Цель занятия – ознакомление с методами определения количественных показателей работы автомобильного транспорта.
Основные теоретические положения и порядок выполнения работы
Производственным процессом грузового автомобильного транспорта является перемещение грузов во времени и пространстве, т. е. перемещение определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей этого производственного процесса является ездка, т.е. комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза, выполняемых с момента погрузки груза до следующей погрузки.
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта установлена система показателей, позволяющая оценивать степень использования подвижного состава и результаты его работы.
Показателями, характеризующими степень использования подвижного состава, являются:
- коэффициент технической готовности подвижного состава;
- коэффициент выпуска подвижного состава на линию;
- коэффициент использования грузоподъемности (g);
- коэффициент использования пробега (b);
- средняя длина ездки;
- среднее расстояние перевозки груза (lср);
- время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой (tпр);
- время в наряде (Тн);
- техническая скорость движения (vт);
- эксплуатационная скорость и др.
Показателями, характеризующими результаты работу подвижного состава, являются:
- число ездок (ne);
- пробег с грузом (lгр);
- общий пробег (Lоб);
- производительность подвижного состава (выработка в тоннах и тонно-километрах) (Qa);
- объем перевозок в тоннах (Qсут);
- грузооборот в тонно-километрах.
Коэффициент использования грузоподъемности:
(4.1)
где qф – количество фактически перевезенного за ездку груза, т.
Среднее расстояние перевозки грузов определяется по формуле:
, км (4.2)
где Qn – объем перевозимого груза n- ному потребителю, т;
ln – расстояние от пункта погрузки до пункта выгрузки, км.
Среднетехническая скорость автомобиля определяется по формуле:
, км/ч (4.3)
где Lоб – общий пробег, км;
tдв – время движения, ч.
Количество ездок автомобиля определяется по формуле:
, ездок (4.4)
, час (4.5)
где Тн – время, в течение которого автомобиль находится в наряде, ч;
tе – время, затрачиваемое автомобилем на одну ездку, час;
tдв – время движения автомобиля, час;
tпр – время простоя автомобиля, час.
Общий пробег автомобиля в день определяется по формуле:
, км (4.6)
где lгр – груженый пробег, км;
lпор – порожний пробег, км;
lн1 и lн2 – первый и второй нулевые пробеги, соответственно, км.
Коэффициент использования пробега за день определяется по формуле:
(4.7)
Коэффициент использования пробега за ездку определяется по формуле:
(4.8)
Количество автомобилей для перевозки груза определяется по формуле:
, ед (4.9)
где
- объем перевозки, т;
Производительность автомобиля определяется по формуле:
, т (4.10)
, ездок (4.11)
где q - грузоподъемность автомобиля, т;
g - коэффициент использования грузоподъемности;
ne – количество ездок.
Тн – время, в течение которого автомобиль находится в наряде, час;
tе – время, затрачиваемое автомобилем на одну ездку, час.
ЗАДАНИЕ к практической работе №4
1) Выполнить расчет коэффициента использования грузоподъемности (γ) и среднего расстояния перевозки грузов (lср).
2) Выполнить расчет среднетехнической скорости (vt) автомобиля и количества ездок (ne).
3) Выполнить расчет общего пробега автомобиля (Lоб) в день, а также расчет коэффициента использования пробега автомобиля (b) за день и каждую ездку (при выполнения расчета принять для работы автомобиля четыре ездки в день).
4) Определить количество автомобилей для перевозки заданного объема груза (Qт) при Тн = 8ч, а время, затраченное на одну ездку, равно 2 ч.
Исходные данные для выполнения практической работы приведены в приложении Г.
Результат работы представляется в виде выполненных расчетов.
Литература
1. Парунакян В.Э. Общий курс транспорта: Учебное пособие / В.Э. Парунакян, М.В. Хара. – Мариуполь: ПГТУ, 2008 г. – 203 с.
2. Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для автотранспортных техникумов / М.С. Ходош. – М.: Транспорт, 1986. – 208 с.
3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для ВУЗов / И.Я. Аксенов. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Исходные данные для выполнения практической работы №1.
Объемы перевозок грузов, т.
| Грузополучатели | |||||
| Грузоотправители | A | Б | В | Г | |
| A | - | 100+3×j | 150+j | 200+2×i | |
| Б | 110+4×j | - | 175+2×j | 145+3×i | |
| В | 115+i | 170+4×j | - | 125+5×j | |
| Г | 50+8×j | 190+7×j | 200+6×j | - |
где i – первая цифра порядкового номера студента в журнале;
j - вторая цифра порядкового номера студента в журнале.
Расстояние между пунктами перевозки, км
| Вариант | А-Б | Б-В | В-Г |
| Четный | |||
| Нечетный |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Исходные данные для выполнения практической работы №2.
| № варианта | Вид и объем перевозимой продукции | |||||||
| Ввоз | Кол-во вагонов, ед. | Вывоз | Кол-во вагонов, ед. | Транзит | Кол-во вагонов, ед. | Местные перевозки | Кол-во вагонов, ед. | |
| № варианта | Вид и объем перевозимой продукции | |||||||
| Ввоз | Кол-во вагонов, ед. | Вывоз | Кол-во вагонов, ед. | Транзит | Кол-во вагонов, ед. | Местные перевозки | Кол-во вагонов, ед. | |
| № варианта | Вид и объем перевозимой продукции | |||||||
| Ввоз | Кол-во вагонов, ед. | Вывоз | Кол-во вагонов, ед. | Транзит | Кол-во вагонов, ед. | Местные перевозки | Кол-во вагонов, ед. | |
| № варианта | Вид и объем перевозимой продукции | |||||||
| Ввоз | Кол-во вагонов, ед. | Вывоз | Кол-во вагонов, ед. | Транзит | Кол-во вагонов, ед. | Местные перевозки | Кол-во вагонов, ед. | |
Характеристика перевозимых грузов
| № | Вид груза | Коэффициент использования грузоподъемности вагона | Примечание |
| Кокс | 0,6 | Сырье для металлургического производства | |
| Металлопрокат | 0,85 | Продукция металлургического производства | |
| Лист в рулонах | 0,85 | Продукция металлургического производства | |
| Толстый лист | 0,85 | Продукция металлургического производства | |
| Трубы сварные | 0,85 | Продукция металлургического производства | |
| Трубы особо высокой точности | 0,85 | Продукция машиностроительного производства | |
| Кальций металлический особо чистый в гранулах | 0,9 | Продукция машиностроительного производства; служит сырьем для металлургического производства | |
| Слябы | 0,7 | Продукция металлургического производства | |
| Окатыши | 0,9 | Продукция горно-обогатительного производства; служит сырьем для металлургического производства | |
| Керамзитовый гравий | 0,9 | Продукция горно-обогатительного производства |
| № | Вид груза | Коэффициент использования грузоподъемности вагона | Примечание |
| Щебень | 0,9 | Продукция горно-обогатительного производства | |
| Агломерационный железорудный концентрат | 0,9 | Продукция горно-обогатительного производства; служит сырьем для металлургического производства | |
| Руда | 0,9 | Сырье для горно-обогатительного производства | |
| Химические продукты | 0,85 | Сырье для машиностроительного производства | |
| Мусор | 0,67 | Отходы металлургического, машиностроительного и горно-обогатительного производства |
Тип подвижного состава
| № | Тип подвижного состава | Грузоподъемность, т |
| Полувагон | ||
| Окатышевоз | ||
| Аглохоппер | ||
| Цистерна | ||
| Специализированный вагон для перевозки руды |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Исходные данные для выполнения практической работы №3.
| Вариант | lгр, м | lп, м | vср, м/с | tн, мин | tк, мин |
| 16,66 | |||||
| 18,05 | |||||
| 19,44 | |||||
| 20,83 | |||||
| 22,22 | |||||
| 16,94 | |||||
| 17,22 | |||||
| 17,5 | |||||
| 17,77 | |||||
| 18,33 | |||||
| 18,61 | |||||
| 18,88 | |||||
| 19,16 | |||||
| 19,72 | |||||
| 16,66 | |||||
| 18,05 | |||||
| 19,44 | |||||
| 20,83 | |||||
| 22,22 | |||||
| 16,94 | |||||
| 17,22 | |||||
| 17,5 | |||||
| 17,77 | |||||
| 18,33 | |||||
| 18,61 | |||||
| 18,88 | |||||
| 19,16 | |||||
| 19,72 | |||||
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Исходные данные для выполнения практической работы №4.
| № варианта | qф | q | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | l1 | l2 | l3 | l4 | tдв | tпр | Тн | lгр1 | lгр2 | lгр3 | lгр3 | lпор1 | lпор2 | lпор3 | lпор4 | lн1 | lн2 | Qсут |
| 2,2 | 2,5 | 0,5 | ||||||||||||||||||||||
| 2,8 | 0,6 | |||||||||||||||||||||||
| 3,4 | 3,5 | 0,7 | ||||||||||||||||||||||
| 3,8 | 0,8 | |||||||||||||||||||||||
| 4,4 | 4,5 | 0,9 | ||||||||||||||||||||||
| 4,8 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||
| 5,2 | 5,5 | 1,1 | ||||||||||||||||||||||
| 5,7 | 1,2 | |||||||||||||||||||||||
| 6,5 | 6,5 | 1,3 | ||||||||||||||||||||||
| 6,8 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||
| 7,3 | 7,5 | 1,5 | ||||||||||||||||||||||
| 7,2 | 1,6 | |||||||||||||||||||||||
| 8,1 | 8,5 | 1,7 | ||||||||||||||||||||||
| 8,7 | 1,8 | |||||||||||||||||||||||
| 9,1 | 9,5 | 1,9 | ||||||||||||||||||||||
| 2,5 | 2,5 | 2,0 | ||||||||||||||||||||||
| 2,9 | 2,1 | |||||||||||||||||||||||
| 3,1 | 3,5 | 2,2 | ||||||||||||||||||||||
| 3,9 | 2,3 | |||||||||||||||||||||||
| 4,1 | 4,5 | 2,4 | ||||||||||||||||||||||
| 4,7 | 2,5 | |||||||||||||||||||||||
| 5,2 | 5,5 | 2,6 | ||||||||||||||||||||||
| 5,7 | 2,7 | |||||||||||||||||||||||
| 6,2 | 6,5 | 2,8 | ||||||||||||||||||||||
| 6,6 | 2,9 | |||||||||||||||||||||||
| 7,3 | 7,5 | 3,0 | ||||||||||||||||||||||
| 7,9 | 3,1 | |||||||||||||||||||||||
| 8,3 | 8,5 | 3,2 | ||||||||||||||||||||||
| 3,3 | ||||||||||||||||||||||||
| 9,2 | 9,5 | 3,4 |