Принятие Конституции США 1787 года




 

Конституционный конвент собрался в Филадельфии 25 мая 1787 года и продолжался 18 недель. От 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать) было избрано 74 делегаты. Некоторые не смогли прибыть, некоторые не пожелали. В результате максимальное число участников заседаний было 55. На окончательном голосовании 17 сентября 1787 года присутствовало лишь чуть больше 40, так как некоторые делегаты, несогласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания. Среди делегатов присутствовали такие выдающиеся государственные деятели, как Бенджамин Франклин, Джеймс Уилсон и Говернер Моррис от Пенсильвании, Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон и Джордж Мейсон из Вирджинии, Джон Дикинсон из Делавэра и Александр Гамильтон из Нью-Йорка.
Хотя состав конвента в социальном отношении являлся более или менее однородным (делегаты были в основном избраны из среды состоятельных людей), взгляды его участников были неоднородны. Гамильтон, представитель консервативной точки зрения, считал идеалом политический строй Англии с его конституционной монархией и двухпалатным парламентом. Он выступал за сильную власть, предлагал установить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки и членов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны, представитель буржуазно-демократических кругов Франклин являлся сторонником того, чтобы конгресс был однопалатным и выборы в него проводились на основе пропорционального представительства. Еще в 1783 году представители консервативно настроенной армейской верхушки создали "Общество Цинциннати", предложившее Вашингтону стать американским монархом. Последний категорически отверг это и последующие аналогичные предложения, заявив себя сторонником республиканского строя. Решительной критике монархические проекты были подвергнуты Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С. Адамсом. Они вызвали неодобрительную реакцию и со стороны умеренно-консервативных деятелей Дж. Адамса и Дж. Джея. В этих условиях было абсолютно бессмысленно поддерживать идею монархического строя на конвенте. Надо полагать, что Гамильтон отдавал себе отчет и в том, что идея эта была крайне непопулярна в народе, только что сбросившем иго британского короля.

Делегаты легко согласились с тем, что федеральное правительство должно состоять из законодательной, исполнительной и судебной власти, а также с тем, что законодательная власть должна быть построена на принципе бикамерализма, а исполнительная - в форме единоличной президентской легислатуры, хотя выдвигались предложения о создании коллегиального органа исполнительной власти. Однако по вопросу принципа представительства в конгрессе, порядка формирования, состава его палат, назначения главы государства, характера взаимодействия между федеральными органами и органами управления штатов и ряду других вопросов развернулись жаркие дебаты. Решение вопроса о характере политического устройства США было найдено на центристской основе. Важную роль в формировании положений конституции сыграл Джеймс Мэдисон. Именно он руководил составлением так называемого "вирджинского плана", который был внесен на обсуждение конвента делегатом Вирджинии Э. Рандолфом. Согласно этому плану федеральное правительство наделялось большими полномочиями. Встретив оппозицию со стороны делегатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными штатами, представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение конвента свой проект, получивший название "плана Нью-Джерси". В нем предлагалась ограничить расширенную прерогативу центрального правительства лишь в сфере финансов и торговли. Последующее обсуждение показало, что большинство делегатов склоняются в пользу "вирджинского плана", который был одобрен с некоторыми поправками, став основой при выработке новой конституции.

Согласившись с двухпалатным устройством конгресса, делегаты вступили в острую полемику по вопросу порядка их формирования. Высказывались предложения за отстранение народа от формирования национальной легислатуры. "Народ должен как можно меньше касаться дел правительства", - говорил делегат от Коннектикута Шерман. Сходную позицию занимал делегат от Массачусетса Джерри: "Бедствия, которые мы сейчас испытываем, проистекают от излишеств демократии". Позднее еще более резко высказался Гамильтон: "Народ возбудим и непостоянен, редко способен трезво рассуждать и верно решать". С другой стороны, на конвенте присутствовало немало делегатов, придерживающихся противоположной точки зрения. Б. Франклин считал необоснованным ограничивать избирательные права имущественным цензом. Решительным образом, высказавшись против ограничения избирательного права, он напомнил, что народ сыграл огромную роль во время войны, внес основной вклад в дело победы. "Чрезвычайно важно, - говорил Франклин, - чтобы мы не унизили его достоинства и не причинили вреда духу народа".

Эту точку зрения разделял и Мэдисон. Он был сторонником сбалансированного порядка, выступал за то, чтобы США оставались демократической республикой. "Избирательное право, - говорил он, - одно из основных условий республиканского правления". Мэдисон считал, что правительство лишь выиграет, если сумеет добиться поддержки народа и расширить свою опору в массах. Поэтому он возражал против реставрации основанных на имущественном цензе ограничений, частично пересмотренных либо отмененных в результате революции. Возврат к дореволюционным нормам мог подорвать всю систему, гибельно сказавшись на судьбе конституции. В конечном итоге члены конвента осознали это. Однако конвент отнюдь не высказался в пользу всеобщего избирательного права. Согласно принятому постановлению имущественные и иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе.

По поводу формирования сената также выдвигалось множество различных предложений. Делегаты южных и некоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, что число представителей в сенате должно быть пропорционально численности населения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат в сенате имел равное количество представителей. В конце концов, сторонники северных штатов одержали верх, и было принято предложение делегата из Коннектикута О. Эллсуорта о том, чтобы каждый штат, независимо от численности своего населения, был представлен в сенате США 2 представителями, избираемыми на 6 лет легислатурами соответствующего штата, причем каждый сенатор должен был обладать одним голосом. В результате впервые в практике американского конституционализма у верхней палаты появилась совершенно новая роль, что придало конституции США характер своеобразной "смешанной" системы правления, при которой принцип представительства населения стал дополняться принципом представительства интересов штатов как суверенных участников конституционного соглашения. Важное значение имеет тот факт, что при исчислении нормы представительства в нижнюю палату должно было учитываться 3/5 рабского населения, хотя последнее не имело избирательных прав. Договоренность по указанному комплексу вопросов получило название "великого компромисса", которая являлась одной из важнейших политических сделок на конвенте между представителями буржуазного Севера и плантаторского Юга.

Большая полемика развернулась по поводу способа назначения главы исполнительной власти и срока его полномочий. Ряд делегатов (Шерман, Патерсон, Пинкни, Мейсон) высказывались в пользу предусмотренного "планом Рандольфа" избрания высшего федерального магистрата национальной легислатурой. Однако большинство делегатов выступали против предложенного "планом Рандольфа" способа избрания президента именно потому, что при таком способе глава исполнительной власти оказался бы в полной зависимости от национальной легислатуры. Вместо этого некоторые делегаты (Б. Франклин, Г. Моррис) высказались за избрание президента непосредственно самим народом, всеми фригольдерами страны. Дж. Уилсон также выступил за избрание главы федеральной исполнительной власти самим народом, предложив, однако, непрямые выборы, при которых население избирало бы коллегию выборщиков. В конце концов, именно это предложение и было принято.

Жаркие дебаты вызвало определение срока полномочий президента, а также вопрос о возможности его переизбрания на новый срок. В ходе этой полемики и родилась идея избрания президента на четырехлетний срок выборщиками без запрета переизбрания на новый срок. На конвенте в Филадельфии относительно легко было принято предложение об импичменте президента.

Остро встал на конвенте и вопрос о рабстве. Промышленники Севера стремились к уничтожению рабского труда, противоречащего их экономическим интересам. В том, что система рабства носила порочный характер, отдавали себе отчет не только представители Севера, но и наиболее дальновидные политические деятели южных штатов. За полтора года до созыва конвента делегат Вирджинии в континентальном конгрессе Ч. Томпсон писал, что рабство - роковая опухоль, которую необходимо удалить. Но на конвенте возобладала другая точка зрения. Представители южных штатов заявили о возможности кровопролития, если не будут приняты их условия. Они заняли ультимативную позицию: в случае запрещения ввоза рабов пригрозили отказом подписать конституцию и выйти из союза. Сознавая опасность раскола, делегат Пенсильвании Р. Моррис выступил с призывом прийти к соглашению. В итоге и в данном вопросе был найден компромисс: конституция разрешала ввоз рабов, ограничивая это разрешение двадцатилетним сроком до 1808 года и обложив работорговлю пошлиной. Как и во время обсуждения Декларации независимости, в ходе дебатов на конституционном конвенте противники рабства во имя сохранения союза вынуждены были отступить.

К началу осени текст конституции подвергся окончательной редакции и 17 сентября был представлен делегатам конвента для подписания. Наследующий день конституция была опубликована. Обнародованная конституция вызвала острые споры между ее сторонниками - федералистами - и теми, кто был против нее - антифедералистами. Для того чтобы вступить в силу, Конституция должна была быть ратифицирована 9 из 13 штатов (то есть 2/3) - членами союза. Эта миссия возлагалась на конвенты штатов, делегаты которых избирались местными законодательными ассамблеями.

Наше новое федеральное правительство, - отмечал тогда в частном письме известный политический деятель и ученый Б. Раш, - весьма приемлемо для огромного большинства наших граждан и, конечно, получит поддержку 9 штатов немедленно, а всех остальных в течение года - полутора". Однако этот прогноз оказался излишне оптимистичным. Прошло 7 месяцев, прежде чем Конституция была одобрена 9 штатами, а для того, чтобы получить согласие всех 13 штатов, потребовалось без малого три года. Страна раскололась на два лагеря. Началась ожесточенная политическая борьба. Федералисты устраивали демонстрации, выступали на собраниях и в печати, агитируя за ее ратификацию. Наиболее активную роль в стремлении обосновать необходимость принятия конституции играли участвовавшие в ее создании Дж. Мэдисон, Дж. Джей и А. Гамильтон. Они изложили свою политическую программу в серии статей (всего 85), объединенных впоследствии в сборнике "Федералист".

Антифедералисты не имели такой разработанной политической платформы, как сторонники конституции. Но и они сделали все возможное, чтобы сплотить все силы, выступавшие против ратификации нового свода законов. В разгар кампании по вопросу о ратификации Конституции Джей отмечал, что "оппозиция носит настолько грозный характер, что представляется проблемным исход борьбы". Антифедералисты заявляли, что конвент был не вправе пересматривать Статьи конфедерации и потому новая Конституция противозаконна. Демонстрации и митинги охватили всю страну. Устраивались массовые шествия, сопровождавшиеся публичным сожжением Конституции. Между противниками и сторонниками Конституции происходили стычки, приобретавшие подчас характер настоящих сражений, когда использовалось оружие, камни и палки, как это было, например, в Нью-Йорке.

В масштабах страны силы федералистов и антифедералистов были примерно равны. По своему социальному составу лагерь антифедералистов был более демократичным, но одновременно и чрезвычайно неоднородным. У антифедералистов был, по-видимому, небольшой численный перевес, но, не имея четкой позитивной программы, они занимались в основном критикой Конституции. Федералисты же были лучше организованы, что и помогло им в конечном итоге добиться успеха, хотя дело это оказалось чрезвычайно трудным.

В декабре 1787 - январе 1788 годов сторонникам Конституции удалось одержать сравнительно легкую победу на конвентах Делавэра, Нью-Джерси, Пенсильвании, Джорджии, а также в Коннектикуте. Острая дискуссия развернулась на конвенте Массачусетса, где все еще сильны были настроения, против которых была направлена Конституция. Поэтому при голосовании в феврале 1788 года она была утверждена лишь незначительным большинством голосов (187 против 167). В Вирджинии федералистам удалось собрать лишь 89 голосов против 79. Очень остро протекали дебаты на конвенте Нью-Гемпшира, где лишь при повторном созыве в июне Конституция была утверждена 57 голосами против 47. Ожесточенный характер носила дискуссия на конвенте Северной Каролины, где плантаторы, опасавшиеся чрезмерного усиления власти буржуазии северных штатов, объединились с фермерами и опрокинули сторонников Конституции. Лишь в ноябре 1789 года в результате сильного давления со стороны центральной власти Северная Каролина пересмотрела свое решение. В Род-Айленде при сравнительно широких избирательных правах был проведен референдум, в котором приняли участие около 50% взрослого мужского населения. За Конституцию было подано менее 10% голосов. Род-Айленд был вынужден ратифицировать Конституцию в мае 1790 года, после того как все штаты ее одобрили. На основе этой Конституции уже действовало новое правительство, и оно пригрозило Род-Айленду экономическими санкциями в случае отказа подать свой голос за уже вступившую к тому времени Конституцию.

В ходе политической борьбы вокруг Конституции 1787 года важное место занял вопрос о правах человека. Сторонники демократического крыла требовали дополнить Конституцию Биллем о правах. В 10 штатах из 13 Билль о правах уже был включен в текст местных конституций. При обсуждении федеральной Конституции 7 штатов оговорили свое согласие на ее ратификацию лишь при условии, что она будет дополнена статьями о правах человека.

Федералисты пытались доказать, что, поскольку местное законодательство штатов в большинстве случаев уже содержало подобного рода постановления, вводить специальный раздел о правах человека в федеральную Конституцию не имеет смысла. Обоснованию этой точки зрения посвятил пространную статью в "Федералисте" А. Гамильтон. Но так как антифедералисты активно использовали данный аргумент в борьбе против ратификации Конституции, федералисты вынуждены были пообещать дополнить Конституцию Биллем о правах после ее вступления в силу. Добившись ратификации Конституции, федералисты сдержали слово, и уже на первом заседании палаты представители федерального конгресса Соединенных Штатов Америки 8 июня 1789 года Джеймс Мэдисон предложил развернутый проект поправок к Конституции. Большая часть статей, содержавшихся в проекте Мэдисона, была принята и легла в основу окончательного текста федерального Билля о правах, утвержденного в форме первых 10 поправок к Конституции конгрессом США 21 сентября 1789 года и официально вступившего в силу в 1791 году.

Конституция США

 

Принятая Конституция закрепляла буржуазно-демократический республиканский строй на всей территории Соединенных Штатов Америки. Именем народа были официально отменены дворянские титулы и звания, ликвидированы сословные привилегии, последовательно проводился принцип представительства народа в высших органах государственной власти, равновесия и разделения властей, обеспечивалось создание более прочного политического союза штатов с эффективной законодательной, исполнительной и судебной властями. В этом смысле Конституция 1787 года стала высшей точкой, кульминацией американской буржуазной революции. Был подготовлен в высшей степени оригинальный и сбалансированный проект новой федеральной Конституции. Он был весьма совершенен и с точки зрения своей формы, но при этом, однако, не был лишен и некоторых недостатков, важнейшим из которых оказалось отсутствие самостоятельного раздела о гражданских правах и свободах, хотя в тексте принятого проекта и был закреплен ряд основных конституционных гарантий прав граждан («Хабеас корпус», запрещение обратной силы законов и наказаний без суда, гарантия суда присяжных в уголовных делах, строго ограниченное понятие государственной измены, запрещение каких-либо привилегий при назначении на государственные должности в связи с религиозными убеждениями). Кроме этого, к недостаткам Конституции, на мой взгляд, нужно отнести отложение решения по вопросу рабства, которое сказалось в середине 19 века и стоило США многих тысяч человеческих жизней.

Для своего времени Конституция носила прогрессивный характер: в ней закреплялись буржуазно-демократические принципы и завоевания американского народа, она расчистила дорогу для развития буржуазных производственных отношений и способствовала развитию капитализма в стране. Важно отметить, что американская Конституция – первая писаная Конституция, оставшаяся действующей с 18 века – одна из самых «неподатливых», «неподвижных» среди основных законов других развитых стран. Ее особенностью является незначительная формальная изменяемость. Юридический текст Конституции лишь дополняется путем внесения поправок к ней.

Весь процесс изменения проходит 3 этапа:

1) внесение поправок;

2) принятие поправок;

3) ратификация поправок.

Поправка вносится либо Конгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специальным конвентом, созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов, либо конвентами 3 / 4 штатов. Способ ратификации предлагает Конгресс США. Имеется 4 пути утверждения поправок. При их принятии может устанавливаться срок ратификации. Более чем за двухсотлетнюю историю США в Конгресс было внесено более 5000 проектов, предложений об изменении Конституции. Однако сложность процедуры их принятия и ратификации привела к тому, что была одобрена лишь 31 поправка, из которых ратифицированы только 26.

Если учесть, что предложение о первых десяти из них пришлось на 1789 год, а введение и отмена «сухого закона» (18-ая и 21-ая поправки) представляют в настоящее время лишь исторический интерес, то по сравнению с многочисленными конституционными переменами в других странах этот документ должен, казалось бы, говорить о незыблемости и неизменности учрежденного в конце 18 века социально-политического и государственного строя. Однако Конституция постоянно приспосабливается к потребностям американской нации. Приспособление положений Конституции к текущим потребностям, помимо внесения поправок, обеспечивается в значительной мере решениями судов, особенно Верховного суда США. Сначала американская Конституция состояла из преамбулы, которая при толковании ее судами не признавалась за ее составную часть, а рассматривалась только сточки зрения источника, от которого она исходит, и 7 статей. Позднее ряд исследователей стали относить к Конституции и поправки, которых насчитывается 26. Первоначальный текст Конституции в основном регламентировал структуру центральных органов власти, взаимоотношения федерации с ее субъектами и содержал необходимые сведения о порядке изменения Основного закона. Только с постепенным прибавлением поправок Основной закон Соединенных Штатов Америки стал регулировать тот комплекс вопросов, которые мы привыкли относить к конституционному регулированию.

По американской Конституции 1787 года государственная власть осуществляется путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя фактическое отношение между тремя основными органами государственной власти постоянно изменяются, Конституция устанавливает их следующее юридическое положение и взаимоотношения. Согласно первой статье Конституции США, законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, палаты которого избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Нижняя палата – палата представителей, члены которой представляют интересы всего населения страны, избирается на 2 года в количестве 435 человек пропорционально численности населения. В Конституции Палате представителей посвящен второй раздел первой статьи. По Основному закону США 1 представитель избирался от 30000 человек, но каждый штат должен иметь хотя бы одного представителя. Однако по мере возрастания населения возникла необходимость в пересчете, который осуществляется через каждые 10 лет после переписи населения. Сначала избирательное право предоставлялось только белым свободным мужчинам. Развитие демократии привело к постепенному расширению круга избирателей, и теперь, согласно двадцать шестой поправке, активное избирательное право предоставляется всем гражданам США по достижению 18 лет. Представителем может стать любой, достигший 25-летнего возраста и являющийся гражданином США, по крайней мере, 7 лет к моменту выборов. Верхняя палата – сенат, представляющая интересы субъектов федерации – состоит из сенаторов, которые избираются по 2 человека от каждого штата на 6 лет. При этом каждые 2 года 1/3 сената обновляется. Верхней палате посвящен третий раздел первой статьи Конституции. Сенаторы избираются легислатурами штатов. Сенатором может стать любой 30-летний человек, состоявший в гражданстве США к моменту выборов не менее 9 лет. Каждая из палат «может устанавливать правила своих заседаний, наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение и согласия 2/3 голосов исключать члена». Также каждая палата «сама будет являться судьею выборов, полномочий и квалификации ее членов». По Конституции обе палаты должны вести журнал своих заседаний и публиковать его за исключением тех частей, которые, по мнению палат, являются секретными. За свою службу сенаторы и представители должны получать вознаграждение, установленное законом и выплачиваемое казначейством США. Они пользуются привилегией свободы от ареста во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, во время следования в палату и возвращения из нее.

Полномочия Конгресса перечислены в восьмом разделе первой статьи Конституции США. Причем надо отметить, что в тексте Основного закона перечислены только те полномочия, которые штаты отдают федеральному центру, и этот перечень исчерпывающий. То есть все вопросы, не входящие в компетенцию Конгресса, штаты решают самостоятельно. Из полномочий Конгресса, на мой взгляд, нужно отметить издание законов и законодательных актов, установление и взимание федеральных налогов, учреждение федеральных судов, содержание армии, флота и милиции и ряд других. Но наиболее важным полномочием Конгресса является выдвижение обвинения против всех должностных лиц, включая президента, и производство суда над ними. Но об этом будет сказано ниже. Основные полномочия Конгресса – законодательные, финансовые, контрольные, судебные и внешнеполитические, имея свои специфические особенности, в общем, существенно не отличаются от аналогичных полномочий других парламентов, поскольку парламент США служил прототипом для многих из них.

