Сенсорные и гностические расстройства работы слуховой системы. Слуховые агнозии.




ЛЕКЦИЯ № 8

 

Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии. (окончание).

Сенсорные и гностические расстройства работы слуховой системы. Слуховые агнозии.

 

Верхний теменной синдром выделяет 2 основных вида расстройств (соматоагнозий):

- анозоагнозии

- аутопагнозии.

Схема тела является как бы точкой отчета для восприятия тела в пространстве. У субъекта сначала должна формироваться внутренняя схема тела, которая выступает предшественницей для дальнейшей ориентировки в пространстве. То есть схема тела выступает как бы точкой отчета для внешней ориентации в пространстве.

И в этой ситуации, если мы исходим из определения схемы тела и возникают симптомы, возникающие при нарушении схемы тела.

Анозоагнозия. Больной не воспринимает половину пространства, половину поля зрения, но еще и игнорирует этот дефект. Этот симптом назвали анозоагнозия. Анозоагнозия в нарушении схемы тела - это игнорирование того или иного конкретного дефекта, наступившее в результате заболевания мозга. Проявляется это в разных симптомах. Больной может недооценивать дефект, у него отсутствует тревога по поводу этого дефекта, он может отрицать дефект. Например, при параличе конечности, больной отрицает дефект, то что у него остается неподвижной правая нога, может говорить врачу, что он гулял вчера по палате. Может игнорироваться боль, то есть как бы недооцениваются ощущения боли. Возникает слабая защитная реакция на болевые ощущения. Дефекты, которые игнорируются, могут быть разными. Это может быть эффекты движения, зрения, речи. И в отличие от лобного синдрома, о котором мы будем говорить позже, при котором игнорируется все, снижена критика больного по отношению к своим действиям, к своим поступкам, здесь, в случае нарушения схемы тела, игнорируется только какой то один дефект.

Второй тип нарушения схемы тела - аутотопогнозия. Они связаны с нарушением оценки положения частей тела, не узнаванием отдельных частей тела. Много различных названий есть для разных типов дефектов. Симптомы которые при этом возникают:

1. Игнорирование части своего тела. Если в первом случае игнорировался дефект какой-то конечности, то здесь происходит игнорирование части тела. Больной как бы не пользуется рукой, ногой. То есть сила мышц сохранна, если больному вложить в руку предмет и попросить что-то с ним сделать, то он берет предмет и незаметно перекладывает его в другую руку, начинает выполнять действия другой рукой. В тяжелых случаях обычно это касается половины тела какой-нибудь, сопровождается галлюцинаторными переживаниями. Может возникать ощущение увеличения или уменьшения части тела, чувства отделения части тела от тела, удвоение. Больному кажется что у него две руки, тяжелая рука, большая рука.

2. Симптом ампутированной конечности. При удаленной конечности у больного возникает боль, больной как бы чувствует эту конечность, эта конечность движется.

В этих ситуациях мы как бы видим пример живучести схемы тела, схемы тела, которая присутствует в сознании больного и эта схема отсылает больного к этой несуществующей конечности.

Как формируется схема тела и почему она так живуча. Есть разные точки зрения. Предполагается, что схема тела появляется в первые шесть лет жизни ребенка. Так считается, потому что фантомные боли - боли в ампутированной конечности не встречались у тех пациентов, которые были прооперированы в первые шесть лет жизни. К шести годам у детей начинает формироваться представление о правом и левом. Поскольку схема тела выступает внутренней точкой отчета для последующего внешнего ориентирования, то это означает что к этому возрасту как бы формируется эта точка отчета, которая позволяет ребенку ориентироваться во внешнем пространстве.

Пальцевая агнозия как неузнавание отдельных пальцев тоже может быть отнесена к нарушениям схемы тела.

Какие пробы предъявляются для исследования тактильной чувствительности, тактильных агнозий.

1. Проба на локализацию прикосновения, симметричную локализацию или точечную локализацию.

2.Проба на дискриминацию тактильных ощущений, когда наносятся два тактильных ощущения в достаточной близости друг от друга и выясняются порог дискриминационной чувствительности.

3. Проба на чувства Фестера - рисование на ладони различных фигур, цифр.

4. Называние пальцев рук.

5. Узнавание объектов на ощупь.

В разных частях тела в зависимости от функциональной значимости (принцип соматотопической проекции) по разному ощущаются два одновременных прикосновения, разный порог дискриминации ощущений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: