально чему-то обучают, не навязывать ребенку сведений, не запрещать познавать особенности своего организма; обучение должно проходить непринужденно, эмоционально, играя.
В Октябре 2013 г. в форме круглого стола прошло заседание на тему «Полезной пищей питайся – здоровья набирайся!» На заседании говорилось о вредных и полезных продуктах питания. Родители охотно делились рецептами своих оригинальных блюд. В начале заседания была выставка, а затем и дегустация полезных блюд. Дети вместе с родителями активно участвовали в конкурсах, играх и викторинах.
В январе 2014 г. Тема: «Спорт – здоровье, сила, красота!» заседание прошло в нетрадиционной форме, а в форме малых, зимних олимпийских игр посвящённых олимпиаде Сочи 2014. На протяжении всего мероприятия родители и дети закрепляли знания о современных зимних видах спорта. И показали умение действовать согласованно и сплочённо.
В апреле 2014г. прошло заседание в форме КВН на тему «Мы здоровью скажем – Да!» Во время КВН дети и родители показали хорошие знания, получили радость от своих результатов в игре.
В августе 2014г. на заседании был проведён обмен семейным опытом здорового образа жизни. А также были подведены итоги работы клуба за год. Работа клуба была признана результативной. В конце заседания родителями и детьми была показана музыкальная сказка «Как муравьишка здоровье искал».
В ноябре 2014г. Заседание прошло в виде мастер – класса на тему «Закаляйся - если хочешь быть здоров!» На заседании говорилось о пользе закаливания, родителям были предложены памятки «Секреты закаливания» Родительницы Лия Кипрова и Наталья Савельева показали мастер – класс для родителей «Как мы закаляемся!»
А в январе 2015г. Тема заседания «Я самый счастливый». К заседанию была подготовлена выставка детских рисунков «Мой самый радостный день». За круглым столом был проведён тренинг: как сделать ребёнка счастливым, а так же совместная деятельность – игра «Комплименты».
В марте 2015г. Тема заседания: «Туберкулёз – угроза для планеты!». Заседание было приурочено ко Всемирному Дню борьбы с туберкулёзом. Дети и родители ещё раз вспомнили о способах распространения туберкулеза и профилактике заболевания, о необходимости проведения своевременных медицинских осмотров. Как один из методов профилактики заболеваний дыхательных путей, был проведён мастер – класс с родителями и детьми «В стране мыльных пузырей». После чаепития дети подарили родителям символ борьбы с туберкулёзом: белую ромашку.
А в мае 2015 прошло заключительное итоговое заседание «Путешествие на планету здоровья» где были подведены итоги работы клуба. Дети и родители в игровой форме делились с друг другом своими знаниями о секретах здорового образа жизни. Работа семейного клуба «Планета Здоровья» была признана результативной. У детей и родителей изменилось отношение к сохранению своего здоровья. Участники клуба поняли, что совместные оздоровительные мероприятия приносят пользу для организма. За время работы клуба был создан информационного центра (включающий в себя советы, консультации, опросы, конкурсы и т.д.) Родители и дети сплотились в единый коллектив. В заключение заседания были проведены «Веселые старты», дети в последний раз в стенах детского сада вместе с родителями соревновались в ловкости, силе, быстроте.
На заседаниях клуба широко использовались ИКТ, мультимедийные презентации, интерактивные игры, видео уроки и т.д.
Для решения поставленных задач использовала такие формы и направления работы:
- диагностика (определение уровня знаний детей о здоровом образе жизни);
- совместная деятельность взрослых и детей;
- экспериментирование;
- наблюдения;
-решение проблемных ситуаций, решение кроссвордов, отгадывание загадок;
- чтение художественной литературы, научных энциклопедий;
- дидактические игры;
- сюжетно–ролевые игры по ознакомлению детей со здоровым образом жизни;
- праздники, развлечения, досуги.
Реализации проекта «Семейный клуб «Планета Здоровья» так же способствует график организации оздоровительно-профилактической работы в режиме дня, предусмотренный авторской программой «Подсолнушек» для детей с малыми и затихающими формами туберкулёза (авторы - А.В. Кулакова, В.Н. Поливина).
Он включает в себя ежедневное систематическое проведение следующих оздоровительных мероприятий: это утренняя гимнастика, оздоровительный бег на свежем воздухе. Во время подготовки к завтраку Су-Джок терапия (с использованием массажных шариков), после первой НОД (непосредственно образовательной деятельности) – пальчиковая гимнастика, после второй НОД – гимнастика для глаз, во время подготовки к обеду - массаж ушных раковин, прием витаминов, прием йодамарина. Во время подготовки ко сну музыкотерапия или сказкатерапия, после дневного сна - дыхательная гимнастика, закаливающие процедуры, ЛФК (для детей с нарушением осанки).
По отдельному графику осуществляется прием оздоровительных напитков: овсяный коктейль, фиточай (подорожник, мать-и-мачеха, корень солодки, алтей); профилактика ОРЗ – фитонцидотерапия и орошение зева раствором трав. Все вышеперечисленные мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала – старшей медицинской сестры и медсестры процедурной.разработаны перспективные планы по реализации раздела «Здоровье», которые включают в себя регулярное проведение таких форм работы по формированию у детей элементарных навыков ЗОЖ, как игры, беседы и НОД.
В результате реализации проекта наблюдается динамика в усвоении детьми материала валеологического характера. Результаты диагностики оцениваются и заносятся в предназначенную для этого таблицу «Дневника наблюдений воспитанников». Который является отправным документом организации, планирования, учета и оценки целенаправленного взаимодействия с воспитанниками по реализации авторской программы «Подсолнушек» для детей с малыми и затихающими формами туберкулёза (авторы - А.В. Кулакова, В.Н. Поливина), которая реализуется в рамках вариативной части ООП ДОУ.
Сравнительный анализ заболеваемости детей
(за два учебных года)
Количество дней, пропущенных одним ребёнком по болезни в год | Количество дней, пропущенных ребенком по болезни в год |
Год | Год |
1,8 |
Заключение
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, педагог, должна научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Начиная эту работу, я не сомневалась, что в таком специально созданном пространстве возможна сегодня результативная и эффективная работа с родителями и детьми. Наш клуб уже давно закончил свою работу, и у нас есть достижения, создан информационный центр: это веб сайт Семейный клуб «Планета здоровья», где были использованы такие формы работы как: опрос, форум, советы, конкурсы, консультации и т.д.
Мы достигли сплочения родителей в единый коллектив. Посещаемость 100% родителям очень нравился наш клуб, они активно участвовали, поддерживали меня во всех начинаниях. И мне очень приятно через столько лет, при встречи слышать от них слова благодарности. Хочется верить, что мой труд в пропаганде здорового образа жизни посеет зерно разума и желания ценить самое дорогое, что есть у человека - это Здоровье.
В 2015 году проект Семейный клуб «Планета Здоровья» опубликован на Международном образовательном портале Маам.ру
Используемая литература:
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века /. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М: Гардарики, 2008.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005.
4. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7.
5. Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е изд.,– М.:Просвещение,1990. 6. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т. Н. Доронова / Дошкольное воспитание. – 2004. - №
7. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.
8. Иванова А. И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
9. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.
10. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова.–Ростов н/Феникс, 2007.
11. Фесюкова Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – ЧП «АНГРОПЛЮС», 2010.
12. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
13. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
14. Чупаха И.В, Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.:Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2003.
15. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М: ТЦ Сфера, 2008. 16. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
17. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3.
18. интернет – источники: «Самообразование: с чего начать?» human-life.narod.ru›files/06_1.html