Вторая статья Конституции США посвящена исполнительной власти. Согласно Основному закону, исполнительная власть принадлежит Президенту США. Он занимает свою должность вместе с Вице-президентом, избирается на 4 года следующим образом: «Каждый штат будет назначать способом, установленным его Законодательным собранием, выборщиков в числе, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право посылать в Конгресс…», при этом выборщики не являются лицами, состоящими на государственной службе США. Коллегия выборщиков и осуществляет выборы Президента в день, определенный Конгрессом США. Одно лицо не может избираться на должность Президента более двух сроков подряд. Президентом может стать любой тридцатипятилетний гражданин США, состоящий в американском гражданстве и проживающий в этой стране не менее 14 лет на момент выборов. Президент – центральная фигура на политической арене. Он является единоличной главой исполнительной власти и не несет прямой ответственности перед другими органами. Назначаемые им министры ответственны перед ним, и решающее слово всегда остается за Президентом. Кажущиеся парадоксальными слова А. Линкольна: «Семь «против», один «за» – «за» проходит», когда правительство было единогласно против него, отражают действительное положение дел.

Президент наделен обширными полномочиями, которые при их фактическом осуществлении с момента принятия Конституции постоянно увеличиваются. Он – руководитель аппарата исполнительной власти, Президент создает и упраздняет различные агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Являясь главой государства и правительства одновременно, Президент наделен количественно небольшими, но чрезвычайно важными полномочиями по отношению к Конгрессу, позволяющими ему активно вторгаться в сферу законодательной власти: право обращения с посланиями и право относительного вето. Но о характере взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями речь пойдет позже. Полномочия Президента как руководителя внешней и внутренней политикой государства весьма значительны: он командует вооруженными силами США, назначает и отзывает послов, предлагает на утверждение сената судей Верховного суда, заключает международные договоры, требующие согласия сената. Однако конституционное положение об обязательном утверждении договоров сенатом часто игнорируется главой государства. Общее число международных соглашений превышает число договоров, представленных на ратификацию сената. Судебная власть в США принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам (в наше время это 11 апелляционных и 89 окружных – в штатах, по одному – в округе Колумбия и Пуэрто-Рико). Одновременно с этими судами существуют судебные системы штатов и специальные суды. По Конституции «судебная власть распространяется на все дела, разрешаемые по закону и по справедливости, возникающие на основе данной Конституции, законов Соединенных Штатов Америки и международных договоров, заключенных США». Судьи за свою деятельность получают вознаграждение.

Верховный суд включает 9 судей, находящихся в должности «до тех пор, пока их поведение является безупречным». Судьи назначаются Президентом с согласия сената. Важно отметить, что в США помимо указанных в Конституции функций Верховный суд стал исполнять функции органа конституционного контроля. Верховный суд в обязательном порядке рассматривает вопрос о конституционности актов Конгресса в следующих случаях: 1) когда апелляционный суд считает, что законодательный акт Конгресса США нарушает Конституцию, законы или международные договоры; 2) когда федеральный окружной суд или апелляционный суд считает, что акт Конгресса является неконституционным; 3) когда Верховный суд штата заявляет, что федеральный закон или договор является неконституционным; 4) когда апелляционный суд ставит вопрос о деле, решенному различно в двух окружных судах и по которому отсутствует окончательное решение Верховного суда.

Деятельность Верховного суда в области конституционного надзора весьма значительна. С 1803 по 1972 года им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решений, что говорит о стремлении Верховного суда приспосабливать эти решения к меняющимся условиям жизни. Таким образом, Верховный суд играет серьезную роль в жизни американского государства и системе высших органов государственной власти, реально участвуя в системе сдержек и противовесов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: