Калужский государственный педагогический университет
Им. К.Э. Циолковского
Кафедра всеобщей истории
Контрольная работа
По новой истории на тему
«Особенности Конституции США»
Студентки 3 курса
Исторического факультета
Заочного отделения
Исаевой Екатерины Сергеевны
Преподаватель:
Лошкова Л.Г.
Калуга 2008г.
Введение
Контрольная работа посвящена раскрытию темы «Особенности Конституции Соединенных Штатов Америки».
Целью своей работы ставила охарактеризовать и проанализировать особенности Конституцию Соединенных Штатов Америки, историческую обстановку накануне 1787 года, основы устройства общества, государства и положения человека в них.
Актуальность темы в том, что и на сегодняшний день опыт разработки, принятия и претворения в жизнь положений Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года может быть полезен и сегодня при рассмотрении вопросов, связанных с принятием Конституций. Разумное сочетание консервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиять друг на друга, не ограничивая при этом самостоятельность друг друга, американский опыт федеративного устройства государства и многое другое может быть взято на вооружение законодателями.
Хотя сами американцы далеки от идеализации своей Конституции, отмечают недееспособность многих ее положений, указывают на множество недостатков и компромиссов, заключенных в ней, но факт остается фактом - по ней живет и развивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира. И именно эта стабильность, приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает, прежде всего, нашего внимания и уважения.
|
И все же для американцев Конституция – это больше, чем просто свод законов. Это символ. Мирская библия. В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно отражено в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле о правах, провозглашающем права людей. И весь документ в целом отражает классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мы сейчас многозначительно называем «американской демократией». То, насколько многозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень зависти к их почти фанатичному патриотизму.
Историческая обстановка в США накануне 1787 года
Весь период государственного и конституционного развития Соединенных Штатов Америки можно условно разделить на два этапа. Первый начинается с провозглашения независимости, достигнутой в результате победы над английскими колонизаторами, и образования конфедеративного союза штатов, то есть с создания союза государств. Основными конституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4 июля 1776 года и так называемые "Статьи конфедерации" 1781 года. Второй этап государственного и конституционного развития США начинается после замены конфедерации штатов союзным государством, то есть федерацией штатов, и продолжается до настоящего времени. Главным государственно-правовым актом второго периода стала конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
|
Кратко опишу историю США до образования единого государства. В первой половине семнадцатого века на восточном побережье Североамериканского континента стали возникать английские колонии. По мере их развития сюда стали стекаться выходцы из Европы, в основном преследуемые за свои демократические взгляды люди, бежавшие от преследования европейских монархических режимов. Таким образом, американский народ с самого начала стал формироваться как синтез, слияние многочисленных наций мира. Английские колонии сразу были поставлены в неравное положение со своей метрополией, которая активно использовала колонии в качестве своего придатка, установив неэквивалентный обмен товарами и подавляя развитие промышленности в них. Постепенно противоречия между метрополией и колониями стали расти, обострятся, и во второй половине восемнадцатого века обстановка накалилась до предела. К этому времени на американском континенте существовало 13 колоний, которые по своему правовому статусу делились на три группы. Первую составляли Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся колоний и фактически являющиеся республиками, поскольку власть в них осуществлялась выборными органами. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам. Третья группа колоний - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия - являлись владениями британской короны. Обстановка достигла своего апогея к 1774 году, когда по инициативе Вирджинии 5 сентября в Филадельфии собрался Первый Континентальный Конгресс, в котором приняли участие все штаты, кроме Джорджии. Конгресс принял ряд постановлений, ведших к еще большему обострению отношений с Британской империей: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Второй Континентальный Конгресс занял еще более жесткую позицию по отношению к метрополии, хотя и предпринял последнюю попытку примирения - послание к королю, которое было отвергнуто. После этого мирные переговоры были уже невозможны.
|
В апреле 1775 года произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало освободительной войне. Война за независимость принесла много горя и разрушений американскому народу и закончилась лишь в 1783 году, когда проигравшая войну Британская империя вынуждена де-факто признать независимость своих бывших колоний. Огромное значение для всего мира имела провозглашенная 4 июля 1776 года Декларация независимости. Автором Декларации являлся выдающийся человек того времени - Томас Джефферсон. Этот исторический документ впервые провозглашал "неотчуждаемые" права человека. "Мы считаем очевидными следующими истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью". К тому же, Декларация впервые закрепляла еще одно, абсолютно новое право народа: «Если же данная форма правительства становится гибельной…, то народ имеет право изменить или уничтожить ее учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью." Декларация независимости бесспорно имела огромное историческое значение и оказала большое влияние на ход американской революции.
Другим важнейшим документом, предшествующим американской Конституции, являются Статьи конфедерации. Принятые еще в 1777 году Статьи вступили в силу лишь с 1 марта 1781 года, так как процесс ратификации всеми штатами растянулся более, чем на три с половиной года. Данный акт подчеркивал, что "каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно, как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на Конгресс". В Статьях конфедерации ясно указывается на цель создания союза - "каждый из перечисленных штатов вступает в прочный дружеский союз с каждым из остальных штатов для общей защиты…, обязываясь помогать один другому против всяких насилий или против всяких нападений, сделанных на один из них из-за религии, из-за верховных прав, из-за торговли или по какому-либо другому поводу". Союз возник, прежде всего, из-за угрозы внешнего нападения, то есть в значительной степени из-за внешних факторов, а не из-за внутренних причин. Понадобилась еще несколько лет, прежде чем возникла острая необходимость в создании единого государства. Пока же каждый штат нуждался в своей конституции, которая регулировала бы жизнь данного штата. Процесс принятия штатами своих конституций начался 6 января 1776 года, когда Нью-Гемпшир принял свою первую конституцию. С небольшим опозданием, 10 мая 1776 года, Континентальный конгресс принял резолюцию, рекомендовавшую бывшим колониям создавать свои высшие органы власти. Процесс принятия конституций длился до 13 июня 1784 года, когда Нью-Гемпшир принял свою вторую конституцию. Большинство штатов брали пример с Конституции штата Вирджиния, принятой 29 июня 1776 года и закреплявшей, в основном, локковскую модель принципа разделения властей. Поэтому в большинстве штатов законодательная власть играла огромную роль и подавляла исполнительную, что основывалось на традиционном недоверии к последней из-за угрозы узурпации верховной власти. Все конституции закрепляли права и свободы либо в Биллях о правах, либо в Декларациях прав и свобод. Причем все права и свободы были, как правило, заимствованы из английских законодательных актов (процедура "Хабеас корпус", запрет жестоких наказаний и ряд других). Однако к этому перечню было добавлено несколько нигде ранее не упоминавшихся прав и свобод: свобода печати и выборов, право на замену правительства. Однако вскоре обнаружились дефекты подобных конституций, важнейшими из которых являлись чрезмерная концентрация власти в легислатурах и крайне ослабленная власть губернаторов.
Первой конституцией, в значительной мере претворявшей в жизнь систему сдержек и противовесов в современном понимании как средства реализации принципа разделения властей, была Конституция Нью-Йорка 1777 года. Она предусматривала сильный сенат и независимого губернатора, избираемого непосредственно самим народом на три года, а также создания органа контрольного надзора над законодательной властью ревизионного совета, состоящего из губернатора, канцлера и членов Верховного суда и наделенного полномочием отменять принятые обеими палатами легислатуры законопроекты до их вступления в силу. Тем самым разработчики нью-йоркской конституции стремились удовлетворить одновременно требования и сторонников порядка, выступавших за предоставление законодательного вето губернатору, и тех социальных групп, которые по традиции усматривали угрозу деспотизма в исполнительной власти.
Но наиболее полно идея разделения властей и система сдержек и противовесов получила свое выражение в Конституции Массачусетса 1780 года, проект которой был составлен Джоном Адамсом. Конституция предусматривала двухпалатную легислатуру, члены которой ежегодно избирались по округам в соответствии с суммой налогов, уплачиваемыми их жителями. Устанавливался определенный имущественный ценз оседлости для избрания губернатора, сенаторов и членов палаты представителей. Хотя губернатор был ограничен советом, избираемым обеими палатами из состава сенаторов, он был все же самым полномочным магистратом по сравнению с магистратами всех других штатов. Как и губернатор Нью-Йорка, он ежегодно избирался населением штата. Однако в отличие от первого главный магистрат Массачусетса мог единолично налагать вето на все законопроекты, за исключением тех, которые принимались 2/3 голосов обеих палат. У него были большие полномочия также по назначению судей и других должностных лиц, которые он осуществлял совместно с советом. Судьи назначались на неопределенный срок, однако по требованию обеих палат легислатуры они могли быть отстранены от должности за совершение неблаговидных поступков (процедура импичмента). Офицеры милиции избирались непосредственно самим населением.
Умеренные и состоятельные круги Массачусетса приветствовали свою новую конституцию. По их мнению, она воспроизводила некоторые лучшие элементы неписаной британской конституции, неоправданно забытые в бурные события 1776 года. Но Конституция Массачусетса 1780 года отвечала и многим демократическим требованиям народа. Ей предшествовал развернутый Билль о правах, в котором подробно излагался принцип разделения властей. Все основные органы власти (кроме судей) непосредственно (причем ежегодно) избирались самим населением. В отличие от ранних конституций других штатов Конституция Массачусетса 1780 года не только принималась и обсуждалась специально учрежденным конвентом, но была передана на ратификацию народу. Причем конституционный конвент обратился к населению штата с развернутым обоснованием всех основных положений новой конституции. В этом обращении на первое место была поставлена главная идея конституции - стремление придать правительству достаточную энергию, с тем, чтобы страна не утонула в анархии. Однако тут же говорилось о необходимости разделения власти, обеспеченной с помощью системы сдержек и противовесов, причем подчеркивалось, что власть без ограничения не что иное, как тирания, а преобладание одной власти над другими нарушит баланс и ускорит распад и разрушение всей правительственной системы. Поэтому каждой ветви правления должны быть даны также контрольные полномочия над другими, которые предотвратили бы чрезмерную концентрацию власти, пагубную для дела республики.
К числу таких средств взаимного контроля относятся и предоставление губернатору права относительного вето, и деление законодательного собрания на 2 палаты. Палата представителей призвана защищать личные права граждан, и сенат, предназначенный для защиты собственности республики, должны каждый в отдельности обладать правом отмены законопроектов. Причем такое деление легислатуры на 2 палаты продиктовано тем соображением, что однопалатная легислатура, подобно индивиду, склонна к ошибкам и не лишена предрассудков. Предоставление же право вето губернатору необходимо на тот случай, когда не сработает это предохранительное средство и обе палаты примут явно неоправданный и несправедливый закон. Наделение губернатора этим полномочием не следует опасаться, поскольку он тоже представитель народа, избираемый с помощью прямых выборов, как и члены палаты представителей и сената. Не следует опасаться также предоставления ему права назначения судей, поскольку это право он осуществляет совместно с советом. Такой способ назначения, говорилось в обращении, лучше, чем избрание их непосредственно самим народом, так как помогает судьям избежать зависимости от заинтересованных и честолюбивых лиц, неизбежно контролирующих процесс прямых выборов. По тем же причинам назначение должностных лиц губернатором предпочтительней выбора их обеими палатами или одной из них. Вместе с тем должностные лица остаются под контролем народных представителей и сената, наделенных правом импичмента. Назначение же судей на неопределенный срок необходимо для того, чтобы обеспечить их большую независимость и свободу суждений при толковании законов.
Конституция Массачусетса привлекла внимание сторонников конституционных реформ в других штатов, где с самого начала действия "провирджинских" конституций отчетливо обнаружились дефекты, о которых говорилось выше. Первыми на массачучетчкую конституцию положительно откликнулись конституционные реформаторы Нью-Гэмпшира в 1781 году. На мой взгляд, Конституция Массачусетса 1780 года являлась самой демократической и продвинутой из конституций американских штатов.
После принятия Статей конфедерации и образования конфедеративного государства уже через малое время высветились недостатки существующей системы управления. Статьи конфедерации страдали многими недостатками и нуждались в пересмотре. С этим соглашались многие политические лидеры, включая представителей демократического крыла.
Действующее центральное правительство - Континентальный Конгресс на собственном опыте могло убедиться в бессилии существовавшей верховной власти. Бессилие вело к апатии. Нередко на заседании присутствовало 20-25 человек, хотя штаты должны были посылать в Филадельфию 91 депутата. Только 23 депутата от 11 штатов участвовали в заседании, ратифицировавшем мирный договор с Великобританией. Когда Конгресс принимал отставку Джорджа Вашингтона с поста главнокомандующего, в зале находилось всего 20 депутатов о 7 штатов. Иногда отсутствие кворума мешало проводить заседания, и Конгресс вообще не собирался. В казну не поступало и четверти налогов, которые штаты должны были собирать на нужды конфедеративного правительства. Было очевидно, что штаты не принимают всерьез центральное правительство, необходимость в котором для многих штатов практически отпала после окончания войны за независимость. Однако, несмотря на сопротивление отдельных губернаторов, объединительная тенденция все более и более набирала силу. Не случайно, что непосредственным поводом для созыва конституционного конвента явилась конференция представителей штатов в Аннаполисе (Мэриленд) для обсуждения правил внутренней торговли. Инициатива созыва этой конференции принадлежала Вирджинской законодательной ассамблее, обратившейся с призывом к другим штатам избрать кандидатов и собраться в Аннаполисе. Из 13 штатов 9 откликнулись немедленно.
Но в Аннаполис прибыли представители только 5 штатов, среди которых были такие активные политические фигуры, как Джеймс Мэдисон и Александр Гамильтон. Поскольку делегаты, прибывшие на конференцию, представляли менее половины штатов, решено было обсуждения не проводить. Перед тем, как покинуть Аннаполис, Гамильтон предложил направить всем штатам предложение собраться в мае 1787 года на конвент, чтобы привести в соответствии с насущными потребностями союза конституцию федерального правительства. Сама конференция в Аннаполисе состоялась 14 февраля 1786 года. С небольшим опозданием этот призыв был одобрен специальной резолюцией конгресса, предлагавшей штатам прислать своих представителей на конвент, чтобы пересмотреть Статьи конфедерации